III. Порядок проведения аудита

1) Тестирование. Кто является материально ответственными лицами? Нет ли среди них должности, которые не позволяют заключать с ними договор о материальной ответственности? Имеется ли приказ о постоянно действующей комиссии по приемке и инвентаризации основных средств? Какие меры принимаются администрацией для обеспечения сохранности основных средств?

2) Изучить учетную политику организации.

3) Выяснить когда проводилась последняя инвентаризация и ее результат (раз в 3 года, библиотечный фонд – раз в 5 лет).

4) Аудит правильности отнесения основных средств по классификационным группам:

a) Производственные и непроизводственные основные средства,

b) Находящиеся в запасе, в эксплуатации, на консервации,

c) Собственные и арендованные,

d) По видам.

5) Аудит оценки основных средств. От этого зависит: финансовые показатели, налог на имущество, налог на прибыль, отчетность

В бухгалтерском учете стоимость основных средств формируется на Д08. При этом в стоимость основных средств включают затраты по их приобретению, строительству, доставке установке в соответствии с перечнем затрат, данным в ПБУ 6\01

В налоговом учете в стоимость основных средств не включают:

- суммовые разницы,

- процент по кредитам и займам,

- невозмещаемые налоги.

В налоговом учете стоимость основных средств следует формировать в специальном налоговом регистре. В инвентарных карточках следует показывать 2 стоимости основных средств бухгалтерскую и налоговую.

6) Аудит оценки основных средств в зависимости от источников их приобретения:

a) построенные основные средства.

b) Купленные основные средства.

c) Полученные безвозмездно.

d) Полученные в уставный капитал.

7) Аудит первичных документов (формальная проверка, и по существу). При этом особое внимание уделяют актам на списание основных средств, операции по реализации (отпускная цена должна быть на уровне рыночных). Если при списании приходовались материалы, проверить наличие накладной на их оприходование, стоимость этих материалов должна быть отражена как доход.

8) Проверка корреспонденции. Поступление основных средств на счете 08, выбытие через счет 91.

9) Аудит операций по аренде основных средств. При сдаче основных средств в аренду проверить включается ли доход в состав внереализационных доходов при расчете налога на прибыль.

10) Изучить учетную политику- предусмотрено ли создание резерва на капитальный ремонт основных средств. Если резерв создается, проверить проводится ли инвентаризация резерва пред составлением годового отчета. В балансе на 1 января сальдо по резерву может быть только в том случае, если ремонт начат в этом году, а окончание ремонта ожидается в следующем году. При этом проводится инвентаризация резерва. При инвентаризации используются следующие документы (дефектная ведомость, смета затрат на ремонт, акт приемки выполненных работ составленный на 31 декабря). Если сальдо счета 96 больше чем сметная стоимость невыполненных ремонтных работ, производят регулирование, сделав запись Д20 К96 красное сторно.

В налоговом учете регулирование резерва производится путем увеличения доходов. Здесь существует ограничение суммы годовых отчислений в резерв на ремонт. Эта сумма не может быть выше средней суммы фактических затрат на ремонт за 3 предшествующих года.

11) Аудит ведения учета и отчетности.

a) Сверить сальдо счета 01 в синтетическом и аналитическом учете.

b) Проверить корреспонденцию счетов.

c) Правильность отражения результатов инвентаризации, взыскание недостач.

d) Правильность отражения основных средств, в балансе, в форме №5.

12) Анализ эффективности использования основных средств:

- коэффициент фондоотдачи,

- коэффициент обновления,

- коэффициент годности,

- коэффициент износа,

- наличие неиспользуемого оборудования

- не производится ли под видом капремонта новое строительство,

- не предоставляются ли основные средства в аренду без взимания арендной платы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: