· Разумно организовать режим дня ребенка.
• Создать здоровую морально-психологическую атмосферу в семье.
• Проявлять умеренную требовательность.
• Вырабатывать у ребенка привычку считаться с мнением и интересами других людей.
• Соблюдать режим сна, питания и т. д.
Устранять источник впечатлений.
• Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность).
• Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза.
• Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний.
• Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя.
• Проявлять любовь
5. Своеволие возникает как результат развивающейся самостоятельности и волевого элемента в поведении ребенка, его стремление самоутвердиться и неумение избрать для этого адекватные средства.
v Распространенной ошибкой учителей и родителей в преодолении детского своеволия является чрезмерность, неадекватность силы их воздействия, в результате чего они не только подавляют своеволие ребенка, но и, добиваясь абсолютного, слепого послушания, уничтожают в самом зародыше волю ребенка, способность к инициативным, самостоятельным действиям. А потом удивляются, почему это их сын, в отличие от родителей, получился таким «стадным», так легко «впутывается» в различные неблаговидные компании.
Первое детское «Я — сам!» — уже сигнал родителям о необходимости уважительного отношения к этой пусть еще слабенькой, только еще зарождающейся личности.
|
|
Причиной своеволия чаще всего бывает:
ü неправильное воспитание,
ü избалованность,
ü эгоизм ребенка,
ü потакание его прихотям,
ü непоследовательность в требованиях к нему.
При отсутствии эффективного педагогического влияния своеволие может стать чертой характера, а ребенок — дезорганизатором деятельности учащихся и учителя.
Основной путь профилактики и преодоления своеволия:
v создание благоприятных условий в среде, окружающей ребенка,
v обстановки доброжелательности, доверия,
v а также преодоление педагогических ошибок, допущенных ранее.
Однако наиболее важным средством воспитания послушания, а также преодоления своеволия следует считать создание атмосферы делового сотрудничества, такой обстановки, в которой не травмируются психика младшего школьника, его нервная система, происходит активизация положительного фонда личности ребенка, культивирование коллективистских начал в его нравственном сознании.
6. Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым возникают как результат неправильной реализации ребенком, подростком стремления к взрослости, ложного стыда проявить ласку, послушание.
Нередко причинами грубости выступают
· несдержанность,
· слабоволие,
· неумение ребенка владеть собой
· Неудовлетворение потребностей ребенка.
· Оскорбление.
· Применение принуждений и наказаний.
· Нарушение этики взаимоотношений и общения.
· Несправедливое отношение к ребенку.
· Состояние болезни