НАЦИОНАЛЬНЫЕ СЧЕТА И БАЛАНС НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА В СИСТЕМЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Баланс народного хозяйства и его характеристика
В дореформенный период, когда рыночные методы регулирования экономики не могли найти широкого и последовательного применения на практике, в прогнозировании и стратегическом планировании экономического и социального развития широко применялась схема баланса народного хозяйства (БНХ).
Баланс народного хозяйства - это система наиболее общих, взаимоувязанных между собой экономических показателей, представленных в особой форме в виде таблиц, характеризующих условия и результаты расширенного воспроизводства.
Баланс народного хозяйства разрабатывался как отчетный и плановый. Он включал в себя пять групп балансовых таблиц.
1. Сводный баланс или сводную таблицу баланса народного хозяйства. В этот раздел входили балансы воспроизводства по социальным секторам, таблица уровней пропорций и темпов развития народного хозяйства.
2. Баланс национального богатства. В этот раздел входили балансы основных фондов, капитальных вложений, естественных ресурсов.
3. Баланс общественного продукта. К этому разделу относились также балансы промышленной и сельскохозяйственной продукции, товарных фондов и товарооборота.
4. Баланс национального дохода.
5. Сводный баланс труда.
Сводный баланс народного хозяйства (сводная таблица) давал наиболее общую характеристику процесса воспроизводства. Он позволял определить главные пропорции в производстве, распределении, обращении, потреблении и накоплении общественного продукта и национального дохода (пропорции между I и II подразделениями; между ресурсами, занятыми в I и II подразделениях; между государственными и кооперативно-колхозными секторами; между производством и потреблением; потреблением и накоплением; фондом возмещения и национальным доходом и т.д.}. Анализ данных сводного баланса в динамике давал возможность определить, какими темпами осуществляется расширение общественного производства и повышение уровня потребления работников в материальном производстве, в I и II подразделениях и др.
Баланс национального богатства - характеризовал процесс воспроизводства национального богатства страны, включающего в себя национальное имущество и естественные ресурсы, вовлеченные в общественный производительный процесс. Поскольку естественные ресурсы до сих пор в планировании и статистике измеряются только в физических или условно-физических единицах, то БНХ имел дело с национальным имуществом (за исключением домашнего, имущества). Национальное имущество - это сумма фондов воспроизводства (основные производственные фонды, запасы материальных оборотных фондов, непроизводственные фонды: основные и фонды обращения, резервы и т.д.) и домашнего имущества.
Баланс производства, потребления и накопления общественного продукта характеризовал процесс его производства и накопления. Показатели баланса общественного продукта отражали объемы произведенной продукции в целом по стране, по производственным секторам и отраслям народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.); количество продукции, используемой на возмещение средств производства, на непроизводственные нужды, на экспорт, на накопление основных и оборотных фондов, на расширение резервов.
Показатели баланса общественного продукта охватывали два периода: предшествующий плановому и плановый. Оценка продукции давались в сопоставимых ценах для обоих периодов. В качестве сопоставимых цен обычно принимались для перспективного баланса цены первого года перспективного периода, а для годового плана – цены, по которым исчислены показатели баланса или нового года. Расчет велся в ценах конечного потребления, т.е. в ценах, по которым продукция приобреталась потребителем.
Баланс национального дохода характеризовал процесс образования, распределения и использования доходов общества в целом, а также государственного и частного секторов. Этот баланс позволял определить важнейшие экономические показатели, выражающие: объемы произведенного и использованного национального дохода; первичных доходов государства, юридических и физических лиц; образование общественных фондов потребления; финансовых ресурсов и вторичных (производных) доводов населения; объем и структуру конечного использования национального дохода.
На различных стадиях воспроизводства национальный доход мог быть определен и измерен по-разному:
а) как сумма чистой продукции отраслей материального хозяйства;
б) как сумма первичных доходов работников производственных отраслей и первичных доходов предприятий и хозяйств;
в) как сумма конечных (используемых) доходов государства, юридических и физических лиц;
г) как сумма фондов потребления, накопления и резервов.
Сводный баланс труда характеризовал наличие трудовых ресурсов и их распределение по различным отраслям народного хозяйства и формам собственности. Он исчислялся в физических лицах на какую-либо дату или в среднем за какой-либо период (обычно за год) и состоял из двух частей: трудовых ресурсов и их использования.
Как видим, сложившаяся в течение многих лет макроэкономическая модель экономики типа БНХ представляла собой систему взаимоувязанных балансовых таблиц, в которых отражались отдельные, наиболее принципиальные аспекты экономического процесса с позиции примата материального производства по отношению к другим видам деятельности. В БНХ четко разграничивались две сферы экономики; в материальном производстве осуществлялось деление на производство средств производства (I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение). К принципиальным положениям макроэкономической модели БНХ относилось и деление совокупного общественного продукта: а) по стоимости - на перенесенную стоимость (С) и на вновь созданную стоимость с выделением прибавочного продукта V (+) М и б) натурально-вещественному составу - на фонд возмещения (производственное потребление) фонд накопления.
Этим объяснялось и моделирование пропорций и взаимосвязей между составными элементами совокупного общественного продукта: по стоимости и натурально-вещественному составу - отражающими механизм простого и расширенного воспроизводства материального продукта. Кроме того, в БНХ отсутствовали многие атрибуты товарно-денежных отношений, соответствующие разнообразным формам расчетов и движения капиталов между участниками хозяйственных операций.
Уже в 70-е гг. прошлого века явно ощущалась потребность в кардинальной перестройке макроэкономической модели воспроизводства, подобной балансу народного хозяйства. А в результате изменений, происшедших в нашей стране за последнее время, система БНХ перестала адекватно соответствовать действительности. В условиях проведения радикальных экономических реформ, реализации принципов экономической самостоятельности первичных звеньев и субъектов Федерации, потребовался переход на новую макроэкономическую модель воспроизводства ориентированную на рыночную экономику. Такой моделью является система национальных счетов (СНС).
2. Система национальных счетов. Необходимость перехода на концепцию СНС в Российской Федерации
Система национальных счетов (СНС) - это адекватная рыночной экономике система взаимоувязанных макроэкономических показателей, представленных в виде определенного набора счетов и балансовых таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве. Система национальных счетов представляет собой макроэкономическую модель развития хозяйства страны, региона. В отличие от БНХ она базируется на идеологии равноправности производственной сферы и сферы нематериальных услуг, концепции факторов производства, реальности связей экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов в условиях отделения непосредственного государственного управления от хозяйственной деятельности. В качестве инструментов саморегулирования рыночной экономики в этой модели признанны механизмы спроса и предложения, конкуренции, естественного перелива капиталов при весьма значительных функциях государственного регулирования, без которого невозможно создание эффективного механизма социальной защиты населения и проведение стратегических структурных преобразований в экономике.
Создаваемая в нашей стране на основе европейского стандарта, система национальных счетов адаптируется к национальным условиям перехода к рыночной экономике. Методически и информационно баланс народного хозяйства включается в более универсальную и интегрированную систему макроэкономических показателей, представляющую по существу современную СНС, учитывающую национальные условия.
Переход на систему национальных счетов согласуется с современной методологией комплексного экономико-статистического анализа макроэкономики, который органически соединяет экономические и социальные стороны изучения воспроизводственного механизма, макроотраслевого и микроуровней, обеспечивает реализацию многоаспектного подхода с экономико-математическими и статистическими методами.
Основные преимущества новой макроэкономической модели, предназначенной для отображения социально-экономических процессов в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономике, состоят в следующем:
• народное хозяйство при СНС трактуется как целостная система со сложной структурой, в которой материальное производство и сфере нематериальных услуг рассматриваются как равноправные. Следовательно, появляется возможность отражения места услуг в общественном воспроизводстве, их роли в современной экономике и благосостоянии населения. Этим достигается комплексная характеристика функционирования всего экономического организма: результатов общественного воспроизводства, использования ресурсов и т.д.;
• система отражения потоков и запасов в новой модели - адекватное отражение реального экономического взаимодействия хозяйственных единиц (производителей материальных благ и услуг между собой, производителей и населения как потребителя, производителей и населения с государством и т.д.). Это соответствует нарождающемуся новому экономическому механизму, основанному на рыночных отношениях, экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов и преимущественно экономических методах регулирования национального хозяйства со стороны государства;
• в отличие от БНХ в систему национальных счетов органично вписываются такие экономические и одновременно хозяйственные инструменты, как финансовые ресурсы, бюджет, налоги на физических лиц и на добавленную стоимость, фонд оплаты труда и прибыль, товарооборот и капитальные вложения, доходы и расходы, активы и пассивы хозяйствующих субъектов, институциональных единиц и т.п.;
• в полной мере выявляются возможности анализа финансовых процессов, кредитно-денежного механизма в стране во взаимосвязи с общеэкономическими явлениями. При этом приоритет получает отображение закономерностей кругооборота стоимости, хотя и отводится заметное место закономерностям, вызванным отраслевой спецификой хозяйственной деятельности;
• интеграция БНХ с СНС позволяет сохранить важный аспект макроэкономического анализа - экономико-статистическое изучение воспроизводства материального продукта, которое выполняет функцию фундамента социально-экономического развития страны. Кроме того, это дает возможность ретроспективного воссоздания отдельных блоков и фрагментов системы национальных счетов и проведения экстраполяции сценариев экономического развития в рамках альтернативных концепций общественного производства.
Национальное хозяйство рассматривается в СНС как большая многомерная система, в которой выделяются объективно существующие элементы многообразия экономических явлений. Стержень такой системы - экономический оборот. Он включает в себя основные экономические процессы - производство, потребление, накопление, перераспределение. Последнее означает передачу (получение) продукта, услуги, денег или любого эквивалента денег, осуществляемую в одностороннем порядке, без компенсации.
Основные элементы экономического оборота: объекты, субъекты, операции. Объекты - продукты, услуги, денежные средства или любой другой носитель стоимости. Субъекты - хозяйственные единицы. Движение объектов экономической деятельности от одного субъекта к другому осуществляется посредством экономических актов (экономических операций). Различают операции: а) с продуктами и услугами; б) распределительные; в) финансовые; г) с капиталом (покупка земли, потребление основных фондов; разрушение, появление и исчезновение невоспроизводимых активов). Примерами могут служить покупка-продажа, бартер товаров, оплата труда деньгами и натурой, появление и исчезновение финансовых требований. Основные элементы экономического оборота формируют реальную экономическую(рыночную) структуру с присущими ей закономерностями.
В нынешних условиях активного формирования рыночного хозяйства в России СНС должна служить инструментом анализа экономического положения в стране для принятия решений в области экономической политики, разработки прогнозов и стратегических планов развития рыночной экономики в целом, а также ее регулирования.
Система национальных счетов позволяет провести анализ и обобщение операций, проводимых всей массой хозяйствующих субъектов, действующих на национальной территории, в том числе и с зарубежными партнерами, в целях разъяснения решений органов власти, ответственных за экономическую политику. На ее основе разрабатываются экономические модели и прогнозы, например, в области налогообложения, кредитования, темпов экономического роста, дефицита государственного бюджета, регулирования госбюджета, регулирования инфляции и т.д.
СНС охватывает абсолютно все технические операции, происходящие в экономике, и все ресурсы, которыми располагает страна.