Основные категории педагогики

ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика – наука и искусство.

Предмет, объект, задачи, функции, методы педагогики

Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.

Педагогику можно рассматривать:

1 Как искусство (К.Д. Ушинский) – ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками.., а только искусствами…

1. Науку (П.П. Блонский, С.И. Гессен) – лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена одним лицом другому, и потому лишь в виде теоретической науки, может существовать педагогика.

2. Технологию (В.П. Беспалько, А.Г. Ободовский) – искусство основано на интуиции, технология, на науке.

Объект П – воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Предмет П – определяющие развитие личности противоречия, закономерности, отношения, технологии и организации и осуществления воспитательного процесса.

П как наука решает несколько важных теоретических задач:

Ø выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;

Ø изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

Ø разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

Ø внедрение результатов исследования в практику преподавания;

Ø планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Функции П: теоретическая – объяснительно-описательная, прогностическая, диагностическая; технологическая – проективная, рефлексивная, преобразовательная.

Методы П: наблюдение, опрос, работа с документацией, тесты, эксперимент, моделирование.

Основные категории педагогики

Образование – процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, навыков, умений, развитие ума и чувств, формирование мировоззрения и познавательных процессов.

Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий для усвоения новыми поколениями общественного исторического опыта с целью подготовки его к жизни.

Обучение – специально организованный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности – преподавание и учение.

Педагогическая деятельность - специфический тип деятельности, назначение которой - подготовка подрастающих поколений к жизни на основе приобщения их к ценностям человеческой культуры.

Педагогическое взаимодействие - способ, процесс и результат достижения учителем и учеником совместной цели в пед. деятельности.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника.

Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п.

Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Педагогическая технология - система взаимосвязанных приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса, объединение единой концептуальной основой, целями и задачами, создающая заданную совокупность условий для обучения, воспитания и развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: