Понятие и состав финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы – это часть денежных средств мобилизуемых на постоянной основе в централизованные и децентрализованные фонды с целью их распределения и последующего расходования на возмещение выбывающих основных фондов, производственное и непроизводственное накопление, социальные выплаты населению и текущее непроизводственное потребление. Величина финансовых ресурсов является количественной характеристикой финансового результата процесса воспроизводства за определенный период времени. Финансовые ресурсы составляют законодательно закрепленные или добровольные финансовые обязательства хозяйствующих единиц и населения.

Объем, состав и состояние финансовых ресурсов, их образование и использование, финансовые взаимоотношения между секторами экономики отражаются в специально составляемом одноименном балансе. Баланс финансовых ресурсов оказывает помощь в организации денежного оборота, определении оптимальных пропорций в распределении и расходовании средств, дает возможность сбалансировать финансовые ресурсы с затратами.

Различают финансовые ресурсы государства, предприятий, специальных фондов и населения. Финансовые ресурсы экономики формируются как совокупность финансовых средств, составляющих экономику секторов. Преимущественно они создаются в секторе нефинансовых и финансовых предприятий и организаций в форме балансовой прибыли, доходов и накапливаемых амортизационных отчислений.

Основной источник получения финансовых ресурсов – это прибыль нефинансовых предприятий, получаемая в сфере производства. Она является началом кругооборота финансовых ресурсов. Часть её обособляется в форме налогов и отчислений, поступает в государственный бюджет и во внебюджетные фонды через финансовые учреждения, а другая часть остается в распоряжении хозяйствующих единиц и используется ими на производственные нужды.

Финансовые ресурсы сектора государственных учреждений формируются из централизованных средств государственного бюджета и внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы сектора домашних хозяйств состоят из доходов, получаемых от ведения домашних хозяйств, индивидуального предпринимательства, от собственности (в форме дивидендов и процентов), социальных трансфертов (пенсий, стипендий, пособий, поступлений от общественных и других организаций и из финансового сектора (страховые возмещения и т.п.)).

Централизованным денежным фондом государства, используемым для удовлетворения общегосударственных потребностей, является государственный бюджет. Статистика государственного бюджета изучает процесс планомерного образования и использования бюджетного фонда, основные тенденции, факторы и закономерности его изменения. Объектом статистического изучения являются все элементы единой бюджетной системы – бюджеты разных уровней государственного управления: консолидированный бюджет, федеральный бюджет, территориальные и местные бюджеты. Основой изучения государственного бюджета является бюджетная классификация – группировка доходов, расходов, источников финансирования дефицита (профицита) государственного бюджета и государственного долга. Группы доходов состоят из статей, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. В доходы бюджета включают.

Налоговые доходы – это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей (налог на прибыль (доход), прирост капитала, имущество, платежи за пользование природными ресурсами и др.).

Неналоговые поступления – это невозвратные, возмездные и безвозмездные поступления (доходы от имущества предприятий, находящихся в государственной и муниципальной собственности и от их деятельности, доходы от продажи земли и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафы и пр.).

Безвозмездные перечисления – это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременными и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственного управления, а также международные организации.

В составе доходов государственного бюджета различают капитальные доходы ( доходы от продаж капитальных активов – основных фондов, государственных запасов, резервов, земли) и капитальные трансферты из негосударственных источников (на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, например, больниц и т.д.).

Анализ расходов государственного бюджета РФ проводится на основе классификации их по трем признакам:

1. функциональному назначению, выделяют более 20 направлений расходования средств. В укрупненном виде различают расходы: связанные с поддержкой экономики (субсидирование по отраслям экономики), на содержание органов управления (законодательной, судебной и исполнительной власти), на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.п.), военные расходы.

2. группировка по экономическому назначению позволяет получить детальное распределение расходов по их предметному признаку (заработная плата, начисления, все виды хозяйственных расходов, трансферты населению и т.д.) и обеспечивает возможность единого подхода ко всем получателям с точки зрения исполнения бюджета.

3. г руппировкапо ведомственному назначению дает возможность отразить распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям) – федеральным министерствам и ведомствам.

Обобщающими показателями государственного бюджета являются показатели общего объема доходов, расходов, дефицита (профицита) бюджета и государственного долга.

Дефицит (–), профицит (+) определяют как разность суммы доходов, включая официально полученные трансферты, и расходов, уменьшенных (увеличенных) на сальдо кредитования (кредитование минус погашение).

Для анализа бюджета используют относительные и средние величины определяемые как:

- удельный вес налоговых (в том числе: налога на прибыль, подоходного налога и др.), неналоговых поступлений в общем объеме доходов государственного бюджета (или расходов государственного бюджета на социальные и другие нужды в рамках рассмотренных классификаций к общему объему расходов и т.п.);

- соотношение налоговых и неналоговых поступлений, поступлений по видам налогов (налога на прибыль, НДС, подоходного и других налогов между собой); расходов на социальные цели и содержание органов управления, военных расходов и т.п.;

- размер доходов (расходов, дефицита) государственного бюджета на 1 рубль валового внутреннего продукта. Например, для характеристики масштабов централизованного перераспределения находят соотношение доходов госбюджета и уровня ВВП. Дефицит государственного бюджета, соотнесенный с объемом ВВП, свидетельствует о финансовом положении государства. Если эта величина не превышает 3% – финансовое положение страны считается нормальным.

- соотношение исполненного уровня по доходам (расходам) к достигнутому в прошлом периоде или принятому в бюджете на текущий год уровню (относительные величины динамики, планового задания и исполнение бюджета).

Показатели финансирования бюджета отражают привлечение заемных средств. Статистика оценивает объемы выпуска и размещения: государственных казначейских обязательств (ГКО), займов у банков и международных финансовых организаций, займов, полученных от других уровней власти или от государственных внебюджетных фондов, займов от иностранных правительств. Общий объем складывается из суммы показателей внутреннего и внешнего финансирования. Внутреннее финансирование отражает все операции по финансированию госбюджета со стороны учреждений государственного управления и резидентов данной страны (предприятий, учреждений управления, частных лиц в форме ГКО, ОФЗ, облигаций государственных нерыночных, сберегательных займов и пр.). К внешнему финансированию относятся все операции, осуществляемые нерезидентами данной экономики, в том числе: кредиты международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, коммерческих банков и фирм и т.п.

Совокупные долговые обязательства государства отражаются в показателе «Государственный долг», выражающий неоплаченную сумму официально признанных прямых обязательств учреждений государственного управления перед другими секторами экономики и «остальным миром», возникших в результате их операций в предыдущие периоды.

В соответствии с рекомендациями МВФ в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.

Внутренний государственный долг состоит из двух частей: первая сложилась в результате преемственности государственного долга бывшего СССР, вторая отражает финансовую политику заимствований России в современных условиях.

Государственный долг может быть текущим и капитальным. Текущий государственный долг – сумма задолженности, срок возврата которой наступил или наступает в данном календарном году. Капитальный государственный долг – сумма задолженности государства по своим обязательствам вместе с процентами.

Важной задачей статистики госбюджета является изучение и анализ закономерностей формирования и расходования централизованных фондов на всех уровнях бюджетной системы. К числу факторов, существенно влияющих на изменение объема доходов бюджета (Q), и, в частности, налоговых доходов, статистика относит изменение налоговых ставок (k), величины налоговой базы (всего и на одного налогоплательщика (q) и общего числа налогоплательщиков (n). Абсолютное изменение налоговых отчислений по каждому виду налога за счет двух факторов (q и k) может быть исчислено по формуле –

в том числе за счет изменения:

объема налоговой базы –

изменения налоговой ставки –

По совокупности налоговых отчислений соответственно:

Трехфакторная модель, учитывающая еще и изменение числа налогоплательщиков, строится следующим образом:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: