Словарь ключевых терминов

Понятие «История» имеет два основных значения. Первое - «история как процесс развития общества» и второе – «история как наука о развитии общества».

История как наука – это специализированное научное знание эмпирико-теоретического характера о прошлой социальной реальности.

История как учебная дисциплина -в традиционном понимании школьный учебный предмет, содержание которого составляют основы исторических знаний, умения и навыки, необходимые учащимся для их прочного усвоения и позволяющие их применять в различных жизненных ситуациях. Современное понимание истории как учебного предмета базируется на определении образования как сложного социокультурного явления, назначение которого состоит в актуализации, реализации и самореализации сущностного потенциала человека.

Школьное историческое образование представляет собой социально-педагогический феномен, многоуровневое социокультурное явление, целостную открытую многофакторную и многоуровневую образовательную систему. Школьное историческое образование как педагогическая система является целостной многофакторной и многоуровневой открытой гуманитарной системой, включающей ценности, традиции, нормы, принципы, механизмы воспроизводства и реализации компонентов системы, критерии эффективности и др.

Источники и литература к лекции

Источники

История в школе // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: БСЭ, 1993. М. – Т.1.

Основные результаты Международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования ICCS-2009. – Режим доступа:

http://www.ug.ru/download/2009/Inst_ICCS_2009.pdf

Педагогический энциклопедический словарь /Гл.ред. Б.М. Бим-Бад; М.: БРЭ, 2002.

Рекомендации Rec [2001] 15 Комитета Министров Государствам-членам по вопросам преподавания истории в Европе в 21 веке (принята Комитетом Министров 31 октября 2001 г. на 771 заседании на уровне представителей).

Литература

Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: Владос. 2003.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. – М.: Просвещение, 2012.

Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории /Под редакцией Л.П. Репиной. – М.: Кругъ, 2008.

Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт: Монография / Под ред. М.В. Рыжакова, А.А. Журина. – М.; Спб.: Нестор-История, 2012.

Про А. Двенадцать уроков по истории. – М.: РГГУ, 2000.

Репина Л.П. и др. История исторического знания: Пособие для вузов /Л.П. Репина, В.В. Зверев, М.Ю. Парамонова. – М.: Дрофа, 2004.

Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. – М.: Издательство ЛКИ. 2009.

Репина Л.П. Историческая наука на рубеже ХХ – ХХ1 вв.: социальные теории и историографическая практика. – М.: Кругъ, 2011.

Савельева И.М. и Полетаев А.В. Социальные представления о прошлом, или Знают ли американцы историю. – М.: Издательство: Новое литературное обозрение, 2008.

Соколов, А.Б. Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта // Историческое образование в современной школе. Альманах № 2. – М.: Русское слово, 2004.

Стрелова О.Ю., Вяземский Е.Е. Учебник истории: старт в новый век. – М.: Просвещение, 2006.

Стрелова О.Ю., Шестаков В.А., Вяземский Е.Е. История России. ХХ – начало ХХ1 века.: хрестоматия-практикум для 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. - М.: Русское слово, 2010.


[1] Вяземский Е.Е. Линейность или концентры? Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Пути совершенствования исторического образования в образовательных учреждениях Российской Федерации 17-18 ноября 2005 г. – История (Первое сентября).- 2006.- № 2. 16-31 января;

[2] Евгеньев Е.В. Семинар под эгидой Совета Европы // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 4.

[3] Современный словарь иностранных слов.- М.: Изд-во Русский язык, 1993. - С.248

[4] Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Теория и методика преподавания истории. Учебник для студентов высших учебных заведений. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2003.

[5] Стрелова, О.Ю., Вяземский, Е.Е. Учебник истории: старт в новый век. – М.: Просвещение, 2006.

[6] Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. – М.: Просвещение, 2012.

[7] Соколов А.Б. Реформирование школьного исторического образования в контексте международного опыта // Историческое образование в современной школе. Альманах № 2. – М., 2004. – С. 67-68.

[8] Репина, Л.П. и др. История исторического знания. – М.: Дрофа, 2004. -С.280.

[9] Педагогический энциклопедический словарь /Гл.ред. Б.М. Бим-Бад.- М.: БРЭ, 2002. – С.110.

[10] История в школе // Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: БСЭ, 1993. М. – Т.1. -С. 387

[11] Модели и структуры содержания общего среднего образования: отечественный и зарубежный опыт: Монография / Под ред. М.В. Рыжакова, А.А. Журина. – М.; Спб.: Нестор-История, 2012. – С.17-19.

[12] Основные результаты Международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования ICCS-2009. – Режим доступа:

http://www.ug.ru/download/2009/Inst_ICCS_2009.pdf

[13] Эти данные приводит Петр Положевец, главный редактор "Учительской газеты", национальный координатор международного проекта ICCS-2009 в докладе «Основные результаты Международного сравнительного исследования качества граждановедческого образования ICCS-2009» на семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» в НИУ «Высшая школа экономики» 21.05.2012

[14] Рекомендации Rec [2001] 15 Комитета Министров Государствам-членам по вопросам преподавания истории в Европе в 21 веке (принята Комитетом Министров 31 октября 2001 г. на 771 заседании на уровне представителей).

[15] Стрелова О.Ю., Шестаков В.А., Вяземский Е.Е. История России. ХХ – начало ХХ1 века.: хрестоматия-практикум для 11 класса общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. - М.: Русское слово, 2010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: