Лекция № 3.
Тема: ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СРЕДНИЕ ВЕКА (V - XVII вв.)
План:
1. Особенности развития физической культуры в средние века.
2. Рыцарская система физического воспитания и спорта
3. Физическое воспитание и спорт крестьян и горожан.
4. Развитиепедагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения.
Вопрос №1. Особенности развития физической культуры в средние века.
Средние века по времени в основном совпадают с эпохой феодализма, существовавшей в Западной и Восточной Европе, Азии и Северной Африке в период с V в. по вторую половину XVII в., а в некоторых странах и дольше.
Вместе с тем в ряде областей земного шара вплоть до XVII в. племена и народы Центральной Америки, Австралии, северных областей Азии и большей части Африки жили в условиях первобытнообщинных или рабовладельческих отношений.
Господствующими сословиями при феодализме были светские феодалы (рыцари) и духовенство. Они жили за счет эксплуатации крепостных крестьян и ремесленников-горожан. На протяжении всей истории Средних веков отношения между ними обусловливали всю общественную жизнь данной эпохи и оказывали влияние на развитие физической культуры и спорта, как составной части общей культуры средневековья.
|
|
Огромную роль в жизни средневекового общества на протяжении нескольких столетий играла католическая церковь, нанесшая большой ущерб не только умственному, но и физическому воспитанию народных масс. Христианская религия установила свое господство в области воспитания и образования. Она проповедовала аскетизм, греховность заботы о теле, называя тело «прибежищем дьявола», призывала заботиться только о спасении души и подготовке к загробной жизни.
Под влиянием религии в средневековых школах и университетах совершенно не заботились о физическом воспитании молодежи. В то же время церковь, способствуя укреплению феодального строя, распространению католицизма, которое несло рыцарство на своих мечах во время Крестовых походов, всячески поощряла систему физической подготовки рыцарей, особенно в периоды раннего и развитого феодализма (V—XIV вв).
Вопрос № 2 Рыцарская система физического воспитания носила сугубо военно-прикладной характер. Считая достойным для себя лишь занятие военным делом, рыцари много времени проводили в военных походах в чужие земли. Воспитание рыцарей состояло в овладении семью рыцарскими доблестями: их обучали верховой езде, фехтованию, охоте, плаванию, стрельбе из лука, игре в шахматы, сочинению стихов. С 7 до 14 лет будущий рыцарь выполнял роль пажа при даме знатного феодала.
По достижении 14-летнего возраста пажи производились в оруженосцы. В 21 год оруженосцев посвящали в рыцари. К этому времени они должны были полностью овладеть рыцарскими доблестями, научиться рыцарскому обхождению, постичь придворный этикет. Готовясь стать рыцарем, юноши много занимались физическими упражнениями, вырабатывали в себе выносливость и силу. Большое значение в физическом воспитании рыцарей имели игры и спорт. Игры подразделялись на подвижные, спортивные и военные. Среди спортивных игр популярными считались французская «же де пом» — прообраз тенниса, английская суль — прототип футбола, голландский гольф. Военные игры состояли из штурма городских стен, осады замков или других искусственно сооруженных укрепленных мест.
|
|
Из видов спорта наибольшее развитие получили фехтование, верховая езда, борьба, метание (молота, копья), прыжки в длину, стрельба из лука, плавание. Для обучения приемам фехтования приглашались фейхтмейстеры — учителя фехтования, искусству верховой езды обучали берейторы. Развлечением и спортом для рыцарей была охота: соколиная, псовая, конная, пешая. Методические приемы обучения физическим упражнениям носили эмпирический характер.
В целях проверки военно-физической подготовленности рыцарей проводились рыцарские турниры, представлявшие собой своеобразную форму спортивных состязаний. Первое упоминание о них относится к VI в. (Франция). Турниры подразделялись на массовые сражения (бухурды) и одиночные (жут или тьост). Массовые проходили на больших площадках и воспроизводили картину военных действий. Одиночные представляли собой поединок двух рыцарей на копьях.
Турниры проводились по разным поводам: рождение сына, победа в бою, женитьба рыцаря, день рождения крупного феодала и т. п. Перед началом одиночного турнира рыцарь давал клятву, что он готов отдать «жизнь королю, сердце даме, а честь себе». Наибольшего развития турниры достигли в XIII в. во времена крестовых походов. Больше всего подобных состязаний проводилось в Германии, Англии, Франции, Испании. Последние турниры состоялись в конце XV в. (Германия) и в начале XVI в. (Франция). К этому времени рыцарство как сословие пришло в упадок
. В недрах феодализма зарождались новые буржуазные отношения. Рыцарская культура и система воспитания вступили в период своего разложения. Изобретение же пороха и огнестрельного оружия, появление наемного войска (ландскнехтов) привело к тому, что рыцарская система физического воспитания стала ненужной и изжила себя.