Ожидания в процессе обращения к СМИ

Мотивация и ожидания тесно связаны друг с другом. Ожидание – это степень убежденности индивида в том, что его труд приведет к достижению поставленной цели. Обращаясь к средствам информации, потребитель:

1. Ожидает достоверности и правдивости.

Потребители ориентируются на то, что получат информацию, полностью соответствующую объективной реальности.

2. Ожидает «новое».

Постоянное стремление к получению нового связано с функционированием сознания, с когнитивными процессами. Вместе этим действует также и психологическая потребность «иметь новое», «обладать новым». Но эта психологическая потребность для многих в настоящее время ненасыщаема. Ожидание «нового» настолько сильно, что при реальном поступлении новой информации она уже не воспринимается с той же силой эмоций. В результате потребитель часто, не проникая в глубину «нового», обращается к другой информации. Такая поверхность восприятия еще Й.Хейзинга была названа «пуерилизмом».

3. Ожидает получение эстетического удовольствия.

4. Ожидает оперативности предоставления информации.

5. Ожидает уважительного к себе отношения. В СМИ часто можно услышать обращение: «Уважаемые зрители!» или «Уважаемые слушатели!». Потребитель информации ожидает также и в процессе просмотра и прослушивания передач, чтения газет и журналов того, что его достоинство не будет оскорблено.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение мотивации.

2. Назовите другие виды мотивации при обращении потребителей к СМИ.

3. Можно ли ожидать вознаграждения при обращении к СМИ?

Основная литература:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2002.

2.Леонтьев А.А. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / А.А.Леонтьев. – М.: Университет, 2005

3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г.Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999.

Дополнительная литература:

1. 1. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз» / Е.Н.Богданов. – СПб.: Питер, 2003. - С.144-153.

5.4. Опыт и воображение.

План:

Влияние опыта.

Воображение.

Влияние опыта.

Опыт самым непосредственным образом оказывает влияние на процесс коммуникации. В опыте и через опыт человек познает законы действительности, сущность предметов. Индивидуальный опыт создает базу для наращивания всякой иной информации, для ее оценки и переработки. Поэтому всякий человек, вступая в процесс коммуникации, имеет определенный опыт, на основе которого и оценивает поступающую информацию.

Опыт может быть представлен следующими формами: 1. Опыт общественно-производственной деятельности. Это опыт практической работы на промышленном и сельскохозяйственном производстве, который тесно связан со специальными знаниями, умениями, навыками. На производстве человек может овладеть также и иным опытом – опытом руководящей работы, профсоюзной деятельности, культурно-массовой работы и др. 2. Опыт социально-политической деятельности. Он связан с формированием партий, преобразованием социальных структур, забастовок, акций, революционных движений и т.д. 3. Опыт научно-экспериментальной работы, суть которой сводится к намеренным изменениям объекта исследования. Это участие в социальных, физических, химических, генетических и других видах эксперимента. 4. Житейский опыт. Представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, которые накоплены человеком в течение всей его жизни по важным сферам деятельности. Например, есть опыт людей старшего опыта, который нередко сопряжен с мудростью. 5. Семейно-бытовая, хозяйственная практика. Сюда включается опыт строительства и ремонта жилья, садоводства, приготовления пищи. Кроме того, в семейно-бытовую практику входит опыт налаживания семейных отношений. 6. Опыт здорового образа жизни. Приобщение к физической культуре, к спорту формирует совершенно уникальные знания, умения и навыки. 7. Опыт художественного творчества. Существуют и другие виды опыта, которые, так или иначе, включаются в уже выделенные. Опыт может быть либо созидательными (конструктивным), либо разрушительным (деструктивным) по своим результатам. Это, конечно, влияет на процесс коммуникации, так как в процессе приобретения опыта меняется человек, его сознание, ценности, настроения, мотивы.

Воображение.

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта. Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно. Такое искаженное представление нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека сильнейшим средством познания мира и его перестройки. Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

· вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства;

· изменение величины, размеров объектов, времени в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения их по сравнению с действительными и создание таким образом фантастических образов. Например, старый как мир (гиперболизация по времени);

· соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов частей, элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета. Например, кентавр, соединяющий в себе человека и коня;

· мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание ему несоразмерно большего или особенного значения в характеристике объекта. Пример, хитрость как у лисы, трусость как у зайца;

· создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов. Такова типизация образа в художественной литературе – Онегин, Печорин, Обломов и др. Они наделены чертами, типичными для той эпохи.

В процессе коммуникации могут быть задействованы несколько видов воображения. 1. Непроизвольное – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. 2. Произвольное – создание новых образов с помощью волевых усилий. 3. Мечта – это образ желаемого будущего. 4. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. 5. Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного.

В целом на процесс коммуникации одновременно влияют и опыт, и умение человека создавать новые образы.

Вопросы для самопроверки:

1. Что вы понимаете под опытом?

2. Как опыт влияет на процесс коммуникации?

3. Каким образом воображение может воздействовать на процесс общения?

Основная литература

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г.Крысько. – М.: Омега – Л, 2004. - С.72-75.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. - С.299-308.

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. - М.: «Проспект», 1999. – С.268-285.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: