История возникновения и развития волейбола

4. Основные (официальные) правила игры.

Рекомендуемая литература:

1. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Ю.Д. Же­лезняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., - М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. - 520 с.

2. Портнов, Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю.М. Портнов. - М.: Аст, 1996. - 200 с.

3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / Э.Я. Степаненкова. - 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

4. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать. / Н.Г.Озолин. – М.: ООО Изд-ва Астрель, АСТ, 2003. - 863 с. ил.

5. Железняк, Ю.Д. Волейбол: учебник для институтов физической культуры / Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 239 с.

6. Приказ Министерства спорта России «О Порядке утверждения перечня базовых видов спорта». ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/

  1. Понятие - «Базовые виды спорта»

В Приказе Министерства спорта России «О Порядке утверждения перечня базовых видов спорта» закреплено понятие «базовые виды спорта». Это те виды спорта, которые включены в программы Олимпийских, Паралимпийских игр, а также иные, развиваемые регионами на своих территориях с учетом сложившихся исторических традиций развития спорта высших достижений, представительства спортсменов от субъектов Федерации в составах сборных команд нашей страны по видам спорта и их участия во всероссийских и международных официальных мероприятиях. Последний перечень базовых видов спорта утвержден на 2014-2018 гг.

  1. Волейбол: основные понятия и термины

В понятиях и терминологии раскрывается предмет изучения и преподавания любой дисциплины, концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если оно имеет определение, то есть краткую формулировку критериев отличия и способов его построения и употребления.

Необходимо учесть, что в практике подготовки волейболистов и в методической литературе пока не достигнуто единство трактовки основных понятий и терминов.

Игровая деятельность волейболистов - управляемая сознанием психическая и физическая активность, направленная посредством технико-тактических действий на достижение победы над соперником, в условиях специфического противоборства, при соблюдении установленных правил.

Соревновательная деятельность волейболистов - игровая деятельность в условиях официальных соревнований.

Прием игры - обусловленное правилами двигательное действие, специфичное для волейбола. Выделяют приемы нападения и приемы защиты.

Техника игры - совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности в волейболе. Выделяют технику нападения и технику защиты.

Техническая подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности.

Тактическое действие - рациональное использование приемов игры, форма организации соревновательной деятельности за победу над соперником. Выделяют индивидуальные, групповые и командные тактические действия - в нападении и защите.

Тактика игры - совокупность тактических действий - индивидуальных и коллективных.

Тактическая подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на совершенное овладение тактическими действиями и обеспечивающий высокую их эффективность в игровой и соревновательной деятельности.

Физические способности волейболистов - индивидуальные особенности личности, создающие условия для успешного овладения и осуществления игровой и соревновательной деятельности. В значительной мере предопределены генетически.

Физические качества - отдельные качественные проявления физических способностей: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Физическая подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на развитие физических способностей и повышение функциональных возможностей, укрепление опорно-двигательного аппарата, обеспечивающих эффективное овладение навыками игры и способствующих высокой надежности игровых действий.

Интегральная подготовка волейболистов - педагогический процесс, направленный на интеграцию тренировочных воздействий технической, тактической, интеллектуальной и физической подготовки в целостный эффект соревновательной деятельности.

Психологическая подготовка волейболистов - воспитание нравственных, волевых и тех психических качеств, которые адекватны специфике волейбола и содействуют высокой надежности соревновательной деятельности.

Теоретическая (интеллектуальная) подготовка волейболистов - вооружение волейболистов специальными знаниями, повышающими эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

Система подготовки волейболистов - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостное единство и ориентированных на достижение цели, то есть это комплекс мероприятий, направленных на подготовку спортсменов, отвечающих модельным характеристикам сильнейших волейболистов мира и способных показывать наивысшие спортивные достижения.

Тренировка волейболистов - составная часть системы подготовки, педагогический процесс, направленный на обучение приемам игры и тактическим действиям, совершенствование технико-тактического мастерства, развитие физических способностей, воспитание психических, моральных и волевых качеств, создание условий для высоких спортивных достижений волейболистами.

Тренировочная деятельность - совместная деятельность тренера и волейболистов по успешному достижению целей тренировки.

Структура тренировки - исходным структурным образованием является тренировочное занятие; два и более тренировочных занятий образуют микроцикл, несколько микроциклов образуют средний цикл, средние циклы образуют годичный цикл, несколько годичных образуют многолетний опыт.

Тренировочная нагрузка - составная часть (компонент) тренировки, отражает количественную меру тренировочных воздействий на волейболистов в процессе занятий. Величина нагрузки определяется ее интенсивностью и объемом. Важное значение имеет характер тренировочных средств (специализированность, направленность, сложность).

Спортивные соревнования - составная часть системы подготовки волейболистов, с одной стороны, они служат целью тренировки и критерием ее эффективности, с другой стороны, они являются эффективным средством специальной, соревновательной подготовки.

Соревновательная нагрузка - объем соревновательной деятельности в определенный промежуток времени. Выражается в количестве игр (календарных и контрольных).

Структура соревнований по волейболу - разнообразные виды соревнований, ранжированные по определенным признакам: масштабу (чемпионат России, федерального округа и т. д.), уровню мастерства и возрастному цензу.

Управление - процесс по обеспечению достижения цели, системы подготовки волейболистов на основе получения, передачи и переработки информации с выработкой и принятием решения. Выделяют управление подготовкой волейболистов, управление тренировкой волейболистов и управление соревновательной деятельностью команды и отдельных волейболистов.

Планирование и контроль - основные функции управления. Планирование - есть процесс выбора направления движения (траектории) системы подготовки волейболистов и определения средств и методов достижения конечной цели. Это определение содержания будущей деятельности. Контроль есть процесс, направленный на обеспечение совпадения хода подготовки волейболистов с плановыми заданиями, то есть координацию действий составных частей системы подготовки по достижении цели на основе получаемой информации.

Отбор спортсменов - составная часть системы подготовки волейболистов, комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к волейболу и свойствами организма, обеспечивающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе.

  1. История возникновения и развития волейбола

В 1895 г. в США преподаватель колледжа Вильяме Морган предложил разработанные им правила новой игры, которая была названа «волейбол». Вскоре после этого они были опубликованы. Первые правила волейбола значительно отличались от тех, которыми пользуются в настоящее время. В частности, размеры площадки составляли 7,6 х 15,1 м, высота сетки- 1,98 м, вес мяча - 340 г, число игроков команды могло быть неограниченным.

Первый этап распространения волейбола относится к 1895 - 1920 гг. В это время в США волейбол начинает демонстрироваться перед зрителями. Из Северной Америки он попадает в страны Южной и Центральной Америки: на Кубу, в Пуэрто-Рико, Перу, Бразилию, Уругвай и Мексику. В начале века с волейболом знакомятся в странах Азии (Японии, Китае), и несколько позднее (1914 - 1917 гг.) он начинает культивироваться на Европейском континенте.

После проведения в Бруклине в 1922 г. первых официальных соревнований по волейболу, собравших большое число зрителей, США выступили с ходатайством о включении этой игры в программу VIII Олимпийских игр. Однако предложение было отклонено из-за недостаточного числа участников.

С распространением игры в большинстве стран Европы, Америки и Азии совершенствуются и уточняются многие пункты правил: ограничивается число игроков команды до шести, увеличиваются размеры поля до 9,1 х 18,2 м, уточняется высота сетки (2,43 м), разрешается только три удара по мячу. Счет начинает вестись до 15 очков (с учетом перевеса в два очка при счете 14:14, или до 17 очков при счете 15:15 и т. д.).

С эволюцией правил постепенно развиваются техника и тактика волейбола. Игра начинает проводиться в три касания с третьим завершающим ударом через сетку, который стал нападающим. Для противодействия нападающему удару появляется блокирование. Техника волейбола дифференцируется, она включает в себя такие элементы, как подача, нападающие удары и блокирование.

Возникают основы тактики игры, состоящие на первых порах в более слаженных действиях группы игроков и их равномерном расположении на площадке в момент подачи противника.

Позднее (1929-1936 гг.) техника игры приобретает более целесообразный характер: подача из средства введения мяча в игру превращается в средство нападения (сильная боковая подача), нападающие удары становятся более агрессивными и разнообразными, совершенствуются приемы-передачи, начинают применяться различные приемы мяча в бросках и падениях, появляется групповое блокирование.

В дальнейшем эволюция техники и тактики продолжается (1936- 1939 гг.). Против группового блока применяются удары с края сетки ("со столба"), появляется страховка блокирующих игроков для нейтрализации обманных ударов, многие волейболисты достигают виртуозности в приеме и передаче мяча.

С введением правила, запрещающего удары игроков задней линии в зоне трехметровой отметки выше верхнего края сетки, игра приобретает все более коллективный характер с разграничением функций и обязанностей между игроками команды.

В 1934 г. предпринимается попытка создания первой международной комиссии по волейболу. В комиссию вошли 13 стран Европы, 5 стран Америки и 4 страны Азии.

После второй мировой войны в 1947 г. в Париже создается Международная федерация волейбола (ФИВБ), которая вскоре проводит в Риме (1948 г.) первый чемпионат Европы среди мужских команд. Советские волейболисты в этом соревновании не участвовали: первое место в нем заняли волейболисты Чехословакии.

Первый чемпионат мира среди мужских команд и первенство Европы среди женщин проводились в Праге (1949 г.). Победителями этих состязаний стали советские волейболисты и волейболистки.

Послевоенный этап развития волейбола характеризуется популяризацией игры во всем мире. ФИВБ проводит большое количество соревнований - первенства Европы и мира, розыгрыш Кубка европейских чемпионов. Немалый вклад в развитие волейбола в этот период вносят советские волейболисты, демонстрирующие передовую школу техники и тактики игры и передающие свой опыт многим командам Европы и Азии.

В 1964 г. волейбол впервые включается в программу Олимпийских игр в Токио.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: