Элементы коммуникативно-речевой ситуации

Лингвориторика

Современная ситуация в языкознании определяется лингвистами как полипарадигмальиая (И.С. Кубрякова, В.И. Шаховской): исследуемый объект анализируется сразу в нескольких направлениях, в разных парадигмах знания. Активной тенденцией в современной лингвистике является отказ от идеи исключительности того или иного метода и стремление сочетать и комбинировать различные общенаучные и частные методы исследования.

Лингвориторика – риторика, с привлечением достижений ряда лингвистических дисциплин. Напомним, что риторика – теория и практическое мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Лингвориторический подход включает в себя элементы системно-структурного подхода, при котором точкой отсчета является не абстрактная системо-структура языка, а живая речь.

Лингвориторическая подготовка представляет собой процесс изучения, усвоения и творческого применения основ лингвистической и риторической теорий с целью более эффективного осуществления профессиональной деятельности специалистов в предлагаемых социокультурных условиях.

В сферу рассмотрения лингвориторики как дисциплины входит следующий круг проблем:

· особенности речевого взаимодействия в различных типах дискурса;

· языковые единицы, структуры и формы, соответствующие конкретной коммуникативной ситуации и обеспечивающие достижение коммуникативных целей говорящего;

· вопросы восприятия речи и извлечения смыслов;

· создание тестов различной жанровой направленности;

· вопросы создания монолога;

· особенности управления и ведения диалога.

Риторика

Риторика (греч. rh ē o – ‘говорю, лью, теку’) – теория, мастерство, искусство ораторской речи.

В ХIХ в. в России было два варианта написания слова – рЕторика и рИторика. Сегодня принята норма рИторика.

Ритор (греч. rhētōr – ‘ритор, оратор’) – В Древней Греции и Риме: учитель красноречия

Оратор (лат. ōrātor < ōrāre – ‘говорить’) – тот, кто произносит речь, а также тот, кто обладает даром произносить речи. В Древней Греции и Риме – оратор, особенно занимавшийся не практическим, а показным красноречием, например преподаватель или ученик риторской школы.

Риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию (Н.А. Михайличенко).

Риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи (А.К. Михальская).

Сделать речь целесообразной – значит найти ее соответствие цели говорящего, или, выражаясь языком современной науки, речевому намерению.

Воздействовать на аудиторию – значит подвигнуть людей на активные действия, а иногда, может быть, заставить изменить образ жизни и мировосприятие.

Гармонизировать отношения говорящего и адресата – сегодня непременное требование к успешной речи. Это значит, что современная риторика должна обеспечить взаимопонимание между людьми, конструктивное решение возникающих конфликтов.

Общие задачи риторики (по Ю.В. Рождественскому).

Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу.

Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. Обе задачи должны опираться на культуру речи данного общества

Риторику как науку принято разделять на общую риторику и частную.

Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной.

Общая риторика содержит следующие разделы:

1) риторический канон;

2) публичное выступление (оратория);

3) ведение спора;

4) ведение беседы;

5) риторика повседневного общения;

6) этнориторика.

Риторический канон – это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)? Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное в ыражени е.

Оратория, или теория и практика публичной речи – особый раздел риторики, изучающий основы выступления перед аудиторией.

Теория и искусство ведения спора – цель данного раздела – научить достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством, важно всегда, а сегодня особенно.

Ведение беседы учит правильно определять стратегию и тактику разговора (любого разговора – и светского, и делового), даёт необходимые практические рекомендации.

Риторика повседневного общения дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни. Она поможет вам найти ответы на следующие вопросы: как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения?

Этнориторика изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Так, риторически образованный человек поймет, почему американцы считают, что при ведении переговоров наши деловые люди недостаточно четко и определенно излагают свою позицию, и почему японцы видят у русских излишнюю категоричность в суждениях. Еще раз повторим: все дело в различии национальных культур, и понимание этого поможет избежать ошибок в общении.

Частные риторики изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность и др.

Элементы коммуникативно-речевой ситуации

Коммуникативно-речевая ситуация складывается из четырёх обязательных элементов.

1. Адресант: говорящий / пишущий с целями (зачем?) и мотивами (почему?).

2. Адресат: слушающий / читающий с целями (зачем?) и мотивами (почему?).

В национальных культурах сформировалось представление о том, каким должен быть идеальный субъект общения.

Идеальный субъект общения / риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре, иерархически организованная система наиболее общих требований к речевому произведению и речевому поведению говорящего.

Составляющие риторического идеала.

1) Этоснравственная составляющая речи.

2) Пафос – психологические средства воздействия на аудиторию (психологическая сторона речи).

3) Логоссодержательная, логическая сторона речи.

Риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь.

По определению А.К. Михальской, риторический идеал означает исторически сложившуюся иерархически организованную систему наиболее общих требований к речевому произведению и речевому поведению, т.е. парадигму риторических категорий, отражающих парадигму категорий общеэстетических и этических, характерную для той культуры, в которой данный риторический идеал сформировался и функционирует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: