Зарубежная практика регулирования железнодорожных тарифов

В зарубежной практике существует множество практических решений в области организации управления железнодорожным транспортом, регулирования деятельности транспортных компаний, формирования тарифов, которые могут быть использования для выработки эффективных методов формирования тарифов в России.

Опыт США и Канады

Железные дороги США обслуживают почти все отрасли национальной экономики, предоставляя клиентам эффективные и относительно дешевые услуги.

Железные дороги в США - частные, вертикально интегрированные. Каждая железнодорожная фирма имеет свою собственную сеть с сопутствующей инфраструктурой и оказывает услуги по перевозкам по этой сети.

С 1980 года железные дороги не регулируются правительственными регулирующими органами, а действуют самостоятельно.

Тарифная система на железнодорожном транспорте США развивалась в увязке с развитием железнодорожного транспорта. Долгое время на каждой дороге действовали собственные тарифы. Тарифы строились на основе транспортных свойств грузов, в зависимости от использования подвижного состава, на базе себестоимости.

Тарифы насчитывали большое количество классов грузов и определялись путем умножения ставки базового класса на соответствующий коэффициент. Часть тарифов на перевозку конкретных грузов между определенными пунктами были ниже классных. Они предназначены для стимулирования перевозок грузов укрупненными партиями, повагонными отправками на дальние расстояния. Снижение тарифа стимулировало увеличение использования маршрутных поездов при перевозках угля, руды, зерна и других навалочных грузов.

Исторически в Канаде сложилась смешанная структура железнодорожной отрасли. Крупная компания, принадлежащая государству, и крупная частная компания предоставляют практически весь объем услуг на национальном рынке железнодорожных услуг. Канадская железнодорожная сеть является вертикально интегрированной.

Характерной особенностью для Канады является регулирование перевозок зерна. Тарифы на перевозку зерна рассматриваются в качестве политического вопроса.

Действующее законодательство обязывает железнодорожные компании публиковать информацию о существующих тарифах в том случае, если грузоотправители потребуют этого. На практике почти все перевозки (кроме зерновых грузов) осуществляются согласно конфиденциальным договорам, которые не подлежат регулированию.

Европейский опыт интеграции инфраструктур

Задача общеевропейской транспортной политики заключается в создании в Европе свободного общего рынка товаров с единым хозяйственным пространством, со свободным перемещением людей, капиталов, товаров.

Международные транспортные организации достигли единообразия в дифференциации тарифных ставок по массе груза, расстоянию перевозки. Принципы и уровни построения внутренних тарифов унифицируются с международными.

Железные дороги Германии являются государственными предприятиями. Федеральное правительство ежегодно предоставляет субсидии для покрытия издержек на перевозки.

Использование регулируемых тарифов на грузовые перевозки прекращено. Тарифы железных дорог Германии изменяются путем ежегодной индексации. Последовательно производится отход от системы тарификации грузов по ценности, сокращение количества классов. В основе распределения грузов по уровню тарифа транспортный признак - удельный погрузочный объем. Однако ценность груза не исключается из тарификации, широко используется в исключительных тарифах, в соглашениях с клиентурой, при предоставлении скидок и надбавок.

На французских железных дорогах грузовые тарифы устанавливает Национальное общество французских железных дорог. Всякое снижение доходов по причине тарифов компенсируется. Кроме официально опубликованных тарифов применяются договорные тарифы на конкретные перевозки.

Процедура определения тарифа включает три этапа: определение текущих издержек, определение инвестиций и определение нормы прибыли. Размер инвестиций определяется на основе экспертных оценок специалистов. При этом критерием при определении нижней границы инвестиций является цена капитала, а верхней – доход на инвестиции на примере конкретных отраслей. Ограниченность государственных средств на дотации, инвестиции и кредиты вынуждает государственные органы проводить либерализацию в управлении железными дорогами.

Проблема тарифной политики по видам транспорта в ЕС относят к разряду ключевых. Особый интерес представляет опыт тарификации стоимости услуг железнодорожной инфраструктуры. Вариантов (теоретических) построения платежей за пользование инфраструктурой множество. В таблице 3.1 приведен набор подходов и методов тарификации, которые в разных формах рассматриваются и апробируются в европейских странах.

Таблица 1. Подходы к тарификации услуг инфраструктуры

Условное название метода Главные особенности метода
1. На основе реальных средних затрат В качестве основе расчетов рассматриваются самые разные показатели в отдельности и в сочетании (расстояние пробега, время, осевая нагрузка)
2. Однокомпонентный тариф Используется принцип усреднения постоянных и переменных затрат, выражаемых в одной ставке
3. На основе аукционных продаж Используется принцип выставления лотов на аукцион
4. На основе метода последовательной «притирки» установленного расчетного тарифа Используется принцип назначения цены и последующей ее корректировки в зависимости от изменения спроса
5. Метод установления договорных тарифов на основе прямых переговоров Используется принцип прямых переговоров по всем условиям, связанных с ценой, включая и инвестиции.
6. Метод с использованием приемов метода тарификации по Рамсею Используются «коэффициенты Рамсея» для определения соотношения расценок в определенной пропорциональности к гибкости конкретного спроса на услугу

Наиболее простым считается метод тарификации на основе реальных средних затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: