Знание Убеждение Решение Подтверждение

1 2 3 4

Принятие впоследствии

Характеристики Воспринятые Отвержение

социальной характеристики Продолжение отвержения

системы нововведения

1.Социальные нормы 1. Относительное преимущество.

2. Терпимость к 2. Совместимость.

отклонениям от нормы. 3. Сложность.

3. Интеграция 4. Доступность.

коммуникации. 5. Наблюдаемость.

4. Другие.

Знание – индивид узнает о существовании новинки, о том, как она действует.

Убеждение – индивид формирует позитивное или негативное отношение к новинке.

Решение – индивид вовлечен в активность по принятию или отвержению нового.

Подтверждение – индивид стремится утвердиться в принятом решении и ищет подтверждений его правильности. Результатом этой стадии может быть и отказ от преждевременного решения.

Позже между стадиями решения и подтверждения Роджерс ввел еще одну стадию – применение, т.е. практическое использование продукта.

Модель «диффузии нововведений» учитывает множество факторов, влияющих на процесс коммуникации: характеристики реципиента, социальной системы и самого нововведения. Однако некоторые исследователи (А.У.Хараш) отмечают и недостатки этой модели – «обезличивание коммуникатора и сведение его к социальной роли».

Вопросы для самопроверки:

1. Каково принципиальное отличие теорий «линейного влияния» от теорий «селективного влияния»?

2. В чем особенность теории Роджерса и Шумейкера?

3. В чем состоят положительные стороны теории Лассуэлла?

Основная литература:

1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М.Березин. – М.: РИП-холдинг, 2003.

2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г.Почепцов. – М.-К., 2001.

Дополнительная литература:

1. Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В.Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В.Мочалова. – М., 2000, гл. 2, с.70-134.

2. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р.Харрис. – СПб, 2001, с.45-61

3. Снетков С.М.Психология коммуникации в организациях / С.М.Снетков. – М., 2002.

1.4. Процессуальные теории массовой коммуникации.

План:

Теория социального научения.

Теория культивирования.

Теория социализации.

Теория использования и удовлетворения.

Теория навязывания повестки дня.

Средства массовой информации создают реальность во множестве областей жизни человека. При этом они опираются на различные психологические процессы, благодаря которым и конструируется реальность. Рассмотрим теории, объясняющие, каким образом протекают вышеобозначенные процессы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: