Тренировка как компонент системы подготовки волейболистов

В системе подготовки волейболистов тренировка - составная часть блока функций реализации целей. Через спортивную тренировку осуществляется реализация целей системы подготовки: становление навыков игры, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма, расширение арсенала технико-тактических действий, умений вести соревновательное противоборство, приучение к игровой и соревновательной деятельности, формирование личности спортсменов.

Таким образом, спортивная тренировка - это педагогический процесс, цель которого заключается в обучении техническим приемам, тактическим действиям и совершенствовании технико-тактического мастерства, развитии физических, психических, моральных и волевых качеств, создании условий для высоких спортивных достижений на соревнованиях.

Достижение целей тренировки осуществляется посредством системы тренирующих воздействий в специальных - тренировочных - занятиях, которые проводятся систематически, круглогодично и многолетно. Основные задачи:

  • воспитание моральных и волевых качеств;
  • укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;
  • развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости;
  • совершенствование жизненно важных двигательных навыков и умений (в ходьбе, беге, прыжках, метаниях, плавании и др.);
  • развитие специальных способностей и качеств, лежащих в основе успешного овладения техникой и тактикой игры;
  • совершенное овладение техникой игры (приемами игры и их способами);
  • совершенное овладение тактикой игры (тактическими действиями в нападении и защите - индивидуальными и коллективными);
  • достижение высокого уровня командной подготовленности;
  • приобретение теоретических знаний;
  • приобретение практических знаний и умений (по планированию, учету, ведению дневника, методике обучения, судейству, средствам профилактики и восстановления);
  • достижение интеграции всех качеств, навыков, умений и знаний, то есть умения реализовать в соревнованиях все приобретенное на занятиях;
  • предупреждение спортивных травм, перенапряжений, проведение восстановительных мероприятий.
Схема 5. Компоненты тренировки

Решения задач осуществляются при помощи многообразных средств и методов, объединенных в компоненты тренировки (схема 5).

Задачи тренировки, направленность компонентов дифференцируются применительно к уровню квалификации волейболистов. Так, в работе с командами высших разрядов основные усилия направлены на повышение спортивно-технического мастерства и достижение высоких спортивных результатов. В системе подготовки резервов на начальном этапе внимание направлено на качественный отбор, овладение основами техники и тактики и т. д., на последнем этапе акцент делается на адаптацию юниоров к тренировочному режиму команд мастеров. Задачи и содержание тренировок для школьных

спортивных секций и спортивных школ имеют существенное различие, несмотря на то что возраст занимающихся один. В каждом случае устанавливается связь с целью системы, ее модельными характеристиками, а затем определяются вопросы построения, выбора средств и методов, контрольных нормативов и т. д.

Исходя из теории спортивной тренировки и ее определения применительно к волейболу важное значение имеют следующие моменты:

Первое. Программирование многолетнего процесса тренировки по основным ее компонентам (технико-тактическая, физическая, теоретическая, психологическая, интегральная подготовка):

  • определение содержания на весь многолетний период, по этапам и годичным циклам;
  • установление последовательности обучения приемам и способам игры, тактическим действиям (индивидуальным, групповым и командным в нападении и защите);
  • установление общей последовательности обучения приемам игры и тактическим действиям в системном единстве;
  • выделение структурных компонентов построения тренировки (годичные циклы, средние циклы, микроциклы, тренировочные занятия);
  • распределение программного материала по этапам многолетней подготовки, по годичным циклам внутри этапов, по средним циклам и микроциклам в пределах годичного цикла;
  • распределение времени на виды программного материала в возрастном аспекте, по уровню спортивного мастерства волейболистов, в годичных циклах, средних циклах и микроциклах, тренировочных занятиях,

Программирование тесно связано со структурой соревновательной деятельности и факторами, обусловливающими ее эффективность, модельными характеристиками.

Второе. Определение эффективных адекватных возрасту и подготовленности волейболистов средств и методов развития физических качеств, обучения рациональной технике и тактике игры, совершенствования технико-тактического мастерства на принципах универсальности, с одной стороны, с учетом индивидуальных особенностей и игровых функций - с другой; совершенствования морально-политической подготовки, воспитания нравственных и волевых качеств, повышения надежности игровых действий и соревновательной Деятельности.

Третье. Определение параметров тренировочных нагрузок в ходе многолетней тренировки (по этапам и годичным циклам), в пределах годичного цикла (по средним циклам, микроциклам и тренировочным занятиям).

Четвертое. Определение эффективных средств и методов комплексного контроля для получения непрерывного потока информации Для оценки качества тренировочного процесса, коррекции по трем названным выше позициям. Получение информации осуществляется по всем параметрам тренировки и проводится на тренировочных занятиях (оперативный контроль), в микроциклах (текущий контроль), на этапах годичного цикла (этапный контроль).

Все эти вопросы находят отражение в программах по волейболу для различных организационных форм занятий: для коллективов физической культуры, для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, для команд высших разрядов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: