(круг лиц) стадии возбуждения уголовного дела
Уголовно-процессуальное законодательство и наука уголовного процесса определяет круг лиц или как их называют – субъектов уголовно-процессуальных отношений. Эти отношения возникают или могут возникнуть на стадии возбуждения уголовного дела. В зависимости от правового статуса субъектов указанных отношений и места, которое эти лица занимают в рассматриваемой стадии, их условно можно классифицировать на две группы.
К первой группе следует отнести лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство в связи с подачей заявления или сообщения о совершенном, совершаемом или подготавливаемом преступлении. Это:
– заявитель;
– лицо, пострадавшее от преступления или иного противоправного деяния;
– представитель лица, пострадавшего от преступления или иного противоправного деяния;
– лицо, в отношении которого производится проверка по заявлению или сообщению о преступлении;
– лицо, явившееся с повинной (явкой с повинной);
– лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие выяснению;
– лицо, задержавшее заподозренного на месте совершения преступления или с поличным;
– понятой, специалист, переводчик.
Ко второй группе следует отнести управомоченных должностных лиц государственных органов и иных лиц, которым законом предоставлено право осуществлять проверку заявлений и сообщений о преступлениях и в зависимости от наличия или отсутствия признаков преступления принимать соответствующее процессуальное решение. Речь идет об органах дознания, дознавателе, следователе, которые в соответствии с принципом публичности (ч.2 ст. 21 УПК РФ) обязаны осуществлять уголовное преследование путем возбуждения уголовного дела публичного обвинения. К этой же категории лиц закон также относит руководителя следственного органа, начальника подразделения дознания (ч. 2 ст. 39, ч. 2 ст. 40-1, ст. 146, ч. 3 ст. 154, п. 1 ч. 4 ст. 163 УПК РФ).
Полномочия по решению вопроса о возбуждении уголовного дела в соответствии с законом также предоставлены должностным лицам, не относящимся к правоохранительным органам, то есть не являющимися органом дознания, а именно:
– капитанам морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, о преступлениях, совершенных на данных судах;
– руководителям геологоразведочных партий, зимовок, а также консульских учреждений Российской Федерации – о преступлениях, совершенных в пределах их территории, а также на территории данных представительств и учреждений (п. 1-3 ч. 3 ст. 40 УПК РФ).
Что касается органов дознания, которым при наличии определенных условий предоставлено право принимать процессуальные решения на стадии возбуждения уголовного дела, то к этой категории органов и должностных лиц в соответствии с ч. 1 ст. 40 УПК РФ относятся:
– органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. К органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности в соответствии со ст. 13 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. относятся: органы Федеральной службы безопасности, Федеральные органы государственной охраны, органы пограничной охраны, вошедшие ныне в структуру ФСБ РФ, таможенные органы, органы внешней разведки, органы Федеральной службы исполнения наказаний РФ, органы по контролю за оборотом наркотиков.
К органам дознания в соответствии с УПК РФ также относятся:
– органы Федеральной службы судебных приставов;
– командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
– органы Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы (п. 1-4 ч. 1 ст. 40 УПК РФ).
Следует отметить, что право принимать решения по заявлению и сообщению о преступлении на стадии возбуждения уголовного дела закон не предоставил суду. Исключением из этого правила будет являться право мирового судьи возбудить уголовное дело частного обвинения в случае подачи заявления потерпевшим или его законным представителем (ч. 2 ст. 20, ч. 1 ст. 318 УПК РФ).