Тема 3. Занятость и безработица (1 занятие)

Практическое занятие в интерактивной форме в виде решения и обсуждения практических ситуаций.

Цель практического занятия: раскрыть содержание занятости и безработицы.

Практические ситуации

Ситуация 1. В таблице 1 представлены данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.).

Необходимо определить:

- численность безработных в первом и пятом году рассматриваемого периода;

- уровень безработицы в первом и пятом году рассматриваемого периода.

Таблица 1

Данные о трудовых ресурсах и занятости в первом и пятом году рассматриваемого периода (в тыс. чел.)

Показатели Первый год Пятый год
Рабочая сила    
Занятые    

Ситуация 2. Численность трудоспособного населения региона на начало года составляет 2,7 млн. чел.; работающих лиц пенсионного возраста и подростков до 16 лет – 30 тыс. чел. На протяжении года в составе трудоспособного населения произошли изменения: перешло в трудоспособный возраст – 456 тыс. чел.; прибыло из других областей – 43 тыс. чел.; привлечено для работы 45 тыс. чел. пенсионного возраста; перешло в пенсионный возраст, на инвалидность и умерло – 1,8 тыс. чел. трудоспособного возраста; 6 тыс. пенсионеров прекратили работать; выбыло в прочие регионы 78 тыс. чел. трудоспособного возраста.

Необходимо определить: численность трудовых ресурсов на начало и конец года; общий, естественный и механический прирост трудовых ресурсов.

Ситуация 3. На начало 2012 г. численность постоянного населения района составила 420 тыс. чел., в том числе женщин в возрасте от 15 до 49 лет – 105 тыс. чел.; численность наличного населения – 430 тыс. чел. На конец 2012 г. численность постоянного населения равнялась 470 тыс. чел., в том числе женщин в возрасте от 15 до 49 лет – 141 тыс. чел.; численность наличного населения – 475 тыс. чел. В течение года в районе родилось 9 тыс. чел., в том числе у постоянного населения – 8,9 тыс. чел., а умерло – 4,5 тыс. чел.; в том числе из числа постоянного населения – 4,3 тыс. чел.

Необходимо определить: прирост населения.

Ситуация 4. Ниже представлены данные по лицам, которые классифицируются как занятые, безработные, не включаемые в состав рабочей силы:

-Работник, уволенный с предприятия по сокращению штатов и ищущий работу;

-Работник, переведенный администрацией в режим неполного рабочего дня;

-Шахтер, который по состоянию здоровья не может больше работать;

-Уволенный рабочий, который в течение длительного времени не мог найти работу и прекратил ее поиски;

-Студент, который учится на дневном отделении университета;

-Продавец, которая учится на вечернем отделении техникума;

-Домашняя хозяйка, занимающаяся только своим домом и семьей;

-Домашняя хозяйка, которая часть времени работает секретарем на телефоне.

Необходимо определить: статус данных лиц, с точки зрения их отношения к занятости и рабочей силе.

Ситуация 5. Трудовые ресурсы составили 86 млн. чел., в т.ч. в трудоспособном возрасте 81,3 млн. чел., работающие лица старших воз­растов и подростки - 4,7 млн. чел. Из них занятые в народном хозяйстве составили - 69,5 млн. чел.; учащиеся - 5,6 млн. чел.; военнослужащие -2,4 млн. чел.; незанятые трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте - 8,5 млн.. чел.; в т. ч. вынужденно незанятые (ищущие работу) - 3,3 млн. чел. Необходимо определить: уровень занятости трудовых ресурсов и незанятых трудоспособных граждан в трудоспособном возрасте.

Для подготовки решений и обсуждения практических ситуаций студентам необходимо изучить следующие вопросы:

1. Какие категории граждан относятся к занятому населению?

2. В чем заключается негативный характер безработицы для экономики?

3. В чем сущность занятости как экономической категории?

4. Каковы основные критерии классификации занятости и какие формы занятости выделяют по данным критериям?

5. Каково содержание понятий «эффективная занятость», «гибкая занятость»?

6. Каковы факторы, определяющие уровень занятости населения в России?

7. В чем основные причины безработицы?

8. В чем связь безработицы и нравственного климата в стране?

До начала практического занятия студенты делятся преподавателем на команды по 5-6 человек; каждой команде дается одна из практических ситуаций для решения.

На практическом занятии студентами делается презентация решений ситуаций и проводится их обсуждение. На выступление студентам отводится 10 мин., на обсуждение решения – 10 мин.

По окончании практического занятия преподаватель оценивает каждого студента исходя из его участия в работе семинара.

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите социально-экономическую сущность занятости.

2. Изучите виды занятости.

3. Изучите нетипичные (гибкие) формы занятости.

4. Опишите содержание безработицы в современной экономике.

5. Изучите виды безработицы.

6. Опишите экономические и социальные издержки безработицы.

Рекомендуемая литература

1. Экономика труда и социально-трудовые отношения / Под ред. Г.Г.Меликьяна, Р.П.Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо,2011.-с.77-123,151-178, 190-195.

2. Рынок труда: Учебник./ Под ред. проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. С.74-93.

3. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П.Кокина. – М.: Юристъ, 2012. – С.85-110.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: