Тема 2. Трудовой потенциал общества и трудовые ресурсы (1 занятие)

Практическое занятие в интерактивной форме в виде решения и обсуждения практических ситуаций.

Цель практического занятия: Изучить основы трудового потенциала и трудовых ресурсов.

Практические ситуации

Ситуация 1. Численность экономически активного населения 72,8 млн. чел; численность занятых – 65,0 млн. чел; общая численность населения — 144,9 млн. чел.

Необходимо определить: численность безработных, коэффициенты экономической активности, занятости и безработицы.

Ситуация 2. Среднегодовая численность населения: 148300 тыс.чел. Всего занято в экономике: 67100 тыс.чел. Численность безработных: 6410 тыс.чел.

Необходимо определить:

- численность экономически активного населения (ЭАН),

- коэффициент экономической активности населения,

- коэффициент занятости и коэффициент безработицы населения.

Ситуация 3. В регионе проживает 4 млн. чел., в т. ч. 48% мужского населения. В рабочем возрасте мужчин 54%, женщин - 55%, в послерабочем возрасте мужчин - 16%, женщин - 13%. В послерабочем возрасте продолжают трудовую деятельность мужчины 15% и женщины 10%. В рабочем возрасте всеми видами деятельности мужчины заняла на 92,7% и женщины - на 89%.

Необходимо определить: показатель незанятости трудовых ресурсов.

Ситуация 4. В регионе проживает 4 млн. чел., в т. ч. 48% мужского населения. В рабочем возрасте мужчин 54%, женщин 55%, в послерабочем возрасте мужчин 16%, женщин 13%. В послерабочем возрасте продолжают трудовую деятельность мужчины 15% и женщины 10%. В рабочем возрасте мужчины заняты: 85% в общественном хозяйстве, 5% обучением с отрывом от производства, 1,5% в Вооруженных Силах и 1,2% - в подсобном хозяйстве; соответственно женщины: 80% в обще­ственном хозяйстве, 7% обучением и 2% в подсобном хозяйстве.

Необходимо определить: показатель занятости трудовых ресурсов.

Ситуация 5. В регионе проживает 4 млн. чел., в т. ч. 48% мужского и 52% женского населения. В рабочем возрасте мужчин 54%, женщин 55%. Из числа мужчин в рабочем возрасте находятся на обучении с от­рывом от производства 5%, в Вооруженных Силах - 1,5% и заняты до­машним хозяйством 1,2%; из числа женщин соответственно на обуче­нии 7% и заняты домашним хозяйством 2%.

Необходимо определить: экономически активное население в рабочем возрасте.

Для подготовки решений и обсуждения практических ситуаций студентам необходимо изучить следующие вопросы:

1. Что такое воспроизводство рабочей силы?

2. В чем сущность трудовых ресурсов?

3. Каковы особенности формирования трудовых ресурсов?

4. В чем сущность движения и использования трудовых ресурсов?

5. Каковы сущность, показатели, структура трудового потенциала?

6. Что понимается под полной занятостью?

7. В чем сущность государственного регулирования занятости?

8. Какое место формирования трудового потенциала в системе управления трудом?

9. Каким образом планируется потребность в человеческих ресурсах?

10. Как Вы понимаете процесс развития человеческих ресурсов?

11. Какова роль различных характеристик занятости в обеспечении её стабильности?

12. Как определить качество трудового потенциала?

До начала практического занятия студенты делятся преподавателем на команды по 5-7 человек; каждой команде даются 5 практические ситуации для решения.

На практическом занятии студентами производится защита решений практических ситуаций. На защиту решения студентам отводится 10 мин., на обсуждение решения – 10 мин.

По окончании практического занятия преподаватель оценивает каждого студента исходя из его участия в работе семинара.

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите факторы, определяющие распределение и перераспределение рабочей силы.

2. Опишите факторы, определяющие эффективность использования рабочей силы.

3. Изучите показатели эффективности использования рабочей силы.

4. Проанализируйте различие понятий «профессионализм» и «квалификация».

5. Опишите факторы, повышающие заинтересованность предприятий и отдельных работников в поддержании стабильной занятости.

6. Опишите роль различных характеристик занятости в обеспечении гибкости режима рабочего времени.

Рекомендуемая литература

1. Остапенко Ю.М.Экономика труда: Учебное пособие.- 4-е издание.-М.: ИНФРА-М, 2012. – с. 31-43

2. Экономика труда / Под ред. Винокурова М.А., Горелова Н.А. – СПб.: Питер, 2012. - с. 152-223.

3. Экономика и социология труда: Учебник / Под. ред. проф. Кибанова А.Я. – М.: ИНФРА-М, 2011.- с 46-72

4. Экономика труда: социально-трудовые отношения: учеб./под общ. ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2012. – с.112-167


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: