Готовность ребенка к обучению в школе, прежде всего, определяет его мотивационная готовность, которая включает в себя положительное отношение к школе, достаточно развитую потребность в знаниях и выраженное стремление к их усовершенствованию, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притяжений.
Мотивационная готовность - залог внутреннего влечения ребенка к усвоению знаний, умений и навыков.
Понятие мотивационная готовность происходит от слова "мотив", что означает побуждения, в данном контексте - отношение к будущему обучению. Очень важно, чтобы ребенок положительно относился к учебе, хотел идти в школу.
Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы в голову ребенка, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались.
Безусловно, эта работа может быть под силу только всему педагогическому коллективу, который работает в тесной связи с семьей.
Ниже приведены направления работы психолога
|
|
Основные направления работы | Содержание деятельности | |
1. | Диагностика уровня и содержания предпосылок учебной деятельности | - Диагностика предпосылок к школьному обучению. - Заполнение карт психологического сопровождения на каждого ребенка. - Анкетирование родителей с целью определения готовности отдать ребенка в школу, знание индивидуальных особенностей ребенка, признаков эмоциональных нарушений и другие. Индивидуальная диагностика по запросу родителей. |
2. | Консультативная работа с педагогами и родителями | - Индивидуальные консультации педагогов по результатам обследования предпосылок учебной деятельности, разработка рекомендаций по психологическому сопровождению каждого ребенка. - Психолого-педагогический консилиум «Психологическая готовность детей к школе» (совместный поиск и реализация адекватного подхода к детям в организации учебно-воспитательного процесса при подготовке детей к школе), индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам формирования предпосылок учебной деятельности, круглые столы, конференции, наглядная информация в «Уголке психолога» |
3. | Коррекционно-восстановительная и развивающая работа | Коррекционно-развивающие занятия с детьми, требующими особого психолого-педагогического внимания по развитию предпосылок учебной деятельности (интеллектуальная, эмоционально-волевая сферы, развитие мелкой моторики руки), занятия по формированию мотивационной готовности к обучению в школе, работа психологического театра, тренинги родительской эффективности. |
4. | Просветительская работа с участниками педагогического процесса | Экскурсии детей в школу, выступления на родительских собраниях, тематические групповые консультации с применением интерактивных методов работы, организация работы «Школы для родителей будущих первоклассников» с приглашением учителей школ и других специалистов, семинары-практикумы, наглядная информация для родителей на «Странице психолога», сайте ДОО в сети ИНТЕРНЕТ и так далее |
Изучение мотивации - это выявление реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ребенка и группы в целом.
|
|
При изучении мотивации предметом анализа должны стать такие компоненты мотивационной сферы ребенка как ее мотивы, цели, эмоции, а также умение учиться.
Рекомендации по планированию психолого-педагогического сопровождения в дошкольных образовательных организациях
Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнение ряда взаимосвязанных видов работы, как с персоналом дошкольной образовательной организации, так и непосредственно с детьми и их родителями (законными представителями).
Работу психолога в дошкольной образовательной организации можно подразделить на:
Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться передачей общих сведений по детской психологии. Оно требует изучения конкретных условий данной дошкольной образовательной организации, учета квалификации персонала и индивидуального стиля работы каждого его члена, национальных традиций, контингента детей и родителей (законных представителей), местных условий и т.п.
Следует, однако, иметь в виду, что психолог не может и не должен выполнять функции, относящиеся к компетенции медицины и специальной педагогики. Когда это требуется, он лишь рекомендует обратиться к соответствующему специалисту – педиатру, детскому психоневрологу, дефектологу, логопеду, или сам привлекает их для консультации и принятия нужных решений.
Рекомендации