Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом, который представляют как систему из (Н.В. Кузьмина):
· цель обучения – для чего учить;
· содержание учебной информации – чему учить;
· методы, приёмы обучения, средства педагогической коммуникации – как учить;
· преподаватель;
· учащийся.
Структура педагогического процесса: цель, принципы, содержание, методы, средства, формы.
Процесс обучения призван выполнять три функции - образовательную, воспитательную и развивающую.
Современная дидактика подчеркивает - задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что образовательная функция является особенно специфичной для этого процесса.
Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных знаний и умений. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
|
|
Одновременно с образовательной функцией, процесс обучения реализует и воспитательную функцию. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения преподавателя с обучаемым. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, отношений, качеств личности. Ведь формирование качеств личности невозможно без усвоения ею определенных нравственных и других понятий, требований, норм.
Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и общественную значимость.
Цель воспитания – заранее прогнозируемые результаты в подготовке подрастающего поколения к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы:
· формирование отношений личности к себе и миру;
· воспитание всесторонне развитой личности;
· воспитание социально-компетентной личности;
· приобщение человека к культуре;
· воспитание гражданской личности;
· воспитание автономной личности;
· развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении.
Единство воспитательной и образовательной функций обучения проявляются в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания - в роли методов стимулирования учения.