Практическое занятие в интерактивной форме в виде решения и обсуждения практических ситуаций.
Цель практического занятия: раскрыть содержание занятости и безработицы.
Практические ситуации
Ситуация 1. В таблице 1 представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.).
Необходимо определить:
- численность безработных в первом и пятом году рассматриваемого периода;
- уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.
Таблица 1
Данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.)
Показатели | Первый год | Пятый год |
Рабочая сила | ||
Занятые |
Ситуация 2. Численность трудоспособного населения региона на начало года составляет 2,7 млн. чел.; работающих лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет – 30 тыс. чел. На протяжении года в составе трудоспособного населения произошли изменения: перешло в трудоспособный возраст – 456 тыс. чел.; прибыло из других областей – 43 тыс. чел.; привлечено для работы 45 тыс. чел. пенсионного возраста; перешло в пенсионный возраст, на инвалидность и умерло – 1,8 тыс. чел. трудоспособного возраста; 6 тыс. пенсионеров прекратили работать; выбыло в прочие регионы 78 тыс. чел. трудоспособного возраста.
|
|
Необходимо определить: численность трудовых ресурсов на начало и конец года; общий, естественный и механический прирост трудовых ресурсов.
Ситуация 3. На начало 2012 г. численность постоянного населения района составила 420 тыс. чел., в том числе женщин в возрасте от 15 до 49 лет – 105 тыс. чел.; численность наличного населения – 430 тыс. чел. На конец 2012 г. численность постоянного населения равнялась 470 тыс. чел., в том числе женщин в возрасте от 15 до 49 лет – 141 тыс. чел.; численность наличного населения – 475 тыс. чел. В течение года в районе родилось 9 тыс. чел., в том числе у постоянного населения – 8,9 тыс. чел., а умерло – 4,5 тыс. чел.; в том числе из числа постоянного населения – 4,3 тыс. чел.
Необходимо определить: прирост населения.
Ситуация 4. Ниже представлены данные по лицам, которые классифицируются как занятые, безработные, не включаемые в состав рабочей силы:
-Работник, уволенный с предприятия по сокращению штатов и ищущий работу;
-Работник, переведенный администрацией в режим неполного рабочего дня;
-Шахтер, который по состоянию здоровья не может больше работать;
-Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и прекратил ее поиски;
-Студент, который учится на дневном отделении университета;
-Продавец, которая учится на вечернем отделении техникума;
|
|
-Домашняя хозяйка, занимающаяся только своим домом и семьей;
-Домашняя хозяйка, которая часть времени работает секретарем на телефоне.
Необходимо определить: статус данных лиц, с точки зрения их отношения к занятости и рабочей силе.
Ситуация 5. Трудовые ресурсы составили 86 млн. чел., в т.ч. в трудоспособном возрасте 81,3 млн. чел., работающие лица старших возрастов и подростки - 4,7 млн. чел. Из них занятые в народном хозяйстве составили - 69,5 млн. чел.; учащиеся - 5,6 млн. чел.; военнослужащие -2,4 млн. чел.; незанятые трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте - 8,5 млн.. чел.; в т. ч. вынужденно незанятые (ищущие работу) - 3,3 млн. чел. Необходимо определить: уровень занятости трудовых ресурсов и незанятых трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте.
Для подготовки решений и обсуждения практических ситуаций студентам необходимо изучить следующие вопросы:
1. Какие категории граждан относятся к занятому населению?
2. В чем заключается негативный характер безработицы для экономики?
3. В чем сущность занятости как экономической категории?
4. Каковы основные критерии классификации занятости и какие формы занятости выделяют по данным критериям?
5. Каково содержание понятий «эффективная занятость», «гибкая занятость»?
6. Каковы факторы, определяющие уровень занятости населения в России?
7. В чем основные причины безработицы?
8. В чем связь безработицы и нравственного климата в стране?
До начала практического занятия студенты делятся преподавателем на команды по 5-6 человек; каждой команде дается одна из практических ситуаций для решения.
На практическом занятии студентами делается презентация решений ситуаций и проводится их обсуждение. На выступление студентам отводится 10 мин., на обсуждение решения – 10 мин.
По окончании практического занятия преподаватель оценивает каждого студента исходя из его участия в работе семинара.
Задания для самостоятельной работы
1. Опишите социально-экономическую сущность занятости.
2. Изучите виды занятости.
3. Изучите нетипичные (гибкие) формы занятости.
4. Опишите содержание безработицы в современной экономике.
5. Изучите виды безработицы.
6. Опишите экономические и социальные издержки безработицы.
Рекомендуемая литература
1. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г.Меликьяна, Р.П.Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо,2011.-с.77-123,151-178, 190-195.
2. Рынок труда: Учебник./ Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. С.74-93.
3. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П.Кокина. – М.: Юристъ, 2012. – С.85-110.