Вопрос № 4. Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения

Зарождение в недрах феодализма новых капиталистических отношений способствовало бурному развитию производства, торговли, росту городов. В это время совершались великие географические открытия, образовывались централизованные государства. Развитие производства вызвало мощный подъем всех отраслей наук, особенно естественных и педагогических, что повлекло за собой изменения в системе воспитания подрастающего поколения феодалов и буржуазии эпоха Возрождения ознаменована борьбой со схоластикой в области воспитания и образования. Нарождавшаяся буржуазия не могла довольствоваться богословской философией и церковной куль турой, не хотела примириться с проповедями аскетизма и презри тельным отношением к физическому развитию. Она создавала свою идеологию, свою систему воспитания, свою культуру.

Развитие науки дало в руки ученых много новых научных фактов. Так, итальянский ученый, инженер, живописец и поэт Леонардо да Винчи (1452—1519) изучил пропорции тела человека и механику его движений. В своих научных мыслях он предвосхитил создание лета тельных аппаратов, велосипеда, акваланга.

Англичанин Уильям Гарвей (1578—1657) открыл законы кровообращения и положил начало изучению физиологии человека. Голландец Андреа Везалий (1514-1564) исследовал анатомическое строение человеческого тела.

Наряду с развитием естествознания крупный вклад был сделан ив педагогическую науку. Деятелями, прокладывавшими новую дорогу в воспитании, явились гуманисты (от слова «гуманус» — чело вечный). Они в центр воспитания поставили человека и выступил» против характерного для средневековья закрепощения личности, в защиту ее достоинств и прав. Гуманисты стремились воспитывать здоровых, жизнерадостных людей, практически приспособленных в жизни. Педагогические идеи физического воспитания гуманистов находили свое отражение в практике отдельных школ, где обучались дети знатных родителей.

Гуманизм зародился в Италии, а затем распространился во Франции, Англии, Чехии и некоторых других странах.

Витторино да Фельтре (1378—1446) — представитель раннего итальянского гуманизма. На средства герцога Гонзаги в Мантуе он организовал школу и назвал ее «Дом радости». В противовес мрачным средневековым школам, «Дом радости» был открыт на лоне природы, в прекрасном дворце, где было много света и воздуха.

В школе, где учились дети герцога и его приближенных, Витторино да Фельтре применял новые методы воспитания, основанные на принципах гуманистической педагогики. Большое значение здесь придавалось сочетанию умственного, эстетического и физического воспитания. Ученики занимались верховой ездой, борьбой, разнообразными играми и танцами. Эти занятия были направлены на развитие гибкости, ловкости, красоты и изящества движений. Педагогическая деятельность Витторино да Фельтре содействовала распростране­нию идей физического воспитания в последующие году.

Франсуа Рабле (1494—1553) — видный французский гуманист, крупнейший ученый и писатель, автор знаменитого романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». В своем романе Рабле дал острую сатиру на схоластическое средневековое воспитание. Он защищал идеи гуманистического воспитания, в котором предусматривались многостороннее образование, развитие творчества и активности, строгий режим для ребенка. Рабле отводил важное место физическому воспитанию. Так, его герой Гаргантюа много времени уделяет физическим упражнениям. Он упражняется с пикой и секирой, охотится на оленей, играет в мяч, прыгает и бегает, плавает на боку и груди, метает копье и дротик, занимается на перекладине, шестах, канатах, лестницах. В этих рекомендациях Рабле упражнения античности сочетаются с народными упражнениями его времени. Он высказал ряд ценных мыслей и по методике применения физических упражнений. Рабле был сторонником наглядности обучения, рекомендовал постепенное повышение сложности упражнений. Он добивался воспитывающего обучения, формирования нравственных качеств и высоких добродетелей.

Иероним Меркуриалис (1530—1606) — представитель позднего итальянского гуманизма, доктор философии и медицины, автор шести книг об искусстве гимнастики. В первых трех книгах он описал историю гимнастики, а три последующие посвятил анализу физических упражнений с точки зрения охранительной медицины.

Меркуриалис делил все физические упражнения на три группы: истинные (лечебные), военные (необходимые) и ложные (атлетические). Он отдавал предпочтение тем упражнениям, которые имели оздоровительно-гигиеническое значение и способствовали выполнению военных обязанностей. Меркуриалис осуждал атлетические упражнения, которые требовали «чрезмерного напряжения сил». Он рекомендовал не плавание, а купание, не кулачный бой, а бой с «тенью», которые не вызывают сильного напряжения и утомления. Своей деятельностью и трудами Меркуриалис способствовал распространению физических упражнений как одного из средств лечебно-профилактического направления в медицине.

Ян Амос Коменский (1592—1670) — крупнейший славянский мыслитель и педагог-гуманист, родился в семье мельника, принадлежавшей к протестантской общине «Чешские братья». В своих педагогических сочинениях «Великая дидактика», «Мир чувственных вещей в картинках» наряду с вопросами умственного и нравственного воспитания он много внимания уделял физическому воспитанию детей. В «Материнской школе», составленной Коменским, были заложены основы физического развития ребенка. Он советовал родителям, особенно матерям, заботиться о здоровье детей, их пище, одежде, режиме. Занятия играми и физическими упражнениями, по мысли Коменского, призваны готовить детей к труду, к реальной жизни. Педагогические взгляды Коменского оказали большое влияние на формирование мировой демократической педагогической мысли.

Ценные идеи о физическом воспитании молодого поколения выказывали ранние социалисты-утописты.

Томас Мор (1478—1535) и Томмазо Кампанелла (1568—1639) своих сочинениях («Утопия» и «Город Солнца») подвергли остро критике не только феодальное общество и его систему воспитания, но и зарождавшиеся в то время новые буржуазные отношения. Они мечтали об обществе, где все станут равны, не буде частной собственности, где воспитание будет носить всесторонний характер. Мор и Кампанелла считали, что физическое воспитание является необходимым элементом гармонического развития человека и забота о здоровье и физическом воспитании всех членов общества должна быть государственным делом. Они утверждали, что занятия гимнастикой и военные упражнения могут подготовить человека к труду, воспитать в нем здоровье, силу и красоту. Педагогические идеи Мора и Кампанеллы имели большого значение для развития педагогической мысли в области физического воспитания. Они далеко опередили практику физического воспитания эпохи Возрождения. Несмотря на незрелость и ограниченность педагогических идей ранних социалистов-утопистов, их заслуга состоит в том, что они впервые провозгласили принципы всеобщего физического воспитания как для мужчин, так и для женщин, подчеркнули роль физического воспитания во всестороннем развитии личности.

Однако в эпоху Возрождения практика развития физической культуры и спорта намного отставала от передовой педагогической теории. Социально-экономические и культурные условия жизни в городах и сельской местности того времени ограничивали возможности развития физического воспитания и спорта. Во многом этому мешала и религия. Но в XVI в. в странах Европы, вступивших на путь капиталистического развития, произошла реформа церкви, так называемая Реформация, в результате которой в них было принято новое направление христианской веры — протестантство. Отношения некоторых церковников к физическому воспитанию изменилось. Реформаторы церкви Мартин Лютер (Германия), Ульрих Цвингли (Швейцария) и их последователи считали физическое воспитание нужным делом, так как оно укрепляло физические силы человека и отвлекало молодых от дурных привычек. Они приспосабливали свое учение к нуждам и потребностям нарождавшейся буржуазии. Католическая церковь с помощью монашеского ордена иезуитов (основан в 1540 г.) стремилась готовить сильных духом и телом своих защитников. В школах иезуитов (в Германии, Польше, Литве) поощрялось физическое воспитание, сопровождаемое внедрением в души учащихся иезуитской морали, по которой цель оправдывает любые средства (бесцеремонность, шпионаж, доносы, обман и др.). Иезуитам не удалось широко распространить свою идеологию. Впоследствии служители культа (католики, протестанты и др.) стали более широко использовать физическое воспитание и спорт в целях оказания своего влияния на молодежь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: