double arrow

Постиндустриальное общество

Это понятие впервые было предложено Д. Беллом в 1962 г. Впоследствии оно разрабатывалось при описании экономи­ческих и социальных изменений в конце XX в. в работе «Гря­дущее постиндустриальное общество». Белл говорит о том, что в обществах модерна теоретическое знание становится «осе­вым принципом» общества и является источником инновации и формирования политики. В экономике это приводит к упадку производства товаров как основной формы экономической деятельности и замене его производством услуг. Что касает­ся классовой структуры, новый осевой принцип способствует преобладанию профессионалов и технических специалистов, составляющих новый класс. Во всех сферах - экономической, политической и социальной - основное воздействие на при­нятие решений оказывают новые интеллектуальные техноло­гии и новый интеллектуальный класс.

Другие исследователи также рассматривают растущую власть технократов в экономической и политической жизни. Дж. К. Гэлбрейт полагает, что власть в экономике Соединен­ных Штатов, а следовательно, и во всем американском обще­стве находится в руках технической бюрократии, или «техно-структуры» крупных корпораций. А. Турен говорит о таком лее технократическом контроле над французской экономикой и политической жизнью.

В 1973 г. Дэниел Белл отметил появление постиндустри­ального общества. Согласно Беллу, этот новый тип экономики имеет шесть характеристик: (1) широкие торговые отноше­ния между странами; (2) большой излишек товаров; (3) сек­тор обслуживания настолько широкий, что позволяет нани­мать большое количество рабочих; (4) широкое разнообразие и количество товаров доступных среднему человеку; (5) «ин­формационный взрыв»; и (6) «глобальная деревня», то есть технологический прогресс делает возможным мгновенные все­мирные коммуникации.

Наиболее важные черты постиндустриального общества -это «информационный взрыв» и появление «глобальной де­ревни». Сегодня новости относительно политических и эко­номических изменений, мгновенно переданные спутником, не только воздействуют на цепы на Нью-Йоркской Фон­довой бирже, но и отражаются также на Японской Фондо­вой бирже. Поскольку государственные границы теперь представляют меньше препятствий, чем когда-либо к об­мену товарами и информацией, мир стал гораздо более до­ступным.

Последствия глобального технического прогресса особен­но видимы в Европе, где семнадцать государств сформировали экономическую и политическую реальность - Европейский Союз (ЕС). Каждая страна остается независимой и сохраняет свой собственный законодательный орган, суды и правительство, но наряду с ними имеются также Европейский парламент и суд.

В настоящее время вышла в обращение евровалюта.

Постиндустриальная экономика позволяет среднему граж­данину высокоразвитых стран жить на таком уровне, о котором несколько поколений назад только мечтали.

Община и общ ество (по Ф. Теннису)

Одно из наиболее важных исследований противополож­ности между доиндустриальным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Тенни­сом (1855—1936). Он ввел термины «гемайншафт» и «гезельшафт» (они перево­дятся как «община» и «общество»), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Точнее, термин «гемайишафт» относится к сельской общине, а термин «гезельшафт» - к городскому индустриальному обществу. Основные различия между «гемайишафт» и «гезельшафт» Н. Смелзер описывает следующим образом.

1. Если говорить об индивидуальной мотивации, «гемайн­шафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например, крестьянские семьи в пе­риод сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Обще­ство типа «гезельшафт» основано на рациональном осуществ­лении личных интересов; индивиды взаимодействуют в дело­вой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.

2. В сфере социального контроля общество типа «гемайи­шафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как «гезельшафт» есть общество, основанное на формальном праве. В области разделения труда общество типа «гемайн­шафт» отличается ограниченной специализацией, складыва­ющейся главным образом на основе родительских связей: обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязан­ности в хозяйстве. Для общества типа «гезельшафт» харак­терны специализация профессиональных ролей и отделение последних от семейных ролей.

3. В обществе типа «гемайншафт» культура формирует­ся на основе религиозных ценностей, а в «гезельшафт» - на светских.

4. Главными социальными институтами в «гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «гезельшафт» складыва­ются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, пра­вительство, политические партии, добровольные ассоциации).

Дихотомия Тенниса подверглась критике за чрезмерное упрощение. Во-первых, общества типа «гемайншафт» тоже отличаются друг от друга; японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других доиндустриаль-ных обществ. Кроме того, в каждом современном обществе смешаны элементы «гемайншафт» и «гезельшафт».

Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности противо­речий, дезорганизации и конфликтов, в какой-то мере прису­щих любому обществу.

Общества механической и органической солидарности

Э. Дюркгейм также разделяет общую для социологии XIX в. идею двух типов общества: традиционного и совре­менного. Он выделяет два типа социальной солидарности:

Во-первых, механическую солидарность, присущую тра­диционному, архаическому обществу и основанную на нераз­витости и сходстве составляющих общество людей. Индивид в таком обществе не принадлежит сам себе, а коллективное сознание почти целиком покрывает индивидуальные особен­ности, то есть нивелируется индивидуальное «Я»: «Я – это только МЫ». Индивиды мало отличаются друг от друга, они испытывают одинаковые чувства, привержены одинаковым цен­ностям, признают одно и то же священным. Общество спло­чено, потому что индивиды еще не дифференцированы. Как известно, социальное принуждение выражалось здесь в стро­гих репрессивных законах, карающих за малейшее отклоне­ние от норм коллективного поведения.

Во-вторых, органическую солидарность, которая порож­дается разделением общественного труда и основана не на сходстве, а на различии индивидов. И если механическая солидарность предполагает поглощение индивида коллекти­вом, то органическая солидарность, напротив, предполагает развитие личности. Солидарность, основанную на дифферен­циации индивидов, Дюркгейм называет органической по ана­логии с органами живого существа, каждый из которых вы­полняет свои функции и не походит на другие органы. Имен­но благодаря разделению труда индивид осознает свою за­висимость от общества, которая раньше поддерживалась реп­рессивными мерами. Как подчеркивал Э. Дюркгейм, «так как разделение труда становится важным источником социаль­ной солидарности, то оно (разделение труда) вместе с этим становится основанием морального порядка». Здесь наблю­дается сокращение сферы бытия, покрываемой коллективным сознанием, ослабление коллективных реакций на нарушение запретов и расширение зоны индивидуальной интерпретации социальных императивов. Поэтому переход от механической солидарности к органической он считает не только истори­ческим законом, но и главным показателем прогресса.

Гражданское общество

Если из всего многообразия общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов вычесть только те, которые относятся к политической сфере, то, оставшаяся часть отношений называется в социологии гражданским об­ществом. Оно включает семейные, кровнородственные, межэтнические, религиозные, экономические, культурные отноше­ния, отношения различных классов и слоев, частные формы общения людей и т. д., то есть все то, что неподконтрольно государству.

В XVIII в. А.Фергюсон определял «гражданское обще­ство» как состояние цивилизованности и как последствие процесса цивилизации. Однако он также использовал «граж­данское общество» как политический термин, противопостав­ляя западный тип государственного управления восточному деспотизму. При этом термин «гражданское общество» имел также экономическую подоплеку, поскольку «цивилизация» противопоставлялась таким обществам, в которых не было ча­стной собственности (варварским государствам).

В конечном счете, в социологии это понятие появилось благодаря работам Г. Гегеля и К. Маркса. У Гегеля «граж­данское общество» предстает как промежуточный институт между семьей и политическими отношениями в рамках госу­дарства. У К. Маркса и Ф. Энгельса термин «общество» чрез­вычайно редко встречается сам по себе. Они исходят из бо­лее глубокой дихотомии «гражданского общества» (т. е. ан­самбля социально-экономических отношений и производитель­ных сил) и государства (т. е. надстроечного проявления клас­совых отношений внутри гражданского общества). В «Немец­кой идеологии» они утверждают, что «гражданское общество есть подлинный источник и театр всей истории»; таким обра­зом, объяснение политических событий, изменений в праве и развитии культуры необходимо искать в развитии структуры гражданского общества. Эта марксистская концепция была переосмыслена А. Грамши, который утверждал, что между принудительными государственными отношениями и эконо­мической сферой производства пролегает область гражданс­кого общества, а именно область социальной жизни, которая выступает в качестве области согласия гражданского и инди­видуального. Формулировка отношений между экономикой, обществом и государством с точки зрения двух противополож­ностей - частной и общественной жизни, согласия и принуждения, предложенная Грамши, сыграла чрезвычайно важную роль развитии современного марксистского анализа идео­логии и власти.


Лекция 3

1. Понятие личности

2. Социологические концепции личности

3. Социализация как процесс

4. Девиантное поведение

Ключевые понятия: личность, индивид, индивидуальность, потребность, статус, социальный статус, приписываемый статус, достигаемый статус, главный статус, социальный престиж, социализация, институты социализации, первичная социализация, модальная личность, маргинальная личность, аномия, девиация, делинкветное поведение, конформизм, инновация, ритуализм, ретризм, мятеж, ресоциализация, десоциализация.

-1-

В повседневном и научном языке очень часто встречают­ся термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «лич­ность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Чело­век - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный предста­витель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ - неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного инди­вида от другого, причем различия проводятся на самых раз­ных уровнях ~ биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вво­дится длявыделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т. е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как:

1) системное качество индивида, определяемое его вклю­ченностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;

2)субъект социальных отношений и сознательной дея­тельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтоге­нетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек

должен пройти определенный путь развития. Непременными условиями этого развития являются: 1) биологические, гене­тически заданные предпосылки; 2) наличие социальной сре­ды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаи­модействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, - еще не человек в собственном смысле этого слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

Подойти к задаче характеристики личности можно двоя­ким образом:

- с точки зрения ее структуры;

- с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, об­щения с другими людьми.

Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке ин­дивидуально отражаются социально значимые черты и проявля­ется его сущность как совокупность всех общественных отноше­ний. Социология стремится выявить социальные основы форми­рования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т. е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реального носителя. Конечно же, личность, с точки зрения социологии, обо­значает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодей­ствию с другими людьми и тем самым способствующего стабили­зации и развитию общественных отношений.

Таким образом, социология личности - отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах соци­ально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных об­щностей. Социология личности сосредоточена на трех основ­ных проблемах:

1) изучение личности как элемента социальной системы;

2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);

3) рассмотрение личности как субъекта общественных от­ношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

-2-

Социологические концепции личности.

В современной социологии имеются различные концепции личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: