Законы и принципы общения

Сферы / зоны повышенной речевой ответственности требуют соблюдения законов и принципов общения, которые были выработаны ещё в античности.

I. Закон гармонизирующего диалога: эффективное речевое общение возможно только при активном диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Термин диалог понимается шире, чем в бытовом плане. Принципиально отрицается возможность речи, обращённой к самому себе. Аудитория – не пассивный объект. Идеальная модель – субъект-субъектная ситуация общения.

Диалогизации общения служат принципы речевого поведения.

1. Внимание к адресату.

Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе необходимо представить себе слушателя, собеседника. Следует заранее составить «социальный портрет аудитории», который предполагает:

1) социальная роль по отношению к говорящему;

2) размер аудитории (количество человек);

3) возраст;

4) сфера интересов, личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание) и набор «запретных тем»;

5) предполагаемые цели и мотивы аудитории;

7) практическая значимость информации для аудитории.

2. Принцип диалогизации речи – это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата. Содержание речи должно соответствовать интересам аудитории. Природа человека такова, что он острее переживает то, что касается его лично, то, что ему близко.

На протяжении всей беседы или выступления следует показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата, каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.

3. Принцип конкретности.

В речи обязательно должны бытьпримеры, конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания.

II. Закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован «в пространстве» речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели, к пониманию основной мысли.

Речь должна быть композиционно структурированной: обязательно вступление, основная часть, заключение. Микротемы основной части должны быть логически связаны. Текст речи должен содержать сигналы адресации аудитории. При произнесении речи обязательны паузы.

Использование приёма интимизации общения – местоимение 1 л. мн. числа – мы.

III. Закон эмоциональности, требует, «чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует». Реализации данного закона способствует арсенал изобразительно-выразительных средств.

IV. Закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Способствовать реализации данного закона может игровая установка: цепь «загадок», которые аудитория разгадывает вместе с автором речи. Способствуют реализации закона приёмы языковой игры.

Механизмы речи

Способности человека, на базе которых развиваются речевая деятельность, формируются и совершенствуются коммуникативные умения, называются механизмами речи.

1. Механизм эквивалентных замен – воспринимаю чужую речь мы должны максимально точно подобрать эквивалентные словесные (грамматически правильно оформленные) замены тем образам, которые возникают у нас в сознании, и максимально точно перевести внутреннюю речь во внешнюю.

От языкового багажа слушающего зависит точность восприятия чужой речи, от точности подбора языковых средств говорящим зависит эффективность речи.

Развитию механизма эквивалентных замен способствуют:

· расширение словарного запаса;

· создание связных текстов;

· критическое отношение к подбору слов, их сочетанию, их выбор вне зависимости от времени поиска;

· при восприятии текста – выявление смысла.

2. Действие механизма эквивалентных замен обусловлено действием механизма памяти.

3. Действие механизма памяти приводит в действие механизм антиципации – предвидения, предугадывания. В процессе создания высказывания говорящий / пишущий, опираясь на общий замысел должен предвидеть, предвосхитить особенности развития замысла, структуру и композицию текста в целом, возможную реакцию слушателей на наиболее сложные части текста. Также воспринимающий должен предугадывать дальнейший ход развития мысли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: