Урок 27. Русская Церковь в период революций 1917 г. и гражданской войны

2 марта 1917 г. император Николай и отрекся от престола. Власть перешла к Временному правительству, образованному Государственной Думой. Уже 6 марта Синод признал Временное правительство и отказался от предложения выступить с воззванием к народу поддержать монархию. Синод постановил прекратить молитвы за Романовых и установить еженедельные моления о богохранимой державе Российской и петь многая лета Временному правительству. 9 марта Синод обратился к всероссийской пастве со словами: “Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути”.

20 марта вышел закон об отмене ограничений в правах, связанных с религиозной и национальной принадлежностью. Тем самым Православная Церковь теряла свой привилегированный статус. Разрабатывался декрет о факультативном, вместо обязательного, преподавании Закона Божия. Многовековое единение Церкви и государства рушилось, но Временное правительство пыталось сохранить за собой право контроля над внутренней жизнью Церкви. В глазах православных зависимость Церкви от Временного правительства, лишенного всякой сакральности, приобретала противоестественный характер.

Синодом были опубликованы обращения либерального характера. 29 апреля вышло Послание к российской пастве с призывом провести “выборное начало на всех уровнях церковного управления”, в том числе и при замещении архиерейских кафедр. Во многих епархиях выборы проходили в нецерковной обстановке. Обновленческие настроения захватили часть мирян и клириков, особенно низших – псаломщиков, пономарей. В церковной печати раздавались призывы ввести белый епископат и даже упразднить монашество. При таком помрачении церковного сознания многие из достойных иерархов оказались забаллотированными. Под предлогом самых вздорных обвинений в Тверской епархии голосами псаломщиков был уволен с кафедры архиепископ Серафим (Чичагов). Им недовольны были за строгие требования, которые он предъявлял к кандидатам священства. Но среди иерархов, избранных в это беспокойное время, были и архиереи выдающихся церковно-административных способностей, преданные Церкви, любимые в православном народе. На Петроградскую кафедру голосами питерской бедноты был избран архиепископ Вениамин (Казанский), на Московскую – архиепископ Тихон (Белавин).

Временное правительство видело в духовенстве оплот монархистов. Контроль над Церковью не только не ослабили, но и ужесточили. Было отменено обязательное преподавание Закона Божия в школе, а церковно-приходские школы передавались министерству народного просвещения. Но против политики правительства и деятельности Львова в школьном вопросе (передача церковных школ министерству народного просвещения) восстал Московский Всероссийской съезд духовенства и мирян.

Первоприсутствующий Синода архиеп. Сергий пытался противодействовать политике Львова и реформаторов-обновленцев. Поначалу, убедившись, что им не удалось добиться переизбрания ряда епархиальных архиереев, они связали это с тем, что слишком мало времени прошло, чтобы подействовала пропаганда захваченного ими "Церковного общественного вестника". Отчасти ради соблюдения приличий было 8 мая принято решение Синода, по инициативе архиеп. Сергия, о созыве Предсоборного Совета.

Предсоборный Совет начал заседать 1 июня. Выборные от епископата депутаты совсем не сочувствовали реформам. С целью фальсифицировать церковное мнение и создать перед созывом Собора мнение, что Церковь идет за обновленцами в конце июня при поддержке временного правительства был создан т.н. Всероссийский съезд духовенства и мирян. 5 июля Предсоборный Совет принял решение об открытии в Москве собора и положение о выборах. В этот же день начинаются очень крупные беспорядки в Петрограде, когда была сделана первая попытка захвата власти большевистской партией. В связи с этим, у Временного правительство на повестке были более важные дела.

Когда вопросы по выборам на собор обсуждались в Предсоборном Совещании, туда допускались духовенство и миряне, но только с совещательным голосом. Здесь же был принят закон, который отдавал преимущество мирянам. Помимо того, что от каждой епархии на соборе должен был присутствовать правящий архиерей, избиралось пять представителей от епархий. Из них должны были быть два представителя именно клира, но миряне могли избирать от себя представителями только мирян. Если объединить т.о. архиереев с выборным духовенством, то окажется, что духовенство будет иметь не больше половины голосов на соборе. В действительности все оказывалось еще хуже, потому что без всяких выборов все приглашенные в Предсоборный Совет люди (а Синод в основном пригласил реформаторов, все обновленцы попали на собор именно таким образом) тоже становились как члены Предсоборного Совета членами собора. Таким образом, миряне уже по самому такому составу должны были иметь большинство.

Выборы проходили в несколько ступеней: сначала выбирали делегатов на благочиннические собрания, а потом на епархиальные, где окончательно выдвигались депутаты на собор. На этих выборах, уже на первых этапах, окончательно подтвердилась та самая закономерность, которую показали выборы в Москве и в Петрограде: несмотря на беззаконные действия, на то, что церковная пресса была практически парализована и велась яростная агитация в пользу обновленцев, обновленцы не получили никакой поддержки ни у духовенства, хотя они и сулили им всякие выгоды, ни у мирян, перед которыми они еще больше заискивали.

Благодаря деятельности владыки Сергия (Страгородского), будущего патриарха, Предсоборный Совет ограничил демократию проектируемого собора: он категорически настаивал на введении пункта о том, что все решения Собора должны утверждаться архиерейским совещанием. Ограничились тем, что если три четверти епископов возражают против решения собора, только тогда они могут его отклонить.

В 1905 главной задачей собора считали восстановление патриаршества, что было одной из главных мишеней обновленческой пропаганды. Они считали, что патриаршество ни в коем случае не нужно восстанавливать, что страна якобы уже отказалась от самодержавия (хотя такие заявления до Учредительного собрания делать было нельзя), а патриаршество - это типично самодержавное учреждение. В демократическом государстве Церковь должна быть демократической. Поэтому в наказах Предсоборного Совета, в тех пунктах, где предлагались вопросы для обсуждения, вопрос об учреждении патриаршества отсутствовал. Но само появление на соборе наиболее горячего сторонника патриаршества - владыки Антония должно было быть гарантией того, что этот вопрос на соборе будет поставлен.

Собор открылся в торжественной обстановке. Председателем собора был избран митрополит Московский Тихон. Собор имел две сессии, продолжавшихся каждая около полугода. Основными вопросами Собора были: 1. Выработка положения о Высшем Церковном Управлении Русской Православной Церкви, о епархиальном управлении, о приходском Уставе. 2. Восстановление Патриаршества. 3. Восстановление праздника Всем святым в Земле Российской просиявшим и составление канона этому празднику. 4. Канонизация новых святых: Софрония Иркутского и Иосифа Астраханского. 5. Многие другие вопросы, связанные с жизнью Церкви в новых социальных условиях, в частности, о свободе политических убеждений для членов Церкви, о восстановлении в священном сане лишенных его за сопротивление царской власти, о необходимости ряда церковных реформ. По ходу работы Собора возник дополнительный вопрос об анафематствовании советской власти.

Собор был составлен из людей гораздо более церковных, чем рассчитывали либералы. Тем не менее поначалу там заседания шли непросто, потому что общая демократическая стихия, в частности борьба при голосованиях, захватывала людей и на Соборе. Поэтому в первую неделю своей работы собор напоминал церковный парламент. И только благодаря глубокой мудрости и такту, пастырям удалось это направление переломить.

Собор проходил в очень сложной обстановке. Едва он успел начаться, как произошел Корниловский мятеж. К октябрю обстановка в стране становится еще более напряженной, и хотя работа в отделе о высшем церковном управлении была еще не окончена, на соборе в середине октября стало ясно, что дальше работа в отделе нецелесообразна, пока не будет решен принципиально вопрос о патриаршестве в РПЦ, потому что отдел должен разработать полностью все положения о том, как будет управляться РПЦ, а здесь все упирается в вопрос о патриаршестве.

31 октября из более чем двух десятков намеченных кандидатов были избраны трое: архиеп. Антоний, архиеп. Арсений и митр. Тихон. 5 ноября в храме Христа Спасителя состоялись выборы патриарха через жребий (старец Алексий Зосимовский). 21 ноября, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Кремля совершилось настолование (интронизация) митр. Тихона в сан Патриарха Московского и всея Руси.

Всероссийский Церковный Поместный Собор 1917-18 гг. заложил основы канонического устройства Православной Российской Церкви. 28 октября (10 ноября) Поместный Собор большинством голосов вынес историческое постановление:

1. «В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому, в составе епископов, клириков и мирян.

2. Восстанавливается Патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом.

3. Патриарх является первым между равными ему епископами.

4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».

Вопросы для самостоятельного повторения материала.

1. Как отнеслись церковные иерархи к падению монархии и как складывались отношения Церкви и Временного Правительства?

2. Как происходили выборы и созыв поместного собора 1917–1918 гг.? Какие серьезные направления возникли во внутрицерковной политике.

3. Перечислите основные решения и деяния собора. Каковым было его значение в истории Русской Церкви?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: