По организации совместной деятельности психологической и педагогическо-методической службы дошкольной образовательной организации (ДОО)

І. Администрации:

1. Содействовать созданию благоприятного психологического позитивного микроклимата в коллективе ДОО и установлению тесной связи между всеми участниками воспитательно-образовательных отношений по осуществлению годовых задач (или базовой программы).

2. Систематически проводить мониторинг эффективности организации психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса в ДОО.

3. Привлекать практических психологов к проведению тематических проверок и к психологическому анализу занятий воспитателей с детьми с целью психологизации образовательной деятельности в ДОО.

4. Создать благоприятные условия для установления тесного сотрудничества между психолого-педагогическими службами ДОО и ООО, входящими в состав образовательного округа, по решению актуальных вопросов в направлении преемственности в работе.

5. Создавать необходимые условия и осуществлять контроль за качеством совместной деятельности психологической и педагогическо-методической служб по реализации годовых задач программы деятельности ДОО.

ІІ. Методистам и практическим психологам:

1.Осуществлять анализ качественного состава родительской и педагогической аудитории для подготовки целевой группы и оказание адресной помощи участникам воспитательно-образовательного процесса по актуальным вопросам воспитания и развития ребёнка.

2.Повышать уровень психолого-педагогических знаний педагогов ДОО, используя интерактивные методы и формы работы.

3.Осуществлять системную просветительскую работу с педагогами по профилактике эмоционального и профессионального выгорания.

4.Улучшать качество консультативно-просветительской работы с родителями путём повышения их заинтересованности и привлечения к участию в различных мероприятиях ДОО.

5.Осуществлять аналитико-прогностическую деятельность по результатам мониторинга и учёта динамики индивидуального развития воспитанников.

6.Уделять значительное внимание вопросам психолого-педагогического сопровождения работы с семьями, дети которых не охвачены дошкольным образованием.

7.Использовать различные формы дистанционного консультирования с целью повышения количества охваченных просвещением участников воспитательного процесса по актуальным вопросам подготовки ребёнка к школе.

8.Ввести в практику работы разработку индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ и воспитательных маршрутов на детей различных категорий с привлечением к сотрудничеству воспитателей и узких специалистов, а также и родителей (законных представителей).

9.Ориентировать педагогов на творческий поиск современных подходов к организации собственной педагогической деятельности, совершенствование методов и приёмов взаимодействия с детьми и родителями (законными представителями).

10. Использовать интерактивные формы работы для ознакомления педагогов с новейшими образовательными технологиями организации и осуществления принципов взаимодействия с детьми в процессе воспитания и подготовки детей к школьному обучению в преддошкольный период.

ІІІ. Воспитателям:

1. Учитывать индивидуальные психофизические особенности каждого ребёнка во время воспитательно-образовательной деятельности.

2. Создавать модели развивающей предметно-игровой, природной, социальной среды для детей дошкольного возраста с учётом норм развития и психологических возможностей детей.

3. Осуществлять процесс самообразовательной деятельности по расширению диапазона собственной компетентности по актуальным вопросам воспитания и развития ребёнка, а также формирование базовых морально-этических качеств личности дошкольника.

4. Внедрять новейшие образовательные технологии в воспитательный процесс.

5. Учитывать при выборе форм и методов работы с родителями (законными представителями) воспитанников социально-демографический статус семьи, жизненные принципы и компетентность родителей (законных представителей), а также их образовательный уровень и родительский опыт.

6. Обеспечить преемственность семейно-дошкольного воспитания в создании благоприятных условий для личностного становления ребёнка, сбалансированного развития и формирование жизненной социально-коммуникативной компетентности дошкольников.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода

Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-педагогическом, психологическом, так и в физическом плане.

В психике дошкольника происходят сложные изменения, весь его организм перестраивается для реализации нового ведущего типа деятельности. Развитие ребенка через ролевую игру исчерпал свои возможности, что привело к очередной возрастного кризиса, решением которого и становится следующую ступень развития - начальное обучение. В первую очередь происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью.

У дошкольника имеется две сферы социальных отношений, (ребенок - взрослый и ребенок - дети). Эти системы связаны игровой деятельностью. Результаты игры не влияют на отношение ребенка к родителям, на отношения внутри детского коллектива. В дошкольном этапе благополучие ребенка зависит от внутрисемейной гармонии.

В школе возникает новая структура этих отношений (ребенок - учитель), которая начинает определять отношение школьника к родителям и одноклассников. Впервые отношение «ребенок - учитель» становится отношением «ребенок - общество». У учителя воплощены требования общества, он постепенно вводит в повседневную жизнь малыша, учит жить его по определенным правилам. Если и в школе все хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. Новая социальная ситуация требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной и не характеризуется только как усвоение новых знаний и приобретение навыков, а как деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Она должна быть сформирована. Так же, как человек умеет работать, ребенок должен уметь учиться, а значит, нужно создать необходимые условия.

Наиболее тяжелым для дошкольника является период адаптации к школе, который зависит, прежде всего, от индивидуальных особенностей.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании к новым условиям жизни, новой деятельности, новых социальных контактов, новых социальных ролей). Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровья, его отношение к школе и учение.

Наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой адаптации». Основное требование к этому периоду – минимальная нагрузка. Физиологически ребенок быстрее адаптируется к новым условиям. Гораздо напряженнее протекает социально-психологическая адаптация. Адаптация ребенка к школе процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально-психологическую ситуацию, не только "встроиться в нее", но и ее "пристроить к себе".

Первый год обучения ребенка в школе сложный, но и в его рамках можно выделить различные по сложности периоды. На протяжении каждого периода практические психологи оказывают психологическое сопровождение исходя из основных видов деятельности.

Особенности этапов Основные задачи Виды работы
I этап - поступление ребенка в школу
Он начинается в марте - апреле месяце одновременно с записью (или отбором) детей в школу и заканчивается в начале сентября месяца 1. Выявление уровня готовности ребенка к школьному обучению и определение индивидуальных особенностей общения, поведения, которые необходимо учесть в процессе адаптации к школьной среде. 2. Коррекция и компенсация пробелов в развитии познавательных процессов, общей осведомленности 3. С учетом выявленных особенностей и возможностей ребенка прогнозирование дальнейшей работы по адаптации с конкретным ребенком. Разработка рекомендаций педагогам и родителям 1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на определение школьной готовности ребенка. Как правило, диагностика состоит из двух составных частей: групповая и углубленная индивидуальная для детей, которые показали низкие результаты 2. Групповые и индивидуальные консультации родителей будущих первоклассников. 3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер. 4. Психолого-педагогический консилиум по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация определенного подхода к комплектованию классов.
II этап - первичная адаптация детей в школе
Данный период, длится ориентировочно первое полугодие 1. Создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе, их всестороннего социально-нравственного развития (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных последовательных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.); 2. Повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний, познавательному развитию; 3. Адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников. 1. Консультативная и просветительская работа с родителями первоклассников, направленная на ознакомление с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям 2. Групповые и индивидуальные консультаций педагогам по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системы требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом. 3. Организация методической работы педагогов, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленных в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения. 4. Организация педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится как правило воспитателями, педагогами во внеурочное время. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные в соответствии с выявленными проблемами, игры проводятся в определенной логике. Они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др. 5. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Такая групповая работа строится как продуманная система занятий с фиксированной мини-группой школьников (не более 10-ти человек). 6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников. 7. Коррекционно-развивающая работа. Её целью является обучения в общем виде - создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения. Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач: - развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе. Комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе; - развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами; - формирование устойчивой учебной мотивации на основе позитивной Я - концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
III этап - психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации
Во втором полугодии первого класса   1. Определение уровня школьной адаптации первоклассников. 2. Создание психолого-педагогических условий для решения проблем обучения, поведения и психологического самочувствия школьников, испытывающих трудности в процессе школьной адаптации. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, плохого самочувствия. В результате этой работы психолог получает необходимую информации о психолого-педагогическом статусе первоклассников. Это помогает выработать оптимальную систему работы с конкретным учеником. 1. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики. 2. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам обучения и общения с отдельными школьниками и детьми данного возраста в целом. 3. Организация педагогической помощи детям, испытывающим различные трудности в обучении и поведении с учетом данных психодиагностики. 4. Методическая работа педагогов, направленная на анализ содержания и методики преподавания различных предметов. Цель такого анализа - выявить и устранить те моменты в учебном процессе, стиле общения с детьми, которые могут провоцировать различные школьные трудности в процессе адаптации. 5. Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. 6. Анализ проведенной работы, направленный на осмысление результатов проведенной в течение полугодия и года в целом работы.
         

Задачи руководителей методического объединения специалистов психологической службы:

1. Анализ системы работы практических психологов по адаптации учащихся с целью её оптимизации.

2. Организация методической помощи молодым специалистам по осуществлению психологического сопровождения периода адаптации.

3. Выработка алгоритма совместной работы практического психолога, социального педагога и классного руководителя для более эффективного социально-психологического сопровождения периода адаптации учащихся.

4. Для понимания возможных осложнений в адаптационный период и оказания надлежащей психологической помощи, разработка дополнительной программы исследования личности учащихся.

Особенности адаптации учащихся 5 класса

при переходе из начальной школы в среднее звено

Говоря о психологических особенностях школьника 10-12 лет, необходимо кратко остановиться на тех возрастных особенностях, которые в лучшем случае игнорируются при построении образовательной среды для 4-6 классов, а в худшем - служат почвой для возникновения конфликтов между учителями и учениками.

«Чувство взрослости», не подкрепленное еще реальной ответственностью, - вот особая форма самосознания, возникающая в переходный период и определяющая основные отношения младших подростков с миром. "Чувство взрослости" появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Пренебрежение этими требованиями, неудовлетворенность этой потребности обостряет негативные черты подросткового кризиса. Если школа не предлагает учениками средств реализации их чувства взрослости, оно все равно проявится, но самым невыгодным образом - уверенности подростка в учительской несправедливости и необъективности.

Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел. Если учитель контролирует только качество "продуктов" учебной работы школьников и не находит места для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности, то процесс учения теряет для ученика свою актуальность и привлекательность.

Стремление экспериментировать, используя свои возможности - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со своей внешностью.

Перед учеником 5-го класса выстраивается ряд задач, которые ему придется решить во время периода обучения в 5-6 классах. Это, прежде всего необходимость сформировать навыки и умения обучения в новых условиях и представления о себе как о личности с возможностями разностороннего развития. Освоить необходимые общешкольные навыки - развивать учебную мотивацию, познавательную активность, самостоятельность и ответственность. Также научиться контролировать свои эмоции, управлять ими, овладеть навыками сотрудничества внутри коллектива. Самооценка учащегося 5 класса снова проходит очередную проверку. Необходимо научиться развивать в себе умение соревноваться и сравнивать свои и чужие результаты и сформировать умение принимать успехи и поражения.

Есть немало факторов, влияющих на процесс адаптации 5-классника и падение успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной в основную школу. Это не только новый классный руководитель, а к тому же целая группа преподавателей по разным предметам. У каждого свой стиль преподавания и свои требования. К тому же учитель начальной школы, выпустив своих детей в основную школу, отчетливо видит, как вырос каждый ребенок и какой образовательный потенциал накопил для дальнейшего роста, т.е.оценивает его оптимистично. Принимая новый класс в основной школе, учитель - предметник приходит на урок из более старших классов и видит своих новых учеников маленькими несмышленышами, чрезвычайно несамостоятельными и не слишком образованными. Он переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на подростка, а они по многим своим психологическим особенностям еще младшие школьники и поэтому не могут справиться с эти необычными для них способами обучения.

К факторам, влияющим на процесс адаптации можно отнести новый коллектив учеников, а иногда и новую школу, кабинетная система образования. Большой объем информации, который следует проработать и новые требования к выполнению заданий – более «жесткие» по времени и количеству.

Неуспешная адаптация 5-классника может привести к:

- Появлению демонстративности и асоциальному поведению (агрессия, закрытость, обидчивость), игнорированию или частичному нарушению правил поведения и т.п.

- Развитию чувства обиды ребенка. Беспомощности.

- Формированию завышенной самооценки (для самозащиты) или, наоборот, низкой самооценке.

- Формированию мотива избегания неудач.

- Неврозам и другим расстройствам нервных процессов, что проявляется в частых заболеваниях, появлению психосоматических заболеваний.

- Формированию чувства неполноценности.

Психолого-педагогическое сопровождение периода адаптации при переходе в среднее звено заключается в:

1. Психолого-педагогической поддержке каждого ребенка.

2. Ориентации учащегося на успех, повышение его самооценки, статуса в классе.

3. Выборе личностно-ориентированных образовательных технологий.

4. Наблюдении, руководстве, коррекции динамики развития интеллекта учащегося, его творческих способностей.

5. Приобретении учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях.

6. Формировании общих учебных умений и навыков.

7. Сохранении имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования.

Особенности адаптации учащихся 10 класса

Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей школе. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения.

К факторам риска, которые могут повлиять на процесс адаптации учащихся 10 класса можно отнести:

1. Изменение социального окружения. Ситуация новизны. Социальная адаптация предполагает адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя, адекватную систему отношений и общения с окружающими, способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха, способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

2. Расширение системы деятельности. Новая учебная ситуация новой ступени образования. Это выдвигает более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к уровню сформированности у детей учебных знаний, умений, навыков. Увеличение учебной нагрузки отрицательно влияет, прежде всего, на ослабленных физически учащихся.

3. Неопределённость представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Неопределенность может привести к появлению внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.

4. Тревожность, эмоциональный дискомфорт, связанный с выбором будущей профессии, профиля обучения.

5. Физиологические изменения, психологические новообразования данного возрастного периода. Юношеский возраст – это переходный период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. Главное психологическое приобретение этого возраста – это открытие своего внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе. Важнейшая особенность юношеского самосознания – формирование временной перспективы, обращённость в будущее.

Нередко встречающаяся в десятом классе проблема – ярко выраженное желание отдохнуть после напряжённого девятого класса и перед выпускным одиннадцатым классом. Старшеклассник чувствует себя уставшим от серьёзных экзаменов и важных решений о своём будущем. Безусловно, старшекласснику необходима передышка. Но есть и большая опасность ребёнок может основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам. Важно помочь ребёнку научиться грамотно, распределять своё время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, по возможности дневной сон.

Основные приемы поддержки учащихся 10-х классов

в период адаптации:

1. Познавательные (опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, развивающая кооперации).

2. Социальные (развитие желания быть значимой, успешной личностью, создание ситуации взаимопомощи, поиск контакта и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование).

3. Эмоциональные (поощрение, учебно-познавательная игра, порицание, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания, удовлетворение желания быть значимой личностью).

4. Волевые (предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, формирование ответственного отношения к учению, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирования будущей деятельности).

Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста, как отмечалось выше, является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивании жизненных перспектив. Практика показывает, что если выбранное профильное направление в обучении соответствует психофизиологическим и личностным особенностям, интересам и склонностям учащегося, то, несмотря на повышенные требования и увеличение учебной нагрузки, утомление и связанные с ним невротические явления наблюдаются гораздо реже, а эффективность обучения повышается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: