«Диффузия нововведений» - процесс постепенного распространения новой идеи или продукта через определенные каналы среди членов социальной системы. В процессе диффузии выделяются 3 основных блока:
· Изначальные параметры – включает характеристики реципиента.
· Процесс – познание, изменение отношения и принятие решения. Главное здесь воспринятые характеристики новинки, а также нормы и ценности социальной системы, к которой принадлежит индивид. Иногда новая технология может быть отвергнута по соображениям морали.
· Следствия – использование/неиспользование новинки.
Роджерс перечисляет характеристики нововведения, значимые для его принятия/непринятия:
- относительное преимущество (кажущаяся степень превосходства нового продукта над тем, который он замещает);
- совместимость (согласованность нового продукта с существующими ценностями, прошлым опытом и потребностями потенциальных покупателей);
- сложность (кажущаяся трудность использования нового продукта и понимания механизма его действия);
|
|
- доступность (качество, отражающее возможность использования нового продукта в существующих, может быть, ограниченных условиях);
- наблюдаемость (степень очевидности результатов применения новинки).
Модель диффузных нововведений Роджерса и Шумейкера.
Изначальные параметры Процесс Следствия
Продолжение принятия
Характеристики Принятие
реципиента Прерывание
1.Личностные х-ки
(напр, общее отношение к
переменам) 1. Замена.
2.Социальные х-ки 2. Разочарование.
(н-мер, космополитизм)
3.Осознанная потребность в нововведении.
4. Другие Средства коммуникации
каналы