Особенности заражения

Сущность подражания.

Подражание – это социально-психологический механизм неосознанного или малоосознанного следования личности или группы какому-либо эталону, образцу, проявляющийся в принятии, заимствовании и воспроизведении внешних (поведенческих) или внутренних (психологических) особенностей других людей.

Теоретическую концепцию механизма подражания разработал Г.Тард. В общих чертах она сводится к следующему: подражание – это фундаментальный принцип развития и существования общества. Именно в результате подражания возникают групповые нормы и ценности. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе появляются изобретения, которым подражают массы. Существуют закономерности подражания: 1. Подражание идет от внутреннего к внешнему, то есть внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние. 2. Люди, стоящие на низших ступенях социальной лестницы, подражают тем, кто стоит на высших.

Установлены три способа подражания:

1) новые реакции возникают посредством наблюдения модели;

2) образцы поведения, ранее известные наблюдающему, актуализируются при наблюдении модели;

3) усиление или ослабление сдерживаемого поведения происходит при наблюдении за награждением или наказанием модели. Частным случаем подражания выступает мода.

В социальной психологии подражание обычно рассматривают в двух планах:

1) как подражание конкретному человеку; 2) как подражание нормам, выработанным группой. Подражание может осуществляться в таких формах, как а) копирования – осуществления того же, что делает и другой человек; б) конгруэнтности – осуществления согласованных действий людей и групп; в) референтности – копирование или конгруэнция людям (группе), не присутствующим при данном контакте.

Подражание может быть сознательным и бессознательным, критичным и некритичным, логичным и нелогичным, внутренним и внешним. Подражание используют при достижении более значимых целей. Его также часто используют для воздействия на других людей. Подражание выполняет функцию адаптации личности или группы к нормам, эталонам, ценностям, доминирующим в обществе, у других людей, групп. Это происходит за счет интериоризации социальных норм поведения. В процессе интериоризации происходит перенос общественных представлений в сознание отдельного человека. Постепенно эти представления развиваются, закрепляются в ценностях и установках и определяют модели поведения, выводя из внутреннего во внешний план.

Подражание у взрослых имеет место в тех случаях, когда отсутствует какой-либо способ овладения незнакомыми действиями или же человек, группа сознательно выбирают путь копирования поведения и действия других. Ярким примером подражания является подражание на основе рекламного воздействия. У взрослых подражание может быть основано на потребности быть похожим на авторитетного человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: