Урок 30. Патриарх Тихон и советская власть. Положение Церкви во второй половине 20-х

Когда Патриарх снова был переведен с Лубянки под домашний арест в Донской монастырь. К нему направилась делегация от собора – Красницкий, и другие – с требованием, чтобы он сам снял с себя священническую одежду и признал решение собора. До недавнего времени были свидетельства только обновленцев. Им было известно, что патриарх отказался признать это требование и заявил, что не знает полномочий этого собора, не знает, как он был созван, очень мало видит там знакомых пастырей, что его на собор не вызывали, поэтому он не знает законности его решений. Несмотря на это они всячески пытались воздействовать на патриарха, кричали на него, хватали за руки, требуя, чтобы он признал это решение, разоблачился, снял с себя священническую одежду, потому что его не только сана, но и монашества лишили, но повлиять патриарха никак не могли.

В советской и обновленческой церковной печати раскольники начали требовать суровой кары для Патриарха. Лжемитрополит Антонин домогаелся его смертной казни. В результате разрушительных действий раскольников церковное управление оказалось обезглавленным, архиереи изгнаны с кафедр, большинство храмов захвачено обновленцами, духовенство и церковный народ повержен в смятение. С другой стороны, в связи с обращениям в политбюро наркома иностранных дел Чичерина, затем Дзержинского, о необходимости остановить дело Патриарха из-за осложнения международных отношений, было принято соответствующее решение. В такой обстановке 16 июня 1923 года Патриарх Тихон обратился в Верховный суд РСФСР с заявлением (составлено после долгих бесед в тюрьме с Тучковым – главой отдела ГПУ по церковным вопросам), в котором просил освободить его из-под стражи. «Я окончательно отмежевываюсь, - писал он, - как от зарубежной, так и от внутренней монархически-белогвардейской контрреволюции». 25 июня Патриарх Тихон смог вернуться к отправлению своих первосвятительских обязанностей.

Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани. В стране существовало одно законное правительство – Советское. На смену режиму военного коммунизма с неизбежными по военному времени нарушениями законности пришел НЭП, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место. Заявление Патриарха в Верховный суд в сущности означало, что он признал законность Советской власти.

В январе 1924 года Патриарх издал указ о молитвенном поминовении государственной власти за богослужением: «О стране Российской и властех ея», а 21 марта 1924 года Президиум ВЦИК принял постановление о прекращении дела Патриарха Тихона и его сподвижников.

После возвращения Патриарха к управлению Церкровью началось массовое возвращение в Церковь священников. Вместе с ними возвращаются в Церковь и храмы, которые, пока настоятели их пребывали в расколе, стояли полупустыми.

В конце 1924 года здоровье Святейшего Патриарха Тихона резко пошатнулось. 2 апреля после зубоврачебной операции состояние Патриарха Тихона внезапно резко ухудшилось. Тем временем Синод вел переговоры с представителем государственной власти Тучковым об издании нового обращения к пастве от лица Патриарха. В праздник Благовещения состоялось экстренное заседание Синода, на котором обсуждался текст этого документа. Через несколько часов после заседания Святейший Патриарх Тихон отошел ко Господу в Благовещение 1925 г. 15 марта в «Известиях» напечатан был текст «Воззвания», подписанный им в день кончины. Он получил наименование «Завещание Патриарха». В нем признавалась легитимность советской власти, выражалась аполитическая позиция Церкви и призыв к верующим сосредоточить свои усилия на вопросах веры. Этот документ положил основание тому курсу, которого твердо придерживались все преемники Патриарха Тихона.

В самый день погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 года, в Донском монастыре состоялось совещание архиереев, участвовавших в отпевании почившего. На совещании было вскрыто и оглашено завещание, составленное Патриархом на Рождество 1925 года: «В случае нашей кончины, наши Патриаршии права и обязанности до законного выбора Патриарха предоставляем временно Высокопреосвященному митр. Казанскому Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей таковые переходят к Высокопреосвященному митр. Ярославскому Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то наши Патриарший права и обязанности переходят к Высокопреосвященному Петру, митрополиту Крутицкому...»

Поскольку митрополиты Кирилл и Агафангел, находясь вне Москвы (по сути в ссылке), не могли возглавить церковное управление, сонм архипастырей постановил, что «митрополит Петр не может уклониться от данного ему послушания и во исполнение воли почившего Патриарха должен вступить в обязанности Патриаршего Местоблюстителя».

Летом 1925 года обновленцы начали готовить новое сборище, которое наименовали III Поместным Собором. Менее ретивые обновленцы взяли курс на так называемое «объединение с Тихоновской Церковью». Однако, митрополит Петр, не пренебрегая контактами с обновленцами, занял твердую позицию: речь должна идти не о соединении, а лишь о присоединении к Православной Церкви отпавших от нее, в случае их покаяния. Ключевой фигурой лжесобора стал А. Введенский, украсивший себя титулом «митрополита». Под его диктовку была составлена резолюция: «Собор констатирует непрекращающуюся связь тихоновщины с монархистами, грозящую Церкви грозными последствиями, и отказывается от мира с верхушкой тихоновщины». Домогаясь устранения Местоблюстителя митрополита Петра, обновленческие авторы публикуют в «Известиях» такую характеристику Первоиерарха: «Заматерелый бюрократ Саблеровского издания, который не забыл старых методов церковного управления. Он опирается на людей, органически связанных со старым строем, недовольных революцией, бывших домовладельцев и купцов, думающих еще посчитаться с современной властью».

Предвидя серьезные осложнения, митрополит Петр издал акты, в которых он назначил преемников на случай своей кончины или ареста: митрополитов Кирилла, Агафангела, Арсения (Стадницкого) и Сергия (Страгородского). 10 декабря митрополит Петр был арестован. С точки зрения власти, его виной было сопротивление навязываемому РПЦ объединению с обновленцами. Его участь разделило еще несколько архиереев, проживавших в Москве. Как показали события ближайших месяцев, в ГПУ готовились "обновленцы нового призыва". Первый тур гонений, несмотря на то, что были расстреляны многие иерархи, а другие находились в тюрьмах, не достиг своей цели. Обновленчество же, несмотря на все эти "предсовещания" и "соборы", явно теряло авторитет среди народа.

14 декабря митрополит Сергий сообщил из Нижнего Новгорода викарию Московской епархии епископу Клинскому о своем вступлении в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя. Эти обязанности он исполнял, оставаясь в Нижнем Новгороде. Между тем, 22 декабря в Донском монастыре под председательством архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) состоялось совещание 10 епископов, оставшихся в Москве. Высказавшись критически о единоличном управлении Церковью митрополитом Петром, который будто бы не хотел созывать Собор, участники Совещания образовали Временный Высший Церковный Совет под председательством архиепископа Григория. В него вошли еще 6 архиереев. Временный Высший Церковный Совет был легализован ГПУ, НКВД, с которыми он имел предварительную договоренность за спиной еще находившегося на свободе Местоблюстителя. Т.о. образовался новый, параллельный Местоблюстителю и его Заместителю Церковный Центр. Правда, в отличие от обновленцев, григорьевцы (от имени Председателя – еп. Григория) не посягали ни на православное вероучение, ни на богослужение, они заявляли о своей верности заветам Патриарха Тихона. Тем не менее налицо была опасность нового раскола.

Митрополит Сергий, узнав о самочинном образовании Временного Высшего Церковного Совета, 14 января 1926 года в письме Председателю Временного Высшего Церковного Совета заявил протест против его самоуправства. В ответном послании архиепископ Григорий пригласил митрополита Сергия войти в состав Временного Высшего Церковного Совета и даже возглавить его. Митрополит Сергий, однако, настаивал на роспуске самочинного учреждения и в конце концов запретил в священнослужении архиепископа Григория и его сторонников. Тогда архиепископ Григорий решает обратиться к митрополиту Петру с просьбой утвердить Временный Высший Церковный Совет и аннулировать полномочия, переданные им митрополиту Сергию, ввиду невозможности для последнего управлять Церковью (подразумевался запрет на выезд из Нижнего Новгорода).

1 февраля состоялась встреча, организованная Тучковым, между членами Временного Высшего Церковного Совета и митрополитом Петром, который находился в Бутырке и был полностью изолирован от хода церковной жизни. Архиепископ Григорий уверял Главу Русской Церкви, что только Временному Высшему Церковному Совету удастся нормализовать отношения с государственной властью. При этом он ввел в заблуждение митрополита Петра, скрыв от него то обстоятельство, что Временный Высший Церковный Совет был образован, когда участники совещания в Донском монастыре знали уже о назначении Заместителя Местоблюстителя. От митрополита Петра они добились резолюции о временной передаче высшей церковной власти «коллегии из трех архиереев».

Ознакомившись с резолюцией, митрополит Сергий вступает в переписку с митрополитом Петром, чтобы изложить ему действительное состояние церковных дел. В апреле 1926 г. митрополит Петр послал своему Заместителю письмо, в котором объявил об упразднении Временного Высшего Церковного Совета и подтвердил ранее сделанное назначение заместителя Местоблюстителя. Григорьевцы, однако, не подчинились воле Главы Русской Церкви и, сохранив свою организацию, учинили новый церковный раскол.

Одной из главных забот митрополита Сергия как Заместителя Главы Русской Православной Церкви было устроение жизнеспособных и закономерных органов высшего церковного управления. После кончины Патриарха Тихона прекратил свое существование учрежденный им Временный Патриарший Синод. Для образования нового Синода и его легализации – признания его полномочий государственной властью – требовалось нормализовать отношения между Церковью и государством.

В середине 20-х годов условия, в которых жила Русская Православная Церковь, оставались по-прежнему исключительно трудными. Многие из архиереев были высланы из епархиальных городов или сосланы на север, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Для некоторых своеобразной ссылкой были и столичные города Москва и Харьков, откуда епископы не могли выезжать в свои епархии.

10 июля 1926 г. митрополит Сергий обратился в НКВД с просьбой о легализации высшего церковного управления, регистрации его собственной канцелярии и епархиальных советов, о разрешении проводить архиерейские соборы и издавать церковный журнал. Одновременно он представил проект обращения к всероссийской пастве. В нем подчеркивалась лояльность Церкви к гражданской власти, при этом, однако, в отличие от обновленческих манифестов, не затушевывались мировоззренческие различия между христианством и материализмом. Отделение Церкви от государства рассматривалось в проекте обращения в качестве гарантии от всякого вмешательства как Церкви в политику, так и государственной власти во внутрицерковные дела. Проект этот, однако, гражданскими властями не был признан удовлетворительным, по-прежнему путь к правомерному устройству органов высшего и епархиального церковного управления оставался закрытым.

Архиепископ Иларион (Троицкий) из заключения в Соловецком лагере обратился с призывом к архиереям, ввиду церковных нестроений и невозможности созвать Собор, провести избрание Патриарха путем сбора подписей от архиереев. Кандидатом на Патриарший Престол он предложил митрополита Кирилла, срок ссылки которого истекал в ближайшее время. Митрополит Сергий поддержал предложение архиепископа Илариона. За 4 месяца группе из одного священника и двух мирян удалось объездить всю страну и собрать 72 подписи. Но когда эта акция получила огласку, началась волна новых арестов и ссылок архиереев.

В ноябре 1926 года Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий был арестован. Кроме обвинения в проведении нелегальных выборов Патриарха, он обвинялся еще в связях с эмиграцией, которые усмотрены были в его послании к карловацкому Синоду (образован для управления эмигрировавшими церковными иерархами и духовенством); в этом послании митрополит Сергий предлагал зарубежным собратьям либо воздерживаться от всяких нелояльных выступлений против Советского правительства, ибо, если для них это неприемлемо, войти в юрисдикцию зарубежных Православных Церквей, освободив тем самым Патриархию от всякой ответственности за свои действия.

После ареста митрополита Сергия временное управление Русской Церковью взял на себя Иосиф (Петровых), незадолго до этого возведенный в сан митрополита Петроградского, но не получивший возможности поселиться в своем кафедральном городе и оставшийся в Ростове Великом. В распоряжении митрополита Петра он был назван третьим после митрополита Сергия кандидатом в Заместители Местоблюстителя. Предвидя, что и его вскоре лишат возможности управлять Церковью, митрополит Иосиф 8 декабря издал акт, в котором назначил 3 кандидатуры временных заместителей. После его ареста, обязанности Заместителя взял на себя архиепископ Угличский Серафим (Самойлович), викарный архиерей, состоявший в епископском сане с 1920 года, т. е. всего 6 лет. В послании к собратьям-епископам он просил «сократить переписку и сношения с ним до минимума», предоставляя им «все дела» кроме принципиальных и общецерковных, решать окончательно на местах».

В этой исключительно сложной для Русской Церкви обстановке усилили свою разрушительную деятельность обновленцы и григорьевцы, украинские самосвяты ипрочие раскольники. Обстоятельства складывались для Церкви крайне тревожно, но в апреле 1927 года митрополит Сергий получил возможность вернуться к исполнению обязанностей Заместителя Местоблюстителя и даже переехать из Нижнего Новгорода в Москву.

18 мая митрополит Сергий созвал совещание епископов, на котором был образован Временный Патриарший Священный Синод.В августе 1927 года Патриарший Синод был официально зарегистрирован и утвержден Наркоматом внутренних дел.Первое заседание Синода состоялось 25 мая, в этот же день по епархиям было разослано Постановление, в котором правящим архиереям предлагалось организовать при себе временные Епархиальные советы и зарегистрировать их в местных органах власти. Так началась долгая и трудная работа по воссоздании на гражданских законных основаниях всей церковно-административной структуры Московского Патриархата.

29 июля вышло «Послание пастырям и пастве», подписанное митрополитом Сергием и членами Синода. В литературе оно получило название «Декларация 1927 года». В «Послании» сообщалось церковному народу, что «теперь... Православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление». В «Декларации» подчеркивалась патриотическая позиция Церкви в новых исторических условиях. В заключение в «Послании» говорится о неотложной необходимости подготовки Второго Поместного Собора.

В целях укрепления пошатнувшейся церковной дисциплины Синод распорядился о возношении во всех храмах Московской Патриархии имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя вслед за именем митрополита Петра. В конце 1927 года Синод начал увольнять на покой сосланных архиереев. Эта мера вызвала недовольство у части духовенства. Бурные споры, недоумения и возражения вызвала и сама Декларация.

Особенно тревожная ситуация складывалась в Ленинграде: викарные епископы, часть пресвитеров и мирян, среди которых было немало обладавших авторитетом в церковных кругах, 26 декабря 1927 года заявили об отделении от митрополита Сергия. В феврале 1928 года с посланием к Заместителю Местоблюстителя обратился целый ряд наиболее влиятельных церковных иерархов: митр. Ярославский Агафангел, митр. Иосиф Петровых и др. В этом послании они осудили Заместителя Местоблюстителя за «бесцельное и неоправдываемое перемещение епископов, часто вопреки желанию их самих и их паствы, назначение викариев без ведома епархиальных архиереев» и заявили о своем отделении от него. Некоторые из архиереев отказывались поминать власти и поминали только митр. Петра. Лица, выступившие с критикой действий Заместителя Местоблюстителя и отделившиеся от него, делали это по разным причинам. Одни, недовольные частыми перемещениями архиереев с кафедры на кафедру и их увольнениями, считали, что митрополит Сергий пошел слишком далеко по пути компромисса, хотя в принципе и сами считали необходимым добиваться нормализации отношений между Церковью и государственной властью. Другие выступили против митрополита Сергия и изданной им и временным Синодом «Декларации» потому, что не видели нужды торопиться, надеясь, что пройдет еще некоторое время, и политическая ситуация в стране решительно изменится, и все вернется на круги своя. Третьи в исключительно трудных условиях потеряли чувство духовного равновесия, исполнились апокалипсической тревоги и уже не считали особенно важным сохранение церковной структуры. Они готовы были уйти в катакомбы. Между тем митрополит Сергий главную цель своей церковной политики видел в том, чтобы сохранить для многомиллионной российской паствы православные приходы и храмы, сохранить духовенство, он не хотел ставить православный народ перед жестким выбором между катакомбами и обновленческой схизмой.

Вопросы для самостоятельного повторения материала.

1. Какие попытки предпринимали раскольники по захвату церковной власти?

2. Опишите эволюцию отношений патриарха к советской власти к какому итогу он пришел.

3. Опишите историю передачи церковной власти местоблюстителю митр. Петру (Полянскому) и его отношений с раскольниками.

4. Дайте описание обстоятельств и действий митр. Сергия (Страгородского) на посту заместителя патриаршего местоблюстителя.

5. Как произошла легализация Церковной власти в СССР?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: