Особенности заражения

Заражение – это социально-психологический механизм неосознанной передачи эмоционального состояния от одного человека или группы к другим в условиях непосредственного контакта, отражающий их подверженность определенным состояниям и психологическому воздействию со стороны других.

В отличие от подражания в содержательной стороне заражения доминирует бессознательная, невольная предрасположенность человека или группы к переживанию определенного настроя и доведения слабо контролируемых чувств до достаточно высокого уровня. Оно осуществляется передачей этого настроя от одних людей другим в условиях эмоционального воздействия при их непосредственном контакте. Заражение начинается с момента, запускающего процесс активного обсуждения и выработки оценок, взглядов. Легче заражается человек и группа, эмоции и чувства которых ориентированы на неактуализированную потребность (люди находятся в состоянии ожидания). То же самое происходит с людьми, имеющими дело с малозначительными потребностями. Эти потребности не играют большой роли, но могут быть легко реализованы, так как сопровождаются довольно сильным эмоциональным фоном, который выражается в любопытстве, интересе, стремлении к безопасности, определенной степени агрессивности, переживании стяжательского отношения к окружающему миру.

При заражении важную роль играет степень общности оценок и установок человека (группы) с оценками и установками заражающих их людей. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например, популярного актера¸ являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса, вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения.

Мера, в которой различные аудитории поддаются заражению, зависит от общего уровня развития личностей и от уровня их самосознания. Чем выше уровень самосознания индивида или группы, оптимальнее их здравый смысл и способность контролировать свои действия, тем труднее люди поддаются заражению.

Необходимо иметь в виду, что феномен заражения характерен не только для неорганизованного поведения (различные стихийные бедствия и т.д.), но и в массовых сознательных действиях. Кроме того, известны примеры заражения в организованном поведении – заражение личным примером.

Вопросы для самопроверки:

1. Как Вы понимаете, что такое подражание?

2. Чем подражание принципиально отличается от заражения?

3. От каких факторов зависит мера заражения?

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для вузов / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1998. - С.181-183.

2. Крысько В.Г. Социальная психология: Учебник для вузов / В.Г.Крысько. – СПб.: Питер, 2006 – С.56-59.

3. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы / А.Н.Лебедев-Любимов. – СПб: Питер, 2006. - С.116-119.

Дополнительная литература:

1. Грачев Г.В. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия / Г.В.Грачев, И.К.Мельник. – М., 2002

2. Крысько В.Г. Секреты психологической войны / В.Г.Крысько. – Минск, 1999.

6.3. Закономерности массового поведения и реклама.

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: