Личность, индивид, индивидуальность

Вопрос о том, что такое личность, какого человека мож-но назвать личностью - один из центральных не только для психологии, но и для философии, литературы, религии - практически для всех отраслей гуманитарного знания.

В психологии понятие личности является одним из ос-новополагающих. Личность, - писал С.Л. Рубинштейн, - образует «основу, изнутри определяющую трактовку пси-



хики человека в целом. Все психические процессы состав-ляют психическое содержание жизни личности. Каждый вид психических процессов вносит свой специфический вклад в богатство ее внутренней жизни»1. С другой стороны, - под-черкивал он, - и все «психические процессы... протекают в личности, и каждый из них в своем реальном протекании зависит от нее»2.

Понятие «личность» соотносится с такими понятиями как «индивид», «индивидуальность». Из этих понятий «че-ловек» - самое широкое и общее, все остальные включа-ются в него.

Понятие «индивид» может относиться и к человеку, и к животному. Человек как индивид представляет свой био-логический род, род Homo sapiens, «человек разумный». Индивид является носителем врожденных свойств и тех, которые получены, приобретены в ходе развития. Основ-ные характеристики индивида - активность, целостность, устойчивость и специфичность взаимодействия с окружа-ющим миром.

Понятие «индивидуальность» подчеркивает неповтори-мое своеобразие человека, то, в чем он отличен от дру-гих, а также в определенной степени указывает на выра-женность этого отличия. Недаром мы говорим, «яркая ин-дивидуальность», «у него нет никакой индивидуальности».

Это же можно сказать и о понятии «личность». В повсе-дневной жизни мы часто говорим: «Это личность», «Она - сильная личность», «Он - не личность», оценивая таким образом своих близких, знакомых или героев книг, филь-мов. Говоря так, мы выделяем прежде всего цельность чело-века, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Обратите внимание на то, что если понятие «индивид» не несет в себе никакой оценки, то понятия «индивиду-альность» и «личность»» подчеркивают, выделяют неко-торые особые присущие человеку качества, выражает вы-сокий уровень его развития.

Именно поэтому многие психологи подчеркивают, что «индивидами рождаются, аличностью становятся» (А.Н. Ле-онтьев, В.В. Давыдов). «Личность, - подчеркивал А.Н.Ле-

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С. 618.

2Тамже.-С. 617.



онтьев, - есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека»1.

Какого же человека можно назвать личностью? Л.И. Бо-жович отвечала на этот вопрос так: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического разви-тия, который делает его способным управлять своим пове-дением и деятельностью... Личность, достигшая полного раз-вития, характеризуется наличием собственных взглядов и отношений. Собственных моральных требований и оценок, делающих человека относительно устойчивым и независи-мым от ситуативных воздействий среды. Необходимой ха-рактеристикой личности является особая форма ее актив-ности, связанная с наличием иерархического строения мо-тивационной сферы; человек, достигший такого уровня психического развития, способен действовать, не только следуя непосредственным побуждениям, но и в соответ-ствии с сознательно поставленными целями и принятыми намерениями. Иными словами, для личности становится ха-рактерной активная, а не „реактивная"2 форма поведения»3.

Таким образом, человек, достигший уровня личности, обладает определенной иерархией мотивов, т.е. способен подчинять низшие мотивы высшим, преодолевать непос-редственные побуждения ради высших, т.е. действовать опосредованно. Он относительно независим от внешних воз-действий и ведет себя в соответствии с собственными,

самостоятельно, сознательно выработанными целями инамерениями.

Если понятие «индивид» соотносится с понятиями «дру-гие индивиды», понятие «индивидуальность» - «другие люди», то понятие «личность» - не только с понятиями «другие личности», но и «общество», «социум». В понятии «личность» подчеркивается социальный характер жизни че-ловека. Личность - «социальный человек», человек в мире других людей.

Черты человека как индивидуальности могут проявлять-ся в особенностях темперамента, характера, интересах, потребностях, способностях. Они могут быть социально значимы и социально нейтральны. Например, способность к живописи может стать социально значимой, если чело-

1 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - С. 176.

2 Реактивное действие, поведение - действие, поведение, возника-ющие в ответ на то или иное воздействие извне.

3 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-С. 421.



век становится художником, и может остаться нейтраль-ной, если он рисует для себя, для своего удовольствия и никому своих картин не показывает.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно, социально значимых ка-честв, форм поведения, деятельности. Качества личности, черты личности всегда значимы для других людей. Напри-мер, доброта - качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом. Различные стороны, черты личности воспитывают-ся, целенаправленно формируются.

Многие ученые (А.В. Петровский, В.А. Петровский и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он спо-собен отдать, передать себя другим людям, оставить в них свой след. Только так он становится значимым и для себя. То, насколько человек значим как личность, во многом зависит от особенностей его деятельности, реализуемых в ней ценностей, смысла, которые эта деятельность имеет для каждого из тех, кто ее осуществляет.

Пользуясь определением известного французского писателя А. де Сент-Экзюпери, можно сказать, что лич-ность - «человек как узел связей». Связи личности мо-гут далеко выходить за пределы ее непосредственного окружения, соотноситься с обществом, с миром лю-дей вообще.

Именно это определяет активность личности - ее спо-собность производить значимые изменения в окружающем мире и самом себе. Человек рассматривает себя как источ-ник и причину своего поведения, своего развития. Счита-ет себя хозяином собственной жизни. Это обеспечивает устойчивость и последовательность его поведения.

2.2. Личность и социальные роли

Слово «личность» в западных - английском, французс-ком, немецком - языках первоначально означало маску в древнегреческом театре, которую надевал актер, исполняя роль. Этот же смысл содержится и в русском слове, от кото-рого образовано слово «личность», - «личина». По словарю В. Даля, значение слова «личина» - «накладная рожа, харя, маска... Ложный, притворный вид, лукавое притворство»1.

1 Даль В. Толковый словарь: В 2 т.- М., 1955. -1.2. - С. 259.



Это послужило основанием для представлений о том, что «личность» - маска, которую человек надевает на себя, исполняя некоторую роль для общества, для близкого ок-ружения (семьи, друзей), даже для самого себя. И эта маска часто скрывает его истинные черты, то, что он представляет собой на самом деле. Это положение легло в основу теории личности как носителя социальных ролей.

Согласно этой теории, таким образом, человек может в семье играть роль сына, в школе - ученика, в компании друзей - вожака, лидера. Роль формирует определенные ожидания со стороны других, определяя, как должен вес-ти себя носитель («исполнитель) той или иной роли, она формирует его действия.

Против этой теории выступили многие психологи, под-черкивавшие, что личность не может быть сведена к сум-ме «исполняемых» ею ролей и это не «маска», за которой человек «прячет» свою истинную сущность. Личность со-знательно принимает и исполняет определенную соци-альную роль, относясь к ней и преобразуя ее. Социальные роли есть формы реализации личности.

В психологии существует множество теорий личности. Представления о личности в отечественной психологии личности основываются на том, что личность нельзя рас-сматривать «как индивида, обладающего психофизиоло-гическими и психологическими особенностями, изменен-ными в процессе его адаптации к социальной среде». Ее следует рассматривать как новое качество, порождаемое движением системы объективных общественных отноше-ний, в которое вовлекается его деятельность. Личность, таким образом, перестает казаться результатом прямого наслаивания внешних влияний; она выступает как то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. Он утверждает ее и в повседневных делах и общениях, и в людях, которым он передает частицу себя1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: