Тема 5. Производительность труда (2 занятия)

Занятие 1

Вопросы для обсуждения

1. Понятие производительности труда.

2. Методы определения производительности труда.

3. Факторы роста производительности труда.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия «производительность» и «эффективность» труда?

2. Каковы подходы к определению понятия «производительность»?

3. Какие факторы роста производительности труда Вы знаете и как осуществляется управление из использованием?

4. Как производится оценка качества труда?

5. Какова сущность рационального использования общественного труда как фактора повышения его производительности?

Практические задания

Задание 1. На протяжении марта при средней установленной продолжительности рабочего дня 8,1 часа и 980 рабочих местах предприятие отработало 24 дня и следующее число человеко-дней: в первой смене – 20500, во второй – 18500, в третьей – 6000 человеко-дней, неявки составили 2850 человеко-дней, в том числе очередные отпуска – 1350, праздничные и выходные – 6500 человеко-дней. За месяц отработано 351000 человеко-дней.

Необходимо определить: фонды рабочего времени и показатели их использования; среднесписочную численность работников; среднюю фактическую продолжительность рабочего дня и коэффициент его использования; коэффициент сменности работников; коэффициент использования сменного режима.

Задание 2. Время основной работы, выполняемой вручную, составляет 12 мин. на операцию, время вспомогательной работы – 6 мин., норматив времени на отдых, личные надобности и обслуживание рабочего места – 10% к оперативному времени, подготовительно-заключительное время на 16 одинаковых операций – 10 мин.

Необходимо рассчитать норму штучного, штучно-калькуляционного времени и норму выработки на 8-часовую смену.

Занятие 2

Первая часть занятия (1 час) – обсуждение вопросов и решение заданий.

Вопросы для обсуждения

1. Оценка производительности труда.

2. Эффективность труда.

3. Резервы роста производительности труда.

Контрольные вопросы

1. Как классифицируются резервы роста производительности труда?

2. Чем определяется «интенсивность» труда?

3. В чем заключается отличие между «интенсивностью» и «экстенсивностью» труда?

4. Как измеряется эффективность труда?

5. В каких показателях измеряется производительность труда?

Практические задания

Задание 1. Известны данные о производстве мыла и отработанные человеко-дни в таблице 2.

Коэффициенты перевода в условное мыло: хозяйственного -1.0, туалетного - 1.8, мыльной стружки - 2.2.

Необходимо рассчитать рост производительности труда в условно-натуральном измерении на мыловаренном заводе

Таблица 2

Данные о производстве мыла и отработанные человеко-дни

Наименование показателя Базовый период Отчетный период
Отработано человеко-дней    
Произведено хозяйственного мыла, т    
Произведено туалетного мыла, т    
Произведено мыльной стружки, т    

Задание 2. Норма времени на единицу изделия при базовых условиях равна 20 мин. В плановом периоде предусматривается ее снижение на 20%.

Необходимо определить:

1. Зависимость между нормой времени и нормой выработки?

2.Как при снижении времени на единицу изделия на 20% изменится норма выработки?

Вторая часть занятия (1 час)- выполнение контрольной работы по темам 1-4.

Образец варианта контрольной работы

Структура контрольной работы:

1. Теоретический вопрос по темам 1-4.

2. Решение практического задания по темам 1-4.

Пример:

1.Каковы показатели движения трудовых ресурсов, их характеристика и расчет?

2. Два одинаково продуктивных работника, Михаил и Николай, трудятся в одной автомастерской, получая одинаковую заработную плату 350 000 руб. в год. Хозяин мастерской предлагает обоим пройти дополнительное обучение на рабочем месте, сократив при этом работу на час в день и уменьшив зарплату до 300 000 руб. в год. При этом работникам предлагается оплатить расходы на обучение в размере 30 000 руб. за весь курс и обещается более высокая зарплата после обучения – 400 000 руб. в год. Ставка процента – 10%.

Необходимо определить: экономическую целесообразность дополнительного обучения.

Задания для самостоятельной работы

1. Опишите достоинства и недостатки натуральных, условно-натуральных и трудовых показателей объема продукции?

2. Изучите научно-технический прогресс, как главный фактор роста производительности труда?

3. Опишите показатели объема выпущенной продукции для измерения производительности труда?

4. Проанализируйте преимущества и недостатки методов измерения производительности труда и сфера их применения?

Задания для контроля самостоятельной работы

Решить задания по темам 1-4, представленным в настоящей методической разработке (раздел II).

Рекомендуемая литература

1. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабанина Л.С. Экономика труда: Учебник. В 2 т. – М.: Альфа-Пресс, 2011. – с. 211-234

2. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие.- 4-е издание.-М.: ИНФРА-М, 2012. – С. 99-113

3. Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А.Горелова. – СПб.: Питер, 2012. - с. 65-78.

4. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе. – М. КНОРУС. – 2010. – С. 76-97.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: