Мотивация и ожидания тесно связаны друг с другом. Ожидание – это степень убежденности индивида в том, что его труд приведет к достижению поставленной цели. Обращаясь к средствам информации, потребитель:
1. Ожидает достоверности и правдивости.
Потребители ориентируются на то, что получат информацию, полностью соответствующую объективной реальности.
2. Ожидает «новое».
Постоянное стремление к получению нового связано с функционированием сознания, с когнитивными процессами. Вместе этим действует также и психологическая потребность «иметь новое», «обладать новым». Но эта психологическая потребность для многих в настоящее время ненасыщаема. Ожидание «нового» настолько сильно, что при реальном поступлении новой информации она уже не воспринимается с той же силой эмоций. В результате потребитель часто, не проникая в глубину «нового», обращается к другой информации. Такая поверхность восприятия еще Й.Хейзинга была названа «пуерилизмом».
3. Ожидает получение эстетического удовольствия.
4. Ожидает оперативности предоставления информации.
5. Ожидает уважительного к себе отношения. В СМИ часто можно услышать обращение: «Уважаемые зрители!» или «Уважаемые слушатели!». Потребитель информации ожидает также и в процессе просмотра и прослушивания передач, чтения газет и журналов того, что его достоинство не будет оскорблено.
1. Дайте определение мотивации.
2. Назовите другие виды мотивации при обращении потребителей к СМИ.
3. Можно ли ожидать вознаграждения при обращении к СМИ?
Основная литература:
1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2002.
2.Леонтьев А.А. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / А.А.Леонтьев. – М.: Университет, 2005
3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г.Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999.
Дополнительная литература:
1. 1. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз» / Е.Н.Богданов. – СПб.: Питер, 2003. - С.144-153.
5.4. Опыт и воображение.
План:
Влияние опыта.
Воображение.
Влияние опыта.
Опыт самым непосредственным образом оказывает влияние на процесс коммуникации. В опыте и через опыт человек познает законы действительности, сущность предметов. Индивидуальный опыт создает базу для наращивания всякой иной информации, для ее оценки и переработки. Поэтому всякий человек, вступая в процесс коммуникации, имеет определенный опыт, на основе которого и оценивает поступающую информацию.
Опыт может быть представлен следующими формами: 1. Опыт общественно-производственной деятельности. Это опыт практической работы на промышленном и сельскохозяйственном производстве, который тесно связан со специальными знаниями, умениями, навыками. На производстве человек может овладеть также и иным опытом – опытом руководящей работы, профсоюзной деятельности, культурно-массовой работы и др. 2. Опыт социально-политической деятельности. Он связан с формированием партий, преобразованием социальных структур, забастовок, акций, революционных движений и т.д. 3. Опыт научно-экспериментальной работы, суть которой сводится к намеренным изменениям объекта исследования. Это участие в социальных, физических, химических, генетических и других видах эксперимента. 4. Житейский опыт. Представляет собой совокупность знаний, умений и навыков, которые накоплены человеком в течение всей его жизни по важным сферам деятельности. Например, есть опыт людей старшего опыта, который нередко сопряжен с мудростью. 5. Семейно-бытовая, хозяйственная практика. Сюда включается опыт строительства и ремонта жилья, садоводства, приготовления пищи. Кроме того, в семейно-бытовую практику входит опыт налаживания семейных отношений. 6. Опыт здорового образа жизни. Приобщение к физической культуре, к спорту формирует совершенно уникальные знания, умения и навыки. 7. Опыт художественного творчества. Существуют и другие виды опыта, которые, так или иначе, включаются в уже выделенные. Опыт может быть либо созидательными (конструктивным), либо разрушительным (деструктивным) по своим результатам. Это, конечно, влияет на процесс коммуникации, так как в процессе приобретения опыта меняется человек, его сознание, ценности, настроения, мотивы.
Воображение.
Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта. Человек может представлять себе окружающий мир в несколько ошибочном плане и даже искаженно. Такое искаженное представление нередко приобретает черты твердых понятий и убеждений, которые с трудом поддаются исправлению. Но в целом при правильной опоре на данные прошлого опыта воображение является для человека сильнейшим средством познания мира и его перестройки. Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:
· вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства;
· изменение величины, размеров объектов, времени в сторону преувеличения (гипербола) или преуменьшения их по сравнению с действительными и создание таким образом фантастических образов. Например, старый как мир (гиперболизация по времени);
· соединение в своем воображении вычлененных из разных объектов частей, элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета. Например, кентавр, соединяющий в себе человека и коня;
· мысленное усиление какого-либо свойства или качества, придание ему несоразмерно большего или особенного значения в характеристике объекта. Пример, хитрость как у лисы, трусость как у зайца;
· создания нового образа в результате обобщения черт, наблюдавшихся у ряда сходных объектов. Такова типизация образа в художественной литературе – Онегин, Печорин, Обломов и др. Они наделены чертами, типичными для той эпохи.
В процессе коммуникации могут быть задействованы несколько видов воображения. 1. Непроизвольное – это создание новых образов без каких-либо внешних побудителей. 2. Произвольное – создание новых образов с помощью волевых усилий. 3. Мечта – это образ желаемого будущего. 4. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. 5. Воссоздающее (репродуктивное) воображение – это воображение на основе прочитанного или услышанного.
В целом на процесс коммуникации одновременно влияют и опыт, и умение человека создавать новые образы.
1. Что вы понимаете под опытом?
2. Как опыт влияет на процесс коммуникации?
3. Каким образом воображение может воздействовать на процесс общения?
Основная литература
1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г.Крысько. – М.: Омега – Л, 2004. - С.72-75.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. - С.299-308.
Дополнительная литература:
1. Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин. - М.: «Проспект», 1999. – С.268-285.






