double arrow

Баланс народного хозяйства и его характеристика

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА И БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

Баланс народного хозяйства и его характеристика

В дореформенный период, когда рыночные методы регулирова­ния экономики не могли найти широкого и последовательного при­менения на практике, в прогнозировании и стратегическом планиро­вании экономического и социального развития широко применялась схема баланса народного хозяйства (БНХ).

Баланс народного хозяйства - это система наиболее общих, взаи­моувязанных между собой экономических показателей, представлен­ных в особой форме в виде таблиц, характеризующих условия и результаты расширенного воспроизводства.

Баланс народного хозяйства разрабатывался как отчетный и плановый. Он включал в себя пять групп балансовых таблиц.

1. Сводный баланс или сводную таблицу баланса народного хо­зяйства. В этот раздел входили балансы воспроизводства по социаль­ным секторам, таблица уровней пропорций и темпов развития народного хозяйства.

2. Баланс национального богатства. В этот раздел входили балансы основных фондов, капитальных вложений, естественных ресурсов.

3. Баланс общественного продукта. К этому разделу относились также балансы промышленной и сельскохозяйственной продукции, товарных фондов и товарооборота.

4. Баланс национального дохода.

5. Сводный баланс труда.

Сводный баланс народного хозяйства (сводная таблица) давал наиболее общую характеристику процесса воспроизводства. Он позволял определить главные пропорции в производстве, распреде­лении, обращении, потреблении и накоплении общественного про­дукта и национального дохода (пропорции между I и II подразделе­ниями; между ресурсами, занятыми в I и II подразделениях; между го­сударственными и кооперативно-колхозными секторами; между производством и потреблением; потреблением и накоплением; фон­дом возмещения и национальным доходом и т.д.}. Анализ данных сводного баланса в динамике давал возможность определить, какими темпами осуществляется расширение общественного производства и повышение уровня потребления работников в материальном произ­водстве, в I и II подразделениях и др.

Баланс национального богатства - характеризовал процесс вос­производства национального богатства страны, включающего в себя национальное имущество и естественные ресурсы, вовлеченные в общественный производительный процесс. Поскольку естественные ресурсы до сих пор в планировании и статистике измеряются только в физических или условно-физических единицах, то БНХ имел дело с национальным имуществом (за исключением домашнего, имущест­ва). Национальное имущество - это сумма фондов воспроизводства (основные производственные фонды, запасы материальных оборот­ных фондов, непроизводственные фонды: основные и фонды обра­щения, резервы и т.д.) и домашнего имущества.

Баланс производства, потребления и накопления общественного продукта характеризовал процесс его производства и накопления. Показатели баланса общественного продукта отражали объемы про­изведенной продукции в целом по стране, по производственным сек­торам и отраслям народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.); количество продукции, используе­мой на возмещение средств производства, на непроизводственные нужды, на экспорт, на накопление основных и оборотных фондов, на расширение резервов.

Показатели баланса общественного продукта охватывали два пе­риода: предшествующий плановому и плановый. Оценка продукции давались в сопоставимых ценах для обоих периодов. В качестве со­поставимых цен обычно принимались для перспективного баланса цены первого года перспективного периода, а для годового плана – цены, по которым исчислены показатели баланса или нового года. Расчет велся в ценах конечного потребления, т.е. в ценах, по которым продукция приобреталась потребителем.

Баланс национального дохода характеризовал процесс образования, распределения и использования доходов общества в целом, а также государственного и частного секторов. Этот баланс позволял определить важнейшие экономические показатели, выражающие: объемы произведенного и использованного национального дохода; первичных доходов государства, юридических и физических лиц; об­разование общественных фондов потребления; финансовых ресурсов и вторичных (производных) доводов населения; объем и структуру конечного использования национального дохода.

На различных стадиях воспроизводства национальный доход мог быть определен и измерен по-разному:

а) как сумма чистой продукции отраслей материального хозяй­ства;

б) как сумма первичных доходов работников производственных отраслей и первичных доходов предприятий и хозяйств;

в) как сумма конечных (используемых) доходов государства, юридических и физических лиц;

г) как сумма фондов потребления, накопления и резервов.

Сводный баланс труда характеризовал наличие трудовых ресур­сов и их распределение по различным отраслям народного хозяйства и формам собственности. Он исчислялся в физических лицах на ка­кую-либо дату или в среднем за какой-либо период (обычно за год) и состоял из двух частей: трудовых ресурсов и их использования.

Как видим, сложившаяся в течение многих лет макроэкономиче­ская модель экономики типа БНХ представляла собой систему взаимо­увязанных балансовых таблиц, в которых отражались отдельные, наи­более принципиальные аспекты экономического процесса с позиции примата материального производства по отношению к другим видам деятельности. В БНХ четко разграничивались две сферы экономики; в материальном производстве осуществлялось деление на производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение). К принципиальным положениям макроэкономической модели БНХ относилось и деление совокупного общественного продукта: а) по стоимости - на перенесенную стои­мость (С) и на вновь созданную стоимость с выделением прибавочного продукта V (+) М и б) натурально-вещественному составу - на фонд возмещения (производственное потребление) фонд накопления.

Этим объяснялось и моделирование пропорций и взаимосвязей между составными элементами совокупного общественного продук­та: по стоимости и натурально-вещественному составу - отражаю­щими механизм простого и расширенного воспроизводства матери­ального продукта. Кроме того, в БНХ отсутствовали многие атрибуты товарно-денежных отношений, соответствующие разнообразным формам расчетов и движения капиталов между участниками хозяй­ственных операций.

Уже в 70-е гг. прошлого века явно ощущалась потребность в карди­нальной перестройке макроэкономической модели воспроизводства, подобной балансу народного хозяйства. А в результате изменений, происшедших в нашей стране за последнее время, система БНХ пере­стала адекватно соответствовать действительности. В условиях прове­дения радикальных экономических реформ, реализации принципов экономической самостоятельности первичных звеньев и субъектов Федерации, потребовался переход на новую макроэкономическую мо­дель воспроизводства ориентированную на рыночную экономику. Такой моделью является система национальных счетов (СНС).

2. Система национальных счетов. Необходимость перехода на концепцию СНС в Российской Федерации

Система национальных счетов (СНС) - это адекватная рыночной экономике система взаимоувязанных макроэкономических показате­лей, представленных в виде определенного набора счетов и балансо­вых таблиц, характеризующих результаты экономической деятель­ности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в националь­ном хозяйстве. Система национальных счетов представляет собой макроэкономическую модель развития хозяйства страны, региона. В отличие от БНХ она базируется на идеологии равноправности про­изводственной сферы и сферы нематериальных услуг, концепции факторов производства, реальности связей экономически самостоя­тельных хозяйствующих субъектов в условиях отделения непосред­ственного государственного управления от хозяйственной деятель­ности. В качестве инструментов саморегулирования рыночной эко­номики в этой модели признанны механизмы спроса и предложения, конкуренции, естественного перелива капиталов при весьма значительных функциях государственного регулирования, без которого невозможно создание эффективного механизма социальной защиты населения и проведение стратегических структурных преобразова­ний в экономике.

Создаваемая в нашей стране на основе европейского стандарта, система национальных счетов адаптируется к национальным условиям перехода к рыночной экономике. Методически и информационно баланс народного хозяйства включается в более универсальную и интегрированную систему макроэкономических показателей, пред­ставляющую по существу современную СНС, учитывающую нацио­нальные условия.

Переход на систему национальных счетов согласуется с совре­менной методологией комплексного экономико-статистического ана­лиза макроэкономики, который органически соединяет экономиче­ские и социальные стороны изучения воспроизводственного меха­низма, макроотраслевого и микроуровней, обеспечивает реализацию многоаспектного подхода с экономико-математическими и статисти­ческими методами.

Основные преимущества новой макроэкономической модели, предназначенной для отображения социально-экономических про­цессов в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономике, состоят в следующем:

• народное хозяйство при СНС трактуется как целостная система со сложной структурой, в которой материальное производство и сфере нематериальных услуг рассматриваются как равноправные. Следовательно, появляется возможность отражения места услуг в общественном воспроизводстве, их роли в современной экономике и благосостоянии населения. Этим достигается комплексная характе­ристика функционирования всего экономического организма: результатов общественного воспроизводства, использования ресур­сов и т.д.;

• система отражения потоков и запасов в новой модели - адек­ватное отражение реального экономического взаимодействия хозяй­ственных единиц (производителей материальных благ и услуг между собой, производителей и населения как потребителя, производите­лей и населения с государством и т.д.). Это соответствует нарождаю­щемуся новому экономическому механизму, основанному на рыноч­ных отношениях, экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов и преимущественно экономических методах регулирова­ния национального хозяйства со стороны государства;

• в отличие от БНХ в систему национальных счетов органично вписываются такие экономические и одновременно хозяйственные инструменты, как финансовые ресурсы, бюджет, налоги на физиче­ских лиц и на добавленную стоимость, фонд оплаты труда и прибыль, товарооборот и капитальные вложения, доходы и расходы, активы и пассивы хозяйствующих субъектов, институциональных единиц и т.п.;

• в полной мере выявляются возможности анализа финансовых процессов, кредитно-денежного механизма в стране во взаимосвязи с общеэкономическими явлениями. При этом приоритет получает ото­бражение закономерностей кругооборота стоимости, хотя и отводит­ся заметное место закономерностям, вызванным отраслевой специ­фикой хозяйственной деятельности;

• интеграция БНХ с СНС позволяет сохранить важный аспект макроэкономического анализа - экономико-статистическое изучение воспроизводства материального продукта, которое выполняет функ­цию фундамента социально-экономического развития страны. Кроме того, это дает возможность ретроспективного воссоздания отдель­ных блоков и фрагментов системы национальных счетов и проведе­ния экстраполяции сценариев экономического развития в рамках альтернативных концепций общественного производства.

Национальное хозяйство рассматривается в СНС как большая многомерная система, в которой выделяются объективно сущест­вующие элементы многообразия экономических явлений. Стержень такой системы - экономический оборот. Он включает в себя основ­ные экономические процессы - производство, потребление, накопле­ние, перераспределение. Последнее означает передачу (получение) продукта, услуги, денег или любого эквивалента денег, осуществляе­мую в одностороннем порядке, без компенсации.

Основные элементы экономического оборота: объекты, субъек­ты, операции. Объекты - продукты, услуги, денежные средства или любой другой носитель стоимости. Субъекты - хозяйственные еди­ницы. Движение объектов экономической деятельности от одного субъекта к другому осуществляется посредством экономических актов (экономических операций). Различают операции: а) с продук­тами и услугами; б) распределительные; в) финансовые; г) с капита­лом (покупка земли, потребление основных фондов; разрушение, по­явление и исчезновение невоспроизводимых активов). Примерами могут служить покупка-продажа, бартер товаров, оплата труда день­гами и натурой, появление и исчезновение финансовых требований. Основные элементы экономического оборота формируют реальную экономическую(рыночную) структуру с присущими ей закономерно­стями.

В нынешних условиях активного формирования рыночного хо­зяйства в России СНС должна служить инструментом анализа эконо­мического положения в стране для принятия решений в области эко­номической политики, разработки прогнозов и стратегических пла­нов развития рыночной экономики в целом, а также ее регули­рования.

Система национальных счетов позволяет провести анализ и обобщение операций, проводимых всей массой хозяйствующих субъ­ектов, действующих на национальной территории, в том числе и с за­рубежными партнерами, в целях разъяснения решений органов вла­сти, ответственных за экономическую политику. На ее основе разра­батываются экономические модели и прогнозы, например, в области налогообложения, кредитования, темпов экономического роста, дефицита государственного бюджета, регулирования госбюджета, регулирования инфляции и т.д.

СНС охватывает абсолютно все технические операции, происхо­дящие в экономике, и все ресурсы, которыми располагает страна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: