В 2015-2016 учебном году

Психологическая служба в системе образования (далее – Служба) предназначена для обеспечения прогрессивного психического развития воспитанников, учащихся и подростков, развития их способностей, склонностей, реализации их потенций, профилактики возможных отклонений.

Основные виды деятельности психологической службы:

- психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения воспитанников, учащихся и студентов на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта;

- психологическая профилактика – своевременное предупреждение отклонений в психофизическом развитии и формировании личности, межличностных взаимоотношений, предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, учащихся и студентов в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;

- психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение личности воспитанников, учащихся и студентов, групп и коллективов на протяжении всего периода обучения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и источников нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

- психологическая коррекция и развитие – активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, проведение психолого-медико-педагогических мероприятий с целью устранения нарушений в психофизическом и интеллектуальном развитии и поведении, склонности к зависимостям и правонарушениям, формирование социально значимой жизненной перспективы, осуществляемое на основе совместной деятельности практических психологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов;

- реабилитация – предоставление психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам, ученикам и учащейся молодежи, которые находятся в кризисной ситуации (пострадавшим от социогуманитарных, техногенных, природных катастроф, перенесших тяжелые болезни, стрессы, переселение, военные конфликты, подвергшимся насилию и т.п.), с целью адаптации к условиям обучения и жизнедеятельности;

- консультативная деятельность – оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;

- социально-диспетчерская деятельность – обеспечение всех участников образовательного процесса информацией о возможности получения помощи в случаях, выходящих за рамки профессиональной компетенции специалистов Службы, посредством создания банка данных о службах, оказывающих профессиональные услуги.

Методический день для специалиста психологической службы дает возможность развития творчества, повышения профессионального мастерства и статусности специалиста. В связи с этим акцентируем Ваше внимание, что среда является методическим днем, в который специалист Службы принимает участие в совещаниях, семинарах, тренингах и других методических формах работы, посещает библиотеку, осуществляет самообразовательную деятельность, имеет возможность получить профессиональную консультацию и профессиональную помощь других специалистов. При отсутствии в планах методических служб организованных занятий специалист по согласованию с администрацией может получить возможность индивидуального консультирования, обмена опытом с коллегами с целью повышения своего мастерства.

С целью совершенствования работы практических психологов и социальных педагогов всех типов образовательных организаций системы образования Донецкий республиканский учебно-методический центр психологической службы системы образования рекомендует использовать в работе документы, приведенные в Приложении 4, и обращает внимание на обновленные формы документации и планирования:

- План работы на год для руководителя психологической службы (Приложение 5), для педагогов-психологов (практических психологов) и социальных педагогов (Приложение 6)

- Журнал учета рабочего времени (Приложение 7. Форма 1.)

- График работы педагога-психолога (практического психолога) и социального педагога (Приложение 7. Форма 2.)

- Социальный паспорт класса образовательной организации (Приложение 7. Форма 3.)

- Социальный паспорт класса детей льготных категорий и банк данных детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения (Приложение 7. Формы 4, 4а.)

- Личное дело учащегося льготной категории (дети-сироты, дети лишенные родительского попечения) для образовательных организаций, где обучаются дети льготных категорий на полном государственном обеспечении (Приложение 7. Форма 5.)

- Индивидуальная карточка психолого-педагогического сопровождения учащегося (Приложение 7. Форма 6.)

- Карта психолого-педагогического сопровождения класса (Приложение 7. Форма 7)

- Журнал проведения коррекционно-восстановительной и развивающей работы (Приложение 7. Форма 8.)

- Протокол группового диагностического обследования (Приложение 7. Форма 9.)

- Протокол психологического анализа уроков (занятия) (Приложение 7. Форма 10.)

- Акт передачи документации в случае увольнения с работы специалиста психологической службы (Приложение 7. Форма 11.)

Нормативы времени на основные виды работы педагога-психолога (практического психолога) и социального педагога образовательных организаций Донецкой Народной Республики приведены в Приложении 8.

Обращаем внимание, что согласно Закону «Об образовании» Донецкой Народной Республики психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей) (Приложение 7. Форма 12.).

Специалист психологической службы несет ответственность за корректность использования психодиагностических методик, их стандартизированность, надежность, валидность, адаптированность к контингенту испытуемых, адекватность целям исследования, соответствие возрасту, качество интерпретации полученных результатов, надежность сформулированных выводов и эффективность рекомендаций.

Повышение эффективности деятельности психологической службы города происходит через системное методическое сопровождение специалистов, в частности, деятельность методических объединений, «Школы молодого специалиста психологической службы», постоянно действующих и проблемных семинаров, инструктивно-методических совещаний и консультаций.

Специалисты психологической службы системы образования продолжают выполнять значительный объем работы по психологическому сопровождению и социально-педагогическому патронажу всех субъектов образовательного процесса. Большинство видов работы практических психологов и социальных педагогов должно проводиться в специально оборудованных помещениях. Поэтому обращаем внимание на необходимость создания определенных условий труда данных специалистов.

Рекомендуем продолжать внедрять в образовательную деятельность «Час психолога», факультативов и курсов психологического направления, содержание которых ориентированы на повышение психологической компетентности учащихся и студенческой молодежи и содействует разрешению ряда социально-педагогических проблем в ученической среде.

Кроме того, специалист психологической службы системы образования должен:

- руководствоваться Этическим кодексом психолога;

- соблюдать педагогическую этику, уважать достоинство ребенка;

- строить свою деятельность на основе доброжелательности, доверия, в тесном сотрудничестве со всеми участниками образовательной деятельности;

- пропагандировать здоровый образ жизни, повышать уровень психологических знаний педагогов и родителей;

- постоянно повышать свой профессиональный уровень;

- знать программно-методические материалы и документы относительно объема, уровня знаний, развития детей, требования государственных стандартов к обеспечению образовательного процесса, основные направления и перспективы развития образования, психолого-педагогической науки.

Основными задачами деятельности психологической службы системы образования на 2015-2016 учебный год являются:

- сохранение ставок специалистов психологической службы;

- способствование введению в штат всех типов образовательных организаций ставок практических психологов и социальных педагогов;

- создание и обеспечение работы мобильных социально-психологических пунктов;

- усовершенствование организационно-функциональных моделей деятельности и психолого-педагогического сопровождения по разным направлениям в зависимости от условий и проблем района;

- обеспечение оказания психологической помощи и поддержки в условиях вооруженного конфликта всем участникам образовательного процесса;

- усовершенствование психологическое сопровождение в начальном звене с целью создания оптимальных стимулирующих условий для успешной адаптации первоклассников;

- обеспечение комплексного психологического и социально-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;

- усовершенствование психологического обеспечения образовательного процесса (профилактика дезадаптации учащихся при переходе с одного звена обучения на другое, сопровождение профильного обучения, работа со способными и одаренными учащимися, превентивное воспитание, помощь в организации социально-педагогической реабилитации учащихся, подвергшихся различным формам насилия, которые по тем или иным причинам не посещают школу, находятся в тяжелом жизненном положении и т.п.);

- повышение качества психологического и социально-педагогического сопровождения детей, склонных к проявлению девиантного и деликвентного поведения.


Приложение 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: