Тема 6. Психологические эффекты массовой коммуникации

6.1. Роль групповых факторов в процессе убеждения. Понятие конформизма.

План:

1. Роль групповых факторов в процессе убеждения.

Понятие конформизма.

1. Роль групповых факторов в процессе убеждения.

На процесс убеждения существенное влияние оказывает группа. В психологии известны два феномена такого влияния: феномен группового давления и группового сплочения. В первом случае наблюдается конфликт между мнением индивида и мнением группы. Преодоление этого конфликта происходит в пользу группы. Феномен группового давления получил наименование феномена конформизма. Интересно, что убеждение может быть как прямым, так и косвенным. При прямом способе убеждения группа использует довольно открытую систему аргументов. При косвенном же используются намеки, которые, однако, склоняют к одобрению мнения группы без раздумий. Но убеждение, осуществляемое прямым способом, является более аналитическим и менее поверхностным, более устойчивым и с большей вероятностью способно повлиять на поведение убеждаемого.

При групповой сплоченности процесс убеждения происходит не в результате давления, а на основе признания авторитета, компетентности. Здесь действуют также эмоционально положительные факторы. Процесс убеждения облегчается благодаря сходству ориентаций членов группы по отношению к каким-либо значимым для них ценностям, то есть благодаря единой системе ценностных ориентация.

Понятие конформизма.

Конформизм – это процесс изменения аттитюдов, мнений, восприятия, поведения индивида в сторону согласия с группой в ответ на групповое давление. В психологии принято понятие конформности как психологической характеристики позиции индивида относительно позиции группы, меры подчинения индивида групповому давлению. Конформность может быть внешней и внутренней. Первая представляет собой демонстративное подчинение группе, которое не соответствует внутренним убеждениям людей. Вторая отражает действительное преобразование их индивидуальных установок, что приводит к изменению их внешнего поведения.

Степень проявления конформизма зависит от ряда ситуационных, индивидуальных и культурных факторов: 1) размера группы. Чем больше группа по размеру, тем сильнее ее влияние. П.Лазарсфельд, описывая влияние размера группы, ввел понятие «эффект оркестрового вагона» (аналогия с вагончиком с циркачами, который идет впереди праздничной процессии, увлекая за собой новых участников). Эффект оркестрового вагона – это такая форма влияния, при которой информация о мнении большинства, широко распространенная, заставляет людей менять свое мнение в соответствии с доминирующей точкой зрения. 2) Единогласия группы. Уровень конформизма ниже, если есть люди, оценки которых также расходятся с мнением группы. 3) Сплоченности группы. Чем выше сплоченность, тем выше конформность. 4) Статуса членов группы. Люди с низким статусом чаще проявляют конформность по отношению к людям с более высоким статусом. 5) Высказывания мнения публично или индивидуально. При публичном высказывании степень конформизма выше. 6) Половозрастных характеристик. Женщины проявляют большую конформность, чем мужчины. Школьники более конформны, чем студенты. 7) Национальной культуры. В экспериментах С.Милграма студенты из Норвегии более конформны, чем студенты из Франции. 8) Уровня развития группы. В диффузной группе люди проявляют большую конформность по сравнению с коллективом.

Вопросы для самопроверки:

1. Каким образом феномен группового сплочения влияет на процесс убеждения?

2. Как Вы понимаете, что такое конформизм?

3. Какие факторы влияют на конформизм?

Основная литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов / Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1998. С.206-217.

1. Майерс Д. Социальная психология: учеб. пособие / Д.Майерс. – СПб.: Питер, 1997.

Дополнительная литература:

1. Бэрон Р.С. Социальная психология группы = group process, groupdecision, group action: процессы, решения, действия / Р.Бэрон, Н.Кьерр, Н.Миллер. – СПб.: Питер, 2003.

2. Штроо В.А. Референтные отношения в группе как фактор организационных изменений / В.А.Штроо, А.А.Меланьина // Вопросы психологии. – 2005. - №3. – С.70-83.

6.2. Подражание и заражение.

План:

Сущность подражания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: