1 2 3 4
Принятие впоследствии
Характеристики Воспринятые Отвержение
социальной характеристики Продолжение отвержения
системы нововведения
1.Социальные нормы 1. Относительное преимущество.
2. Терпимость к 2. Совместимость.
отклонениям от нормы. 3. Сложность.
3. Интеграция 4. Доступность.
коммуникации. 5. Наблюдаемость.
4. Другие.
Знание – индивид узнает о существовании новинки, о том, как она действует.
Убеждение – индивид формирует позитивное или негативное отношение к новинке.
Решение – индивид вовлечен в активность по принятию или отвержению нового.
Подтверждение – индивид стремится утвердиться в принятом решении и ищет подтверждений его правильности. Результатом этой стадии может быть и отказ от преждевременного решения.
Позже между стадиями решения и подтверждения Роджерс ввел еще одну стадию – применение, т.е. практическое использование продукта.
Модель «диффузии нововведений» учитывает множество факторов, влияющих на процесс коммуникации: характеристики реципиента, социальной системы и самого нововведения. Однако некоторые исследователи (А.У.Хараш) отмечают и недостатки этой модели – «обезличивание коммуникатора и сведение его к социальной роли».
Вопросы для самопроверки:
1. Каково принципиальное отличие теорий «линейного влияния» от теорий «селективного влияния»?
2. В чем особенность теории Роджерса и Шумейкера?
3. В чем состоят положительные стороны теории Лассуэлла?
Основная литература:
1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В.М.Березин. – М.: РИП-холдинг, 2003.
2. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации / Г.Г.Почепцов. – М.-К., 2001.
Дополнительная литература:
1. Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В.Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В.Мочалова. – М., 2000, гл. 2, с.70-134.
2. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р.Харрис. – СПб, 2001, с.45-61
3. Снетков С.М.Психология коммуникации в организациях / С.М.Снетков. – М., 2002.
1.4. Процессуальные теории массовой коммуникации.
План:
Теория социального научения.
Теория культивирования.
Теория социализации.
Теория использования и удовлетворения.
Теория навязывания повестки дня.
Средства массовой информации создают реальность во множестве областей жизни человека. При этом они опираются на различные психологические процессы, благодаря которым и конструируется реальность. Рассмотрим теории, объясняющие, каким образом протекают вышеобозначенные процессы.