Самосознание личности, «Я-концепция»

Для самого человека, субъективно, личность - это «Я». Мы думаем, размышляем о себе, даем себе отчет в своих поступках. Процесс осознания себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств называется самосознанием.

1 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С.217.



Самосознание личности начинает формироваться оченьрано. Оно основывается на тех элементарных ощущениях младенца, которые возникают, когда он направляет дей-ствия на самого себя. Еще И.М. Сеченов выделял возни-кающее в результате этого «цельное самоощущение» как первичную форму самосознания.

Самосознание развивается. Ребенок начинает говорить о себе «Я», узнавать себя в зеркале и на фотографиях (это про-исходит у разных детей в разное время, но, как правило, не позднее 2,5-3 лет). Постепенно он начинает осознавать себя как причину происходящих вокруг него и с ним событий. Начинает осознавать себя как субъекта собственных действий и поступков. Понимать свои потребности, желания. Он стре-мится выразить себя через собственные действия («Я сам!»). С этим связан так называемый кризис трех лет. Важное вли-яние на развитие самосознания оказывает исполнение роли в играх, когда ребенок начинает четко отличать себя от ис-полняемой им в игре роли. В 6-7 лет происходит еще один существенный сдвиг в самосознании - ребенок начинает смот-реть на себя как бы со стороны, представлять, как он выгля-дит в глазах окружающих. Он смущается и от этого «кривля-ется». Недаром этот период носит название «кризиса непо-средственности».

Существенный сдвиг в развитии самосознания проис-ходит в подростковом и юношеском возрастах. Человек начинает целенаправленно думать о себе, ставить перед собой вопросы «Кто Я? Какой Я? Кем мне быть? Каким мне быть? В чем смысл моей жизни? Могу ли Я уважать себя и за что?», т.е. думать о себе как о личности. Не слу-чайно подростковый и юношеский возраст называют воз-растом второго рождения личности, личности как перио-да открытия «Я» для самого себя. Ведь, думая о себе, мы крайне редко бываем нейтральны, мы всегда каким-то об-разом относимся к себе. Эти представления реализуются в поведении, отношениях с другими людьми, в том, чего следует ждать от себя в будущем.

Думая о себе, человек крайне редко бывает нейтрален, он всегда каким-то образом относится к себе. Поэтому мысли о себе всегда эмоционально окрашены и часто содержат оценку себя, отдельных сторон своей личности, деятельности. Мне-ние человека о себе реализуется в поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях относительно того, чего следует ждать от себя в будущем. Они создают основу устой-чивого личностного образования - «Я-концепции».



«Я-концепция» объединяет все знания человека о себе

и то, как он оценивает себя. Она существует не только на осознаваемом, но и на неосознаваемом уровне, отражая неосознанные, представленные только в переживании ус-тановки человека по отношению к себе.

В «Я-концепции» обычно выделяют три основных ком-понента - когнитивный, эмоционально-оценочный и по-веденческий.

1. Когнитивный компонент «Я-концепции» - «образ Я» -

характеризует содержание представлений человека о себе. В «образ Я» могут входить представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, социальных ролях, интересах, качествах личности и т.п. Перечисление практически бесконечно, поскольку в «об-раз Я» может включаться все, что значимо для человека, все, что позволяет ему, с одной стороны, чувствовать общ-ность с другими людьми, объединять с ними, а с другой, - отличать себя от них, осознавать себя как особую, неповто-римую личность. Поэтому содержание «Я-концепции» ха-рактеризуют две составляющие: (1) «присоединяющая», обеспечивающая объединение индивида с другими людьми

и (2) дифференцирующая, способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной неповторимости, уникальности.

Например, для одного человека наиболее значимы пред-ставления о себе как о человеке, который многим интере-суется, хочет узнать больше о разных сторонах жизни. Ве-дущее место в его «образе Я» будет занимать его представ-ления о своей эрудиции, познавательных интересах - их разнообразии, глубине и т.п. Для другого - самым глав-ным может быть то, что он отец. В этом случае централь-ными в образе Я будут характеристики, качества, связан-ные с отцовством. Это не означает, что этими характерис-тиками исчерпываются представления человека о себе. Но они включаются в «образ Я» как менее значимые, второ-степенные.

2. Второй компонент - эмоционально-ценностное отно-шение к себе - отражает отношение человека к себе в це-лом или к отдельным сторонам своей личности, деятель-ности и т.п. и проявляется в самоуважении, чувстве соб-ственного достоинства, самооценке и уровне притязаний.

Фундамент эмоционально-ценностного компонента со-

ставляет самоуважение, или чувство собственного достоин-

ства, собственной ценности. Самоуважение - это вера в


10 Дубровина 289


собственные силы, возможности. Оно не связано конкрет-но с какой-либо областью, и выражает столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Самоуважение - это принятие себя, любовь к себе.

В понятии самооценка, как видно из самого названия, на первый план выходит именно оценочный компонент. Самооценка - оценка личностью себя в целом (общая са-мооценка) и отдельных сторон своей личности, деятель-ности, отношений с другими людьми (частные, или пар-циальные самооценки). Самооценка может быть устойчи-вой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточнодлительное время, и неустойчивой.

Для развития очень важно разумное сочетание устой-чивости и неустойчивости самооценки. Так, сохранение устойчивой самооценки при изменившихся условиях си-туации препятствует и нормальному осуществлению дея-тельности, и самореализации в ней. Сильная неустойчи-вость самооценки, порождая колебания, своеобразные «качели» - от очень высокого до очень низкого представ-ления о себе.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. уровнем трудности целей, которые человек ставит перед собой и определяющее, какие достижения он будет вос-принимать как неудачу, а какие - как успех. Уровень при-тязаний основывается на самооценке, сохранение кото-рой стало для человека потребностью.

Для нормального развития личности очень важно, что-бы уровень притязаний был несколько выше самооценки, несколько опережал ее, создавая тем самым возможности роста. Поэтому уровень притязаний, полностью совпадаю-щий с самооценкой, для личностного развития неблаго-приятен. Столь же неблагоприятным является низкий или средний уровень притязаний в значимых для человека об-ластях. Подробнее об уровне притязаний рассказано в теме «Деятельность».

В конкретной деятельности самооценка и уровень при-тязаний могут быть достаточно точно установлены. Поэто-му применительно к конкретной деятельности можно го-ворить об уровнях самооценки и притязаний - высоком, среднем и низком.

В этих случаях можно говорить и об адекватности само-оценки. Самооценка является адекватной, если она соот-ветствует реальной успешности человека в какой-либо де-ятельности. Неадекватной самооценка бывает в тех случа-



ях, когда она не соответствует успешности человека. Не-адекватная самооценка может быть завышенной (человек существенно завышает свои актуальные возможности) и заниженной (занижает их). И неадекватно завышенная, инеадекватно заниженная самооценка - сильный тормоз и общего развития, и успешности в какой-либо деятельнос-ти.

Если человек имеет завышенную самооценку и ставит перед собой слишком высокие, не соответствующие ре-альным возможностям цели, он неминуемо сталкивается с неуспехом, неудачами. Такие переживания очень болез-ненны, и чтобы избежать их, человек должен либо скор-ректировать свою самооценку, снизив ее и свои притяза-ния, либо как-то обесценить неуспех, доказав прежде всего самому себе, что это произошло случайно, вызвано не-справедливостью других людей, в особо сложных случаях человек как бы не замечает собственный неуспех, игнори-рует его. Часто это происходит неосознанно для самого человека, в этом проявляется действие защитных психо-логических механизмов, которые мы подробнее рассмот-рим в следующем параграфе.

При заниженной самооценке человек ставит перед со-бой слишком легкие для себя, только достижимые цели и тем самым мешает собственному развитию.

Важно помнить, однако, что о завышенной или зани-женной самооценке можно говорить лишь по отношению к какой-либо конкретной деятельности, результаты в ко-торой могут быть точно определены и соотнесены с ка-ким-либо образцом, эталоном. Применительно к общей самооценке эти определения следует использовать с очень большой осторожностью, поскольку критерии «правиль-ности» такой самооценки обычно не выявлены.

Оптимальным для жизни человека, для развития лич-ности является высокий уровень самоуважения, общей самооценки. Это далеко не то же самое, что самовлюблен-ность, некритичность, повышенное самолюбие. Человек с высоким уровнем самоуважения - это человек, обладаю-щий чувством собственного достоинства, уверенный в себе, человек, который осуществляет и утверждает себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных воз-можностей, собственных усилий.

Напротив, низкий уровень самоуважения, неприятие себя, как правило, характеризуется ощущением собствен-ной неполноценности, болезненным самолюбием, стрем-



лением утвердить себя за счет окружающих. Люди с низ-ким уровнем самоуважения часто болезненно реагируют даже на безобидные шутки со стороны окружающих и еще более остро - на критику с их стороны. Они бывают склонны к накоплению мелочных обид, к соперничеству. Для них бывает характерна постоянная боязнь проявить свою не-состоятельность в глазах других людей.

Одним из проявлений низкого уровня самоуважения, самооценки является комплекс неполноценности. Это явле-ние было открыто известным психоаналитиком А. Адле-ром (1870-1937). Комплекс неполноценности проявляется в стойкой уверенности человека в своей несостоятельнос-ти, неспособности решать жизненные проблемы.

Люди с низким уровнем самоуважения бывают очень трудны в общении. Как ни парадоксально это звучит, имен-но они, а не люди с высоким самоуважением часто вы-глядят как самоуверенные зазнайки.

Однако на самом деле такие люди нуждаются в поддер-жке и помощи окружающих, а в наиболее сложных случа-ях - в оказании специальной психологической и психоте-рапевтической помощи.

3. Третий компонент «Я-концепции» - поведенческий. Он определяет возможность саморегуляции, способность чело-века принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

В нем отражаются представления и переживания чело-века относительно того, способен ли он решать задачи, которые ставит перед ним жизнь, и те, которые сам он ставит перед собой, может ли он справляться с трудно-стями, сумеет ли достичь своих целей, что выражается в его уверенности или неуверенности в себе.

Важным измерением «Я-концепции» является ориен-тация в поведении на внешний или внутренний контроль. При ориентации на внешний контроль самооценка чело-века определяется в основном отношением к нему других людей, а события своей жизни он объясняет соответственно судьбой, роком, влиянием других людей. Личность, ори-ентированная на внутренний контроль, основывается глав-ным образом на самооценке и считает, что все в жизни зависит только от нее. Крайние выражения каждого из этих типов являются непродуктивными. Для успешного осуще-ствления деятельности и развития необходим их разум-ный баланс. Вот как описывает внутреннее состояние каж-дого из этих типов американский психолог Э. Шостром:



«Личность, полностью ориентированная на внешний контроль: „Что подумают люди? Скажи, что ты думаешь, мне следует делать", „Что нужно делать, чтобы правиль-но делать".

Личность, полностью ориентированная на внутренний контроль: „Чтобы я не решал, я должен принять собствен-ное решение", „То, что я хочу, есть то, что я делаю".

Самоактуализирующаяся личность (наиболее оптималь-ный тип личности по Э. Шострому): „Я сверяюсь с теми, кто любит меня, и поэтому принимает мои собственные решения", „Я собираю столько информации по пробле-мам и следствиям, сколько можно, а затем доверяю реше-ние моим глубочайшим чувствам", „Я свободен от давле-ния других людей, но, однако же, меня интересует то, что они думают"»1.

Поведенческий аспект «Я-концепции» обеспечивает и возможность саморазвития, творения себя. Вот что по это-му поводу писал выдающийся русский актер и теоретик театра Михаил Чехов: «...одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах собственной личности... По опыту я знал только об одном виде творче-ства: вне себя. Мне представлялось, что творчество непод-властно воле человека и направление его зависит исклю-чительно от так называемого природного предрасположе-ния. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня есте-ственно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к овладению творческой энергией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя...»2.

Как система осознаваемых и неосознаваемых установок человека по отношению к самому себе «Я-концепция» вы-ражает реальное Я (каким я являюсь в настоящее время); идеальное Я (каким я хотел или должен стать); зеркальное (социальное) Я (каким меня видят другие). Выделяются также «динамическое Я» (как, по моим представлениям, я изменяюсь, развиваюсь, каким стремлюсь стать), «пред-ставляемое Я», «Я-маска», «фантастическое Я» и т.п.

Наиболее важна для личности величина расхождения между «идеальным» и «реальным» Я. Оптимально Я-иде-альное должно быть соотносимо с Я-реальным, опережая его настолько, чтобы показать личности, куда и как она

1 Шостром Э.Т. Человек-манипулятор. - М., 1978. - С. 35-36.

2 Чехов М. Литературное наследство. - М., 1986. - Т. 1. - С. 108.



может развиваться. В этом случае оно служит важным ис-точником саморазвития. В тех случаях, когда Я-идеальное слишком оторвано от Я-реального, человек переживает невозможность достичь своего Я-идеального. Это может явиться источником внутриличностных конфликтов и не-гативных переживаний.

«Я-концепция» формируется под воздействием жизнен-ного опыта человека, его деятельности, отношения к нему других людей. Чем ближе отношения, чем больше они обусловлены эмоциональными связями, тем большее вли-яние они оказывают на личность.

Первоначально она складывается под влиянием пред-ставлений о ребенке, отношения к нему любящих его лю-дей, прежде всего родителей. Как правило, родители лю-бят ребенка ни за какие-то его особые успехи, таланты, а просто так, за то, что он - это он. В дальнейшем на нее начинают оказывать серьезное влияние жизненный опыт, условия, успехи и неудачи в деятельности, отношение других людей. Уже у детей «Я-концепция» сама приобре-тает активную роль в развитии человека, влияя на все стороны жизни человека, и тем самым на его собствен-ное развитие.

Таким образом, в процессе жизни человека «Я-концеп-ция» изменяется, обогащается, но может и упрощаться, меняется отношение человека к себе, его возможности саморегуляции. Однако в отличие от частных самооценок «Я-концепция» является все же относительно устойчивой. Устойчивость «Я-концепции» обеспечивает внутреннюю со-гласованность личности, ее цельность, последовательность ее поведения, преемственность во времени (Я-прошлое - Я-настоящее - Я-будущее). Для человека очень важно иметь устойчивую систему представлений о себе, устойчивое отношение к себе. Именно это позволяет ему ставить пе-ред собой определенные цели, видеть свое место среди других людей, строить планы на будущее. Но столь же важ-но для него и оперативно изменять отношение к себе, представление о себе. Поэтому «Я -концепция» одновре-менно и достаточно устойчивое, и динамично изменяю-щееся образование.

2.4. Механизмы психологической защиты личности

В процессе жизни человек меняется. Он меняет свои взгляды, представления, ценности, изменяет «Я-концеп-



цию». Иногда это происходит незаметно для самого чело-века, естественно, иногда требует от него серьезной рабо-ты над собой. Такие изменения обычно осознаются или могут быть осознаны при самоанализе.

Однако бывают случаи, когда то, что происходит с че-ловеком, настолько травмирует его, что он неосознанно отвергает этот новый опыт, новую беспокоящую инфор-мацию или так перерабатывает ее, что она становится ме-нее или совсем не травмирующей. Это осуществляется за счет неосознаваемых регуляторных психологических меха-низмов. Действие таких механизмов осуществляется поми-мо сознания, помимо воли человека. Для того чтобы рас-познать наличие у себя таких механизмов, как правило, требуется длительная, углубленная психологическая работа.

Такие механизмы «охраняют» психику, «защищают» ее от непосильной нагрузки. Поэтому они получили назва-ние механизмов психологической защиты. Они были впер-вые открыты 3. Фрейдом.

Описан и изучен целый ряд защитных механизмов. Ука-жем лишь на некоторые из них. Самым первым был от-крыт механизм вытеснения. В этом случае неприемлемые для человека, травмирующие его переживания, обстоя-тельства, сведения как бы исчезают из сознания. Вытесне-ние лежит в основе забывания.

Описывая это явление, 3. Фрейд приводит интересное наблюдение Ч. Дарвина: «В течение многих лет, - пишет Ч. Дарвин в своей автобиографии, - я следовал золотому правилу; а именно: когда я сталкивался с опубликован-ным фактом, наблюдением или идеей, которые противо-речили основным результатам моих исследований, я неза-медлительно записывал это; я обнаружил по опыту, что такие факты и идеи гораздо легче ускользают из памяти, чем благоприятные».

Еще один распространенный защитный механизм - про-екция. В этом случае те качества, намерения, чувства, ко-торые есть у человека, но по каким-то причинам непри-емлемы для него, приписываются другому. Так, недолюб-ливая кого-то и желая кому-то зла, человек с помощью механизма проекции начинает искренне думать, что имен-но тот замышляет против него что-то недоброе.

В других случаях для защиты те или иные качества или переживания заменяются диаметрально противополож-ными. Например, скупой человек считает себя чрезмерно щедрым, а самоуверенный и даже нахальный - робким и



беззащитным. Так, в одном из исследований сопоставля-лись суждения человека о себе с мнением нескольких лю-дей, которые хорошо его знали. Выявилось, что люди ча-сто не осознают своих недостатков, которые были на-столько очевидны, что окружающие единодушно называли их. Более того, многие утверждали, что они обладают ка-чествами, прямо противоположными тем, которые виде-ли в них окружающие. Так, человек, которого все, знаю-щие его, считали лицемерным, описывал себя, как ис-креннего и открытого. Нередко за самоуверенностью, самодовольством и властностью скрывается сильное чув-ство неуверенности. В этом случае человек может держаться уверенно, но будет избегать ситуаций, где его способно-сти могут быть проверены. Этот механизм получил назва-ние - реактивное образование.

Достаточно распространенным является и механизм рационализации. В этом случае неприемлемым мыслям ичувствам даются логически убедительные объяснения. Чаще всего встречаются типы рационализации, получившие название «зелен виноград» (по известной басне «Лиса и виноград»), т.е. обесценивание недоступного, но сильно желаемого предмета, явления. «Сладкий лимон» - это пре-увеличение ценности имеющегося, причем преувеличения сильного, неоправданного. Благодаря этому снижается зна-чимость недоступного.

Еще один защитный механизм - замещение. В этом слу-чае действие, направленное на какой-либо объект, спрово-цировано не им и не ему предназначено, а вызвано другим недоступным объектом. Яркий пример замещения представ-лен на известной карикатуре X. Бидструпа - начальник кри-чит на подчиненного, тот - на жену, жена - на детей, те - на кошку. Но замещение может проявляться и по-другому. Так, человек, не сумевший реализовать себя в деловой сфе-ре, начинает много времени уделять своему хобби.

Но хотя эти и другие защитные механизмы защищают психику человека от травмирующих переживаний, однако достается это дорогой ценой - ценой нарушения адекват-ного осознания действительности и отношения к ней. Ме-ханизмы психологической защиты осуществляют эту за-щиту во многом дефектными способами, препятствуя пол-ноценному получению и осознанию человеком своего жизненного опыта.

К чему это приводит, можно проиллюстрировать на при-мере из книги американского психолога и психотерапевта



Р. Кэмпбелла: «Когда мы влюблены, то в первые недели или месяцы совместной жизни идеализируем предмет своей любви и абсолютно не можем выносить неприятных чувств по отношению к своему избраннику. Поэтому мы подав-ляем (отрицаем, игнорируем) все, что нам может не по-нравиться в супруге. Тогда мы можем замечать только его (ее) хорошие черты. Мы не обращаем внимания на такие вещи, как несовершенство фигуры, болтливость, молча-ливость, склонность к полноте, обидчивость, угрюмость, неспособность к спорту, музыке, рисованию, шитью или приготовлению пищи.

Это „упрятывание" нежелательных сторон нашего суп-руга поначалу действует превосходно. Но в процессе совме-стной жизни, день за днем, месяц за месяцем, мы делаем открытия в своем избраннике. Одни приятные, а другие не очень. Некоторые просто отвратительные. Но покуда мы подавляем в себе неприятные впечатления, оттесняя его в подсознание, нам удается продолжать видеть нашего воз-любленного близким к идеалу, и все кажется прекрасным.

Но вот проблема. Мы не можем подавлять свои чувства вечно. Однажды мы достигаем критической точки, и мы не можем продолжать подавлять отрицательные эмоции. Неожиданно наступают дни (месяцы, годы) противоре-чивых чувств по отношению к нашему супругу. Опять, вследствие незрелости (неспособности справляться с про-тиворечиями), мы делаем сальто-мортале: подавляем доб-рые чувства и акцентируем внимание на дурных. Теперь мы видим нашего супруга в противоположном свете, счи-тая его абсолютно плохим, поразительно неприятным или почти лишенным привлекательности»1.

Единственный защитный механизм, который не имеет такого отрицательного значения, - сублимация. Такое назва-ние получил процесс, посредством которого побудительная энергия, содержащаяся в неприемлемых для человека по-требностях, мотивах, переводится в другое русло, направля-ется на желательные для него и допустимые в социальном отношении формы деятельности, науку, искусство, культу-ру. Эта энергия дает человеку силы для творчества.

Существует и еще один механизм, который, не являясь в полном смысле слова защитным, все же позволяет чело-веку отвергать неприятные факты, травмирующую инфор-мацию.

1 Кэмпбелл Р. Как по-настоящему любить своего ребенка. - СПб.,1996.-С.27-28.



Этот механизм - сопротивление - субъективно пережи-вается как внутренний барьер, препятствующий измене-нию себя или осознанию каких-то неприятных событий, негативных переживаний. Сопротивление может проявлять-ся в стремлении выйти из ситуации (просто выйти из ком-наты или, например, не прийти на важную встречу), в желании изменить тему разговора, в особо яростном от-стаивании своей правоты. Оно обнаруживается и в так на-зываемой «пробуксовке мыслей», в чувстве внезапной ус-талости, внезапном кашле, смехе, а также во многом дру-гом. Важно, что стремления, желания человека проявляются не прямо, а косвенно. И это происходит не потому, что он притворяется. Сопротивление действует на неосознанном уровне. Его отличие от других защитных психологических механизмов в том, что оно может осознаваться и человек, распознав, может преодолеть его.

Ученые по-разному объясняли, с чем связано установ-ление, «включение» защитных механизмов. Как уже гово-рилось, 3. Фрейд считал, что это вызывается прежде всего сексуальными и агрессивными импульсами. В современной психологии как наиболее травмирующие для человека рас-сматриваются события и явления, угрожающие представ-лению человека о себе, о своем месте в мире - угроза «Я».

Сохранение целостности, устойчивости личности, ее преемственности во времени - очень важный и существен-ный аспект личностного развития. И он, конечно, обеспе-чивается не только действием защитных механизмов, а охватывает все стороны личности. Сохранение постоянства личности, писал А.Н. Леонтьев, «этого высшего единства человека, изменчивого, как сама жизнь, и вместе с тем сохраняющего свое постоянство... Ведь независимо от на-капливаемого человеком опыта, от событий, которые ме-няют его жизненное положение, наконец, независимо от происходящих физических его изменений, он как личность (курсив автора) остается и в глазах других людей, и длясамого себя тем же самым»1.

Вопросы и задания

1. Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объяс-ните свой ответ. Обоснуйте свой ответ.

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 217.



Аккуратность, медлительность, общительная, хорошая мотор-ная координация, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, тем-перамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразитель-ная мимика, литературная одаренность, направленность, бли-зорукость, сила нервной системы.

Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?

2. Могут ли черты индивида становиться чертами личности? Индивидуальности? Если да, то при каких условиях?

3. Известный психолог и философ Э. Фромм писал:

«...Мое собственное „Я" должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек. Утверждение собственной жизни, счастья развития, свободы коренится в моей способности любить,

т.е. в заботе, уважении, ответственности и знании. Если индивид в состоянии испытывать плодотворную любовь, он любит также и себя; если он любит только других, он вообще не может лю-бить»1. Согласны ли вы с этим высказыванием? Проанализируй-те его с точки зрения того, что вы узнали о «Я-концепции» лич-ности.

4. Всегда ли можно считать человека с высокой самооценкой зазнайкой? Если нет, то в каких случаях?

5. Проанализируйте отрывок из воспоминаний А.И. Деники-на с точки зрения формирования отношения к себе.

«С грехом пополам перевалил через 3-й и 4-й классы, а в 5-м застрял окончательно: в среднем за год получил по каждому из трех основных математических предметов по 2,5 (по пятибалль-ной системе).

То лето я провел в качестве репетитора в деревне. Работы с моими учениками было немного, и все свободное время я по-святил изучению математики. Вначале дело шло туговато, но мало-помалу „математическое" сознание прояснилось, я начи-нал входить во вкус дела: удачное решение какой-нибудь труд-ной задачи доставляло мне истинную радость...

Учитель Епифанов был влюблен в свою математику... В клас-се он находил всегда двух-трех учеников, особенно способных к математике, с ними он занимался особо... Класс дал им назва-ние „пифагоров"... Во время заданной классной задачи „пифа-горы" усаживались отдельно, и Епифанов предлагал им задачу много труднее...

Фромм Э. Искусство любить // Фромм Э. Душа человека. - М., 1992.



Первая классная задача после каникул - совершенно пустя-ковая... Решаю в 10 минут и подаю. Прислушиваюсь, что гово-рится за „пифагоровой" скамьей: „В прошлом номере «Матема-тического журнала» предложена была задача... А в последнем но-мере значится, что решение не прислано. Не хотите ли попробо-вать..."

„Пифагоры" взялись за решение, но не осилили. Я тоже заин-тересовался задачей. Мысль заработала... Неужели?! Красный от волнения, слегка дрожавшими руками я подал лист Епифанову.

- Кажется, я решил...

- Епифанов прочел, ни слова не сказав, прошел к кафедре, развернул журнал и поставил так ясно, что весь класс заметил

пятерку...

Я остановился на этом маловажном, со стороны глядя, эпи-зоде, потому что он имел большое значение в моей жизни. Пос-ле трех лет лавирования между двойкой и четверкой, после по-стоянных укоров родителей, вынужденных и вымученных объяс-нений и уколов самолюбию дома и в школе - в моем характере проявилась какая-то неуверенность в себе, приниженность, ка-кое-то чувство своей „второсортности". С этого же памятного дня я вырос в собственных глазах, почувствовал веру в себя, в свои силы, тверже и увереннее зашагал по ухабам нашей маленькой жизни»1.

6. Действием какого психологического механизма могут быть объяснены воспоминания героини романа Л.Н. Толстого «Вос-кресение» Катюши Масловой: «Воспоминания эти не сходились с ее теперешним миросозерцанием и потому были совершенно вычеркнуты из ее памяти или скорее хранились в ее памяти не-тронутыми, но были так заперты, замазаны, как пчелы замазы-вают гнезда клочней (червей), которые могут погубить всю пче-линую работу, чтобы к ним не было никакого доступа... Масло-ва вспоминала о многих, но только не о Нехлюдове. О своем детстве и молодости, а в особенности о любви к Нехлюдову она никогда не вспоминала. Это было слишком больно. Эти воспо-минания где-то далеко нетронутыми лежали в ее душе. Даже во сне никогда не видала Нехлюдова... Ей нужно было прочно и окончательно забыть обо всем этом, чтобы не убить себя, не стать безумной»2.

7. Как вы думаете, о каком личностном образовании идет речь

в стихотворении В. Берестова?

1 Восхождение к Пифагору// Природа ребенка в зеркале автобио-графии. - М., 1998.

2 Толстой Л.Н. Воскресение// Собр. соч.: В 12 т.-М., 1959.-Т.П. -С.164.



Любили тебя без особых причин, За то, что ты - внук.

За то, что ты - сын. За то, что малыш, За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: