Цели и функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе

Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом, который представляют как систему из (Н.В. Кузьмина):

· цель обучения – для чего учить;

· содержание учебной информации – чему учить;

· методы, приёмы обучения, средства педагогической коммуникации – как учить;

· преподаватель;

· учащийся.

Структура педагогического процесса: цель, принципы, содержание, методы, средства, формы.

Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.

Современная дидактика подчеркивает - задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса.

Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных знаний и умений. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.

Одновременно с образовательной функцией, процесс обучения реализует и воспитательную функцию. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения преподавателя с обучаемым. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, отношений, качеств личности. Ведь формирование качеств личности невозможно без усвоения ею определенных нравственных и других понятий, требований, норм.

Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и общественную значимость.

Цель воспитания – заранее прогнозируемые результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы:

· формирование отношений личности к себе и миру;

· воспитание всесторонне развитой личности;

· воспитание социально-компетентной личности;

· приобщение человека к культуре;

· воспитание гражданской личности;

· воспитание автономной личности;

· развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.

Единство воспитательной и образовательной функций обучения проявляются в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания - в роли методов стимулирования учения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: