Понятие о группах и коллективах

Человек в течение жизни постоянно общается с дру-гими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняются настроение, восприятие ок-ружающей действительности. Например, мы смотрим фильм в пустом кинозале или в одиночестве у себя дома. Никто нам не мешает, а фильм воспринимается хуже, чем тогда, когда рядом много, народа. Присутствие других зрителей как бы поддерживает, усиливает, углубляет наши собственные переживания. Точно так же на наше воспри-ятие фильма влияет то, кто оказался рядом - приятный нам человек или такой, который вызывает отрицатель-ные эмоции.

Основным микроэлементом общества многие соци-альные психологи считают малую группу. Именно здесь разыгрываются те социально-психологические процессы, от которых зависит эмоциональное самочувствие каждого отдельного человека. Что же такое группа?

В социальной психологии различают разные типы групп, их классифицируют по разным основаниям.

Условная и реальная группы. Условная группа - это общ-ность людей, существующая номинально. Люди, входящие

1 Берестов В. Любимые стихи. - М., 1997. - С. 132.



в эту группу, могут не только не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Они выделяются в группу по определенному признаку, например, команда лучших фут-болистов мира, символическая команда самых интерес-ных журналистов года и пр.

Реальная группа - это фактически существующая груп-па, общность людей, объединенная реальными отноше-ниями. Как только несколько человек вступают между со-бой в общение, между ними возникают связи, которые объединяют их в группу. Даже мимолетные общения лю-дей порождают определенные отношения между ними. Например, пассажиры в купе поезда - группа, во многом определяющая эмоциональную атмосферу, а следователь-но, и настроение людей. Для одних поездка окажется лег-кой и приятной, для других - утомительной и скучной.

Каждый человек входит не только в такие кратковре-менные объединения, но и в более постоянные группы: член семьи, спортивной команды, студенческой группы, бригады и пр. Число групп огромно. Они различаются меж-ду собой и по значению для человека, и по длительности существования, и по способу возникновения.

Группы, специально кем-то организованные для выпол-нения определенной деятельности, называют формаль-ными, а возникшие стихийно - неформальными.

Формальные группы создаются на основе официальныхдокументов. Например, класс в школе, студенческая груп-па в вузе, штат сотрудников отдела, лаборатории, бригада рабочих и пр. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, предусмотренные документами. Они предполагают соподчинение или равноправие, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Обычно деловые отношения дополняются личными, не предусмот-ренными инструкциями. Психологическая близость членов группы - симпатии, уважение, дружба - помогает в работе, отрицательные отношения - антипатия, неуважение, враж-да, зависть - вредят успеху дела.

Неформальная (неофициальная) группа возникает на ос-нове симпатии, близости взглядов, убеждений, вкусов и пр. Официальные документы в этом случае не имеют зна-чения. Так складываются группы товарищей, едино-мышленников. Когда симпатии и привязанности членов группы исчезают, группа распадается.

В реальной жизни не всегда бывает легко поставить груп-пе точный диагноз - формальная она или неформальная.



Например, семья. Встретились девушка и молодой чело-век, полюбили друг друга. Свидания, разговоры, им хоро-шо друг с другом - явно, малая неформальная группа. Но вот они идут в загс - и неформальная группа дополняется формальной структурой: существует Кодекс о браке и се-мье, все пункты которого носят обязательный характер. Или, например, с увлечением работает группа энтузиас-тов, их работа основана на дружеских отношениях, потом они подают официальную заявку на проект, проект утвер-ждается, определяются права, ответственность каждого, назначается руководитель и пр.

Малая группа насчитывает до 30-40 человек. Референтная группа выделяется по признаку отноше-

ния личности к нормам группы. Это реально существую-щая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою референт-ную группу, в которой он формирует свои идеалы, убеж-дения, с мнением которой он считается, чьей оценкой он дорожит.

Человек может входить в группу, ценности которой он признает, поддерживает и считает самыми лучшими. Тог-да он отстаивает, защищает эти нормы. Иногда человек, являясь членом одной группы, считает идеалом ценнос-ти, "взгляды другой группы.

Каждый из нас принадлежит к нескольким группам, но своей группой, которая составляет для нас наиболь-шую ценность, мы считаем далеко не все. Именно в рефе-рентной группе мы черпаем нормы, ценности и установки своего поведения.

Может быть так, что человек фактически живет и дей-ствует в группе, которую он не считает своей. Он тянется к иной группе, нередко к такой, куда он никогда принят не будет.

Структура реальной группы. Каждая социальная общностьимеет свою историю: зарождается, проходит определен-ные этапы развития, достигает высшего уровня и иногда прекращает существование. Это относится и к формаль-ным группам, и к неформальным.

Начало формирования группы - ассоциация - объеди-нение людей на основе временного и пространственного признаков. Это, например, 1-й класс, группа I курса, туристическая группа и пр. Здесь еще нет общей цели, не налажены контакты деловые и личные. Но эти контакты постепенно устанавливаются. И тогда ассоциация перера-



стает в качественно иную и более сложную группу - груп-пу-кооперацию (корпорация) - замкнутое в самом себеобъединение людей. Здесь уже есть единство цели и един-ство деятельности по ее достижению. Но эта цель и дея-тельность обособлены, нередко противопоставляются це-лям других общностей, групп, общества в целом. Нет в такой группе и высокого уровня психологической комму-никативности.

Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. Вслед за А.С. Макаренко, который под-черкивал, что коллективом может быть признана лишь груп-па, объединенная деятельностью, явно полезной для об-щества, в определении коллектива всегда подчеркивается «вынесенность» целей за рамки данной группы. В коллекти-ве люди: а) объединены общими целями совместной дея-тельности, б) эти цели обусловлены общественно-полезны-ми мотивами, в) люди объединены на задачах деятельнос-ти, явно полезной для общества, г) взаимоотношения людей устойчивы, носят характер взаимопомощи, л) межличнос-тные отношения опосредуются общественно ценным и лич-ностно значимым содержанием совместной деятельности1.

В социальной психологии существуют разные подходы

к классификации групп, будучи в той или иной мере ус-ловными, все они пытаются представить виды групп как результат их внутреннего развития, наметить ступени фор-мирования группы-коллектива.

Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Чтобы стать коллективом, группе надо пройти непростой путь развития от «группы-ассоциации» (или «диффузной группы») до группы -коллектива, а воспитание коллектива представляет собой управление этим процессом.

Группа, коллектив занимают существеннейшее место в процессе развития личности. Человек становится личнос-тью в обществе других людей, он не может жить без обще-ства себе подобных. Личностью, как мы знаем, человек не рождается, а становится, и становится именно благодаря общению с другими людьми. Не случайно Л.Н.Толстой писал, что «человек немыслим вне общества».

Мы постоянно находимся среди людей; очень близких, родных - дома, в кругу друзей хорошо знакомых или мало знакомых - на работе, учебе, в гостях, в различного рода

1 См.: Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых груп-пах. - Минск, 1976.



клубах, кружках и секциях; совсем незнакомых - на улице, в автобусе и трамвае, театре и кино, в музее и магазине, в столовой и ресторане, в больнице и доме отдыха, в ателье и в химчистке, на катке и на пляже, в поезде и самолете - везде и всегда. Еще Марк Аврелий говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от челове-чества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза." Лишение воз-можности общаться с другими людьми - одиночное заклю-чение - во всех странах считается самым суровым (после смертной казни) наказанием.

Психиатрические исследования показывают, к каким глубоким личностным расстройствам ведет лишение эмоциональных контактов, особенно в раннем детстве. В одном исследовании установлено: «Восстановление прерванных эмоциональных контактов возможно не более четырех раз, после чего ребенок перестает стремиться к такого рода контактам, и в общем, остается к ним равнодушным... вырастая, он оказывается „бездушным", бессовестным в том смысле, что отношения с другими людьми строит только лишь на холодном, сухом расчете»1.

В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувство защищенности, формируется уважение к людям, понимание их желаний, мыслей, чувств.

Взаимоотношения коллектива и личности сложные. С одной стороны, коллектив, безусловно, влияет на лич-ность, он в состоянии не только формировать, но и пере-страивать, перевоспитывать ее. С другой стороны, личность влияет на коллектив: каждый человек привносит в кол-лектив свой ум, эмоциональность, характер, способности.

Коллектив создается не ради коллектива, его значение в том, что он дает возможность личности реализовать свою индивидуальность и творческий потенциал в совместной деятельности с другими членами коллектива, направлен-ной на достижение цели, значимой как для личности, так для коллектива и общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: