Урок 25. Жизнь Русской Церкви в период царствования Николая I и Александра II

С началом правления Николая I усилился охранительный курс во внутренней политике государства. Он распространился и на Церковь. Реакция на недавнее засилье враждебных Православию масонских кругов носила нетворческий, казенно-охранительный характер. Новый курс правительства поддерживали митрополиты Петербургский – Серафим и Невский – Евгений (Болховитинов), а у Московского архипастыря митрополита Филарета (Дроздова), который назвал этот поворот “обратным ходом ко временам схоластическим”, он вызывал горестные чувства. Для борьбы с инославными влияниями, с ересями и сектами ужесточалась духовная цензура, но цензура была направлена и против проявления живой богословской мысли. Напуганные разгулом “оккультного” мистицизма, ревнители “обратного хода” с опасливым недоверием стали относиться и к аскетическому мистицизму, к творениям святых отцов: “умная сердечная молитва” оказалась “уничтожена и осмеяна как зараза и пагуба” (митр.Филарет). Цензура не пропускала в печать богословских сочинений А. С. Хомякова. Под подозрением оказалось даже православие митрополита Филарета.

При Николае I усилился обер-прокурорский надзор за ходом церковных дел. Обер-прокурор получил министерские полномочия. Несмотря на подозрительное отношение Николаевского двора к деятелям Александровского царствования, связанным с масонскими кругами, в 1833 г. обер-прокурором вместо князя П.С. Мещерского был назначен тайный масон С.Д. Нечаев. К духовенству он относился презрительно и враждебно, и сразу повел настоящую войну против иерархов из Синода, причем в этой борьбе не брезговал и интриганскими методами. Он инспирировал ложные доносы на архиереев, в которых те обвинялись в политической неблагонадежности, а чтобы придать доносам видимость правдоподобия, подталкивал членов Синода выражать недовольство жандармским давлением на Церковь. Недовольство Нечаевым в Синоде стало столь велико, что иерархи решились просить государя о замене его другом лицом, которое возымело успех.

Его преемником стал граф Н.А. Протасов. Это был один из самых энергичных и умных сановников николаевской эпохи. Он получил воспитание у гувернера-иезуита, и оттого, вероятно, несмотря на его искреннюю преданность Православной Церкви, в его богословских воззрениях всегда был заметен сильный налет католицизма. Протасов считал, что государство должно быть одноконфессиональным и отрицательно относился к политике широкой веротерпимости, проводившейся при Екатерине и Александре I. Но на Церковь он смотрел прежде всего с точки зрения государственного интереса, пользы, видел в ней одну из опор правительства, и в этом был верным продолжателем линии Петра I и архиепископа Феофана. Он скоро подчинил себе учреждения, находившиеся прежде в ведении Синода – Духовно-учебное управление, преобразованное из Комиссии духовных училищ, подведомственной Синоду; счетную часть Синода, которую он преобразовал в Хозяйственный комитет. С членами Синода граф Протасов обращался заносчиво, грубо, позволяя себе кричать на них и даже пытался по-военному командовать ими. При этом он однако заботился о престиже Святейшего Синода и не позволял главам смежных министерств вмешиваться в церковные дела.

Считая Русскую Церковь своим ведомством, Протасов брал на себя инициативу в решении чисто церковных дел и даже вопросов богословского характера. В конце 1830-х годов он поднял вопрос об исправлении “Катехизиса” митрополита Филарета, в котором усмотрел протестантский оттенок. Кроме этого, он решительно возражал против перевода Библии на русский язык и предлагал Синоду объявить славянский перевод каноническим. Этому намерению воспротивился Московский митр. Филарет. Предложение Протасова было отвергнуто Синодом, но вскоре после этой неудачи, в 1842 г. Протасов добился удаления из Синода в свои епархии митр. Московского Филарета, и Киевского мит. Филарета (Амфитеатрова). Московский святитель после удаления из Петербурга, никуда не выезжал из Москвы, продолжая оставаться средоточием церковной жизни. Русские иерархи смотрели на него как на своего вождя и, приезжая в Москву, шли к нему за советом и руководством.

По инициативе обер-прокурора был разработан Устав духовных консисторий, утвержденный в 1841 г. По Уставу епархиальные консистории являлись совещательными и исполнительными органами при епархиальных архиереях. Члены консисторий назначались архиереями из числа наиболее заслуженных священников. Кроме них в консисторских штатах состояли светские чиновники во главе с секретарем, которого назначал и увольнял обер-прокурор. Любое решение епархиального архиерея могло быть опротестовано секретарем, и в этом случае его исполнение приостанавливалось. В сущности, эти секретари были своеобразными местными “обер-прокурорами”, практически независимыми от архиереев и имевшими огромное влияние на ход епархиальных дел. Синоду, в сою очередь удалось добиться упразднения промежуточных звеньев между епархиальной властью и благочиниями – уездных духовных правлений.

При Протасове границы епархий были приведены в соответствие с административным делением страны на губернии. За годы царствования Николая I открыт был ряд новых епархий: Олонецкая, Саратовская, Новочеркасская, Симбирская, Томская, Херсонская, Варшавская, Камчатская, Кавказская, Рижская, Самарская, Полоцкая и Литовская. Конец царствования совпал с неудачной для России Крымской войной. Представители Церкви также принимали в ней участие. Духовенство в войсках и в местах боевых действий поднимало дух бойцов и простого народа, заботилось о раненых, утешало их, напутствовало умиравших. Соловецкий монастырь мужественно выдержал двухдневную бомбардировку английской эскадры. Корсунский женский монастырь под Севастополем был обращен в лазарет, и инокини служили в нем сестрами милосердия. В разгар Крымской кампании в 1855 году скончался император, Николай I. Обер-прокурор Святейшего Синода граф Н.А. Протасов умер на месяц раньше монарха.

В правление Николая I произошло важное церковное событие – воссоединение униатов с Православием. Инициатором и главным деятелем воссоединения стал митрополит Иосиф (Семашко) (1798-1868г.). Он был сыном небогатого дворянина, впоследствии униатского священника. Детство провел среди православных, воспитывался в условиях жизни простого малороссийского народа. В этот период униаты испытывали притеснения от католиков.

Еще в 1827 г. государь, уже проникавший в действительное положение дел униатской церкви, воспретил принимать в униатское монашество чистых латинян и указал усилить средства на образование униатского белого духовенства. Тогда же Семашко представил для государя записку, в которой, изложил историю унии и программу действий Рима по расколу православных епархий западной Руси. Кроме этого Семашко указал и средства к спасению униатского населения от врагов его народной веры: вместо департамента католической коллегии он предлагал открыть для униатского управления особую униатскую коллегию, вместо 4-х оставить только две униатских епархии, – Белорусскую и Литовскую, – улучшить содержание духовных школ и прекратить обучение униатской молодежи в школах католических, воспретить переход униатов в латинство, сократить число базилианских монастырей и упорядочить их администрацию. Записка эта встретила сочувствие императора Николая I и в 1828г. последовал его указ об учреждении отдельной униатской коллегии, поставившей униатскую церковь в независимое положение от католической администрации.

Дальнейшему развитию униатского дела способствовало польское восстание 1830-31 гг., в котором ксёндзы и базилиане явились главными участниками. Ряд больших базилианских монастырей был закрыт, часть из них передана православным, в том числе Почаевский монастырь. Еп. Иосиф разработал общий план воссоединения униатов, состоявший в том, чтобы, после надлежащей предварительной подготовки, воссоединение единовременно было принято повсюду всем униатским духовенством. Выполнение этого плана велось, под его руководством, со строгой постепенностью и в полном секрете от католической партии (он ездил по епархии и убеждал священников к переходу в православие). В 1835 году еп. Иосиф был назначен членом секретного комитета (образован в 1834г., куда вошли митр. Московский Филарет, обер-прокурор Нечаев и министр внутренних дел Блудов), и членом комиссии духовных училищ в Петербурге, которой подчинялись все униатские духовно-учебные заведения, для направления униатских дел. В 1834г. по всем униатским церквам были разосланы служебники московской печати, для замены униатских. Униатские церкви снабжались православными иконостасами, крестами, дароносицами. Униатское богослужение тщательно очищалось от всех заимствований из латинского обряда. В 1837 г. дела униатской церкви были переданы из министерства внутренних дел обер-прокурору Синода.

В 1838 г. скончались униатские епископы противники воссоединения. К этому времени подготовка духовенства была закончена, и оно выдало подписки на воссоединение, за исключением сотни священников в Белорусской епархии. Зимой 1839г. собор униатских архиереев и высшего духовенства, собравшийся в неделю Православия в Полоцке, составил торжественный акт о присоединении униатской церкви к православной и прошение о том государю с приложением подписей духовных лиц. 25 марта имп. Николай I написал на этом прошении: "Благодарю Бога и принимаю". За пастырями присоединилось к Православию и все полуторамиллионное население указанных епархий. Бывшие униатские архиереи получили православные епархии западного края.

Александр II (1855-1881гг.) Поражение в Крымской войне убедило нового императора в необходимости реформ. Важнейшим преобразованием явилась отмена крепостного права. В самом начале царствования был поставлен и вопрос о церковных преобразованиях. Сложившийся при Николае I и Протасове строй церковного управления вызывал критику с разных сторон. С обоснованной критикой формализма и бюрократизма в синодальном и консисторском управлении выступил известный церковный ревнитель А. И. Муравьев, в прошлом служивший при обер-прокуроре Синода. Он предлагал ввести полномочия обер-прокурора в те рамки, в которых они держались до Голицына и Протасова и стремился к возвышению Первенствующего члена Синода.

Обер-прокурорскос кресло в первое десятилетие царствования Александра и занимали заурядные чиновники А.И. Карасевский и А.П. Ахматов. В период между ними, с 1856 по 1862 гг., обер-прокурором был граф Александр Петрович Толстой, человек искреннего благочестия, любивший бывать в Оптиной пустыни. Несмотря на свое благочестие он, как и ряд его предшественников, препятствовал переводу Библии на русский язык. В 1865 г. обер-прокурора Ахматова сменил граф Дмитрий Андреевич Толстой, приобретший настолько сильное влияние на ход церковных дел, что все вспомнили тогда о временах Голицына и Протасова. Возобновляя опыт “двойного министерства”, Д.А. Толстой совмещал обер-прокурорскую службу с должностью министра народного просвещения. Во внутренней политике, в постановке школьного дела он был убежденным консерватором, ограждавшим сословный характер образования, добившимся запрета принимать в гимназии “кухаркиных детей”. Но в отношении к Церкви, он был “вольнодумец”, едва ли верующий и совсем нецерковный человек. Д.А. Толстой не скрывал своего пренебрежения к епископату и духовенству. При нем опять значительно усилилось давление на иерархию. Обер-прокурор старался подорвать влияние духовенства на народную и государственную жизнь. Он стремился отстранить духовенство от участия в организации начального образования для крестьянских детей. Своей реформой гимназического образования, когда главными дисциплинами в школе стали классические языки, Толстой низвел Закон Божий на место второстепенного предмета. За годы его деятельности в России закрыто было более 2000 приходов.

В области церковного управления он стремился деятельности всех церковных инстанций придать как можно более государственно-упорядоченный, казенный, канцелярский характер, чтобы отнять у Церкви всякую самостоятельность. Для укрепления обер-прокурорской власти в 1865 году учреждена должность товарища обер-прокурора с правами товарищей министров. В 1867 г. при Синоде создано контрольное отделение, поставленное в зависимость от обер-прокурора.

В 1867 году в области епархиального управления было произведено важное преобразование – отменялось разделение епархий на три класса, и титулы архиереев были обращены в их личное преимущество, без всякого отношения к достоинству епархии. С конца 60-х годов в жизнь Церкви вошло такое явление как регулярно проводившиеся епархиальные депутатские съезды, на которые собирались представители духовенства. На съездах, главным образом, обсуждались постановка дел в Семинариях, Духовных училищах и женских епархиальных училищах. Особое внимание съезды уделяли контролю над расходом средств, отпускавшихся на учебные заведения. Перед епархиальными съездами отчитывались свечные заводы. В 1869 году повышены были консисторские оклады, что способствовало изживанию закоренелого зла подкупов и поборов. При Александре и открылось несколько новых епархий Таврическая, Уфимская, Туркестанская, Енисейская, Якутская, Алеутская. На “Московском соборе” 1856 г. ставился вопрос о значительном увеличении числа епархий. Проблема эта была достаточно острой. Епархии в ту пору были очень велики по числу приходов – их могло быть более тысячи. В окормлении столь огромной периферии архиерей сталкивался с великими трудностями. Многие приходы десятки лет не посещались епископами.

В 1865 г. принято было половинчатое решение. Синод признал целесообразным открытие в каждой епархии викариатств, если содержание их могло быть обеспечено на епархиальные средства. Но права и обязанности викарных епископов не были определены достаточно четко. В некоторых епархиях викарные архиереи управляли частью приходов и имели местопребывание в тех городах, по названиям которых титуловались. В других епархиях в ведении викариев находились свечные заводы, женские монастыри, епархиальный суд, назначение псаломщиков.

Увеличение епископата наталкивалось на серьезную кадровую проблему. Число ученых монахов, способных к архиерейскому служению, было весьма ограничено. И вот граф Толстой; известный своей неприязнью к “черному” духовенству, пытался подготовить почву, чтобы поставить перед Синодом вопрос о введении “белого” епископата. Но это его противоканоничное намерение встретило решительный отпор. Чтобы решить задачу, связанную с подбором подходящих кандидатов на занятие архиерейских кафедр, в 70-е годы стали чаще, чем прежде, хиротонисать принявших постриг вдовых священников.

В 1856 г., воспользовавшись приездом архиереев в Москву на коронацию Александра II, митрополит Филарет провел совещание российского епископата, которое в печати получило наименование “Московского собора”. По предложению святителя Филарета на совещании решено было возобновить труды по переводу Библии на русский язык. А.И. Толстой возражал против перевода Библии на русский язык и после “Московского собора” 1806 г., решившего возобновить перевод, сумел заручиться поддержкой митрополита Киевского Филарета, чтобы затормозить это начинание, так что прошло еще два года, прежде чем, благодаря новым настойчивым усилиям митрополитов Московского Филарета и Петербургского Григория, работа над переводом была действительно возобновлена. Этот труд был поручен четырем Академиям под общей редакцией профессора греческого языка Петербургской Академии Е.И. Ловягина. Рассмотрение текстов производили митрополит Филарет и Святейший Синод. Новый Завет вышел в 1863 г. С 1860 г. в церковной печати начали помещать частные опыты переводов Ветхозаветных книг. Эти переводы принадлежали архимандриту Макарию (Глухареву), М. Никольскому, профессорам Киевской Академии Максимовичу и М. Гуляеву. В “Христианском чтении” в 1861-71 гг. были напечатаны переводы петербургских профессоров М. Голубева и Д. Хвольсона, при участии П. Савваитова и Е. Ловягина. Святейший Синод поручил Духовным Академиям пересмотреть изданные “Христианским чтением” переводы. После этого редактированные тексты просматривались самим Синодом. Особенно много потрудились над редакцией перевода члены Синода: митр. Петербургский Исидор и протопресвитер В.Б. Баженов. С 1868 г. началось печатание Ветхого Завета отдельными частями. Четвертая и последняя его часть вышла в 1875 году, а в 1877 году русская Библия была напечатана в полном составе. Митрополит Филарет не дожил до этого события.

Вопросы для самостоятельного повторения материала.

1. Охарактеризуйте политику государства в отношении Русской Церкви и других религиозных организаций в период царствования Николая I. Укажите наиболее существенные перемены в развитии Церкви за это время.

2. Перечислите основные направления деятельности обер-прокурора Н.А. Протасова.

3. Изложите историю присоединения униатов к Православной Церкви.

4. Какие перемены произошли в церковной жизни благодаря реформам Александра II?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: