Взаимоотношения людей в группах

Человек в группе, коллективе вступает в отношения двоякого рода: деловые (официальные) и личные (неофи-

1 Обуховский К. Психология влечений человека. - М., 1972. - С. 171.



циальные). Деловые и личные отношения составляют сис-темумежличностных отношений. Взаимоотношения междулюдьми на работе (учебе) подчинены двум видам правил:

нормам юридическим (формальным) и нормам моральным

(неформальным).

Администраторы (руководители, начальники) склонны ценить первые, сотрудники - вторые правила. А как должно быть? Обе крайние позиции ущербны. При выполнении любой работы присутствуют и единые правила, и человеческие отношения. Иногда неформальные группы несут в себе некоторое социальное зло: круговая порука, преступный сговор с целью хищений и злоупотреблений. Однако все неформальные нормы, связи и группы ставить под подозрение нельзя. Неофициальные контакты между совместно работающими людьми естественны и неизбежны. Формальные и неформальные отношения тесно перепле-тены. От того, насколько это понимает руководитель, в значительной степени зависит психологический климат в любом трудовом коллективе. Уровень управленческой культуры включает не только умение рационально орга-низовывать работу, но и культуру межличностного общения. Безличность в отношениях с подчиненными - «психо-логическая глухота» руководителя.

Итак, что определяет психологический климат в кол-лективе?

1. Тип межличностных отношений - соотношение де-мократизма (коллегиальность в обсуждении и решении вопросов) и авторитарности (господство воли руководи-теля при решении всех вопросов). Тип отношений опре-деляет и стиль отношений в коллективе (группе) - от максимально личностно насыщенного до предельно обез-личенного, формального, бюрократического. Исследова-ния стиля руководства зародились в США в школе Курта Левина. Под стилем понималась та сторона взаимодей-ствия лидера с группой, которая преимущественно свя-зана с принятием решений и инструктированием. Реша-ющим и единственным параметром стиля считалась сте-пень разделения руководителем этих функций с членами группы. К. Левин и его сотрудники выделили три стиля:

демократический, авторитарный и нейтральный (попусти-тельский, либеральный). Многие авторы стремятся рас-ширить традиционную схему стилей за счет введения в

нее большего числа разновидностей стиля руководства, соотнося их с характеристиками групповой эффективно-



сти и подчеркивая необходимость умения руководителя использовать различные стили руководства в зависимости от конкретной обстановки.

2. Степень личной независимости каждого члена коллек-тива, т.е. широта сферы, в пределах которой сотрудник(работник) имеет возможность действовать и принимать решения самостоятельно.

3. Взаимопомощьидоброжелательностьвотношениях.

4. Степень терпимости к разным точках зрения и мнени-ям по вопросам служебного, а тем более непроизводствен-ного характера.

5. Справедливость и гибкость реально применяемой шка-лы поощрения и порицания.

6. Сознаниесправедливостиоценкинашеговклада, уверен-ность, что с нашим мнением считаются при решении про-изводственных вопросов служат стимулом трудовой дея-тельности и способствуют созданию благоприятного пси-хологического климата. Административные санкции явля-ются антистимулами.

7. Умение руководителя выявлять, развивать и использо-вать индивидуальные способности каждого человека, егозаинтересованность. Умение доверять людям, контролиро-вать не по мелочам, а по конечным результатам, попусту не дергать и не нервировать их - это умение создать «ко-мандный дух».

Взаимоотношения людей в группах в значительной сте-пени зависят от того, как они воспринимают друг друга.

Мы уже знаем, что восприятие - это не пассивное от-ражение реальности, а активный творческий процесс. Лич-ностные особенности воспринимающего оказывают на восприятие существенное влияние. Учеными выделены некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые они назвали психологическими эф-фектами. Эти психологические эффекты могут в той или иной степени влиять на ход общения. Вот некоторые из них.

«Эффект ореола» - влияние общего впечатления о дру-гом человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Первые впечатления создают определенный оре-ол - положительную или отрицательную установку на че-ловека. В дальнейшем происходит подстраивание новой информации об этом человеке к первоначальной: то, что противоречит первой информации, может отсеиваться как малозначительное или вовсе не замечаться, а то, что с



ним согласуется, - приобретать безусловную достоверность и тем самым подкреплять первое впечатление. Иными сло-вами, если первое общее впечатление о человеке благо-приятное, то его положительные качества переоценива-ются, а отрицательные либо приуменьшаются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, при первом небла-гоприятном впечатлении о человеке его благородные поступки не замечаются или истолковываются как очень корыстные. Человек вольно или невольно «деформирует» информацию под влиянием установки. Так, если прият-ный в целом нам человек иногда любит присочинить что-либо, мы его оправдываем: у него богатая фантазия, у него плохо с памятью, он немного рассеян. Если это делает неприятный человек, то он лжец, вечно обманывает, ему нельзя верить и пр.

У учителя нередко проявляется подобная установка по отношению к ученику: «хорошему» ученику нередко за по-средственный ответ ставится «4», а «плохому» ученику за отличный или хороший ответ - «3». Под влиянием «эффек-та ореола» учитель может проглядеть у проблемного ребен-ка рождающееся желание начать учиться и хорошо себя ве-сти, а значит, и не сможет ему вовремя помочь. А ребенку самому справиться с собой трудно, и он может снова со-вершить какой-нибудь проступок, подтвердив тем самым «правоту» отношения к нему учителя.

Преодолеть предвзятость и стереотипы в отношениях к людям непросто. А.А. Бодалев, автор книги «Восприятие человека человеком», осуществил следующий опыт. Двум группам людей показывали одну и ту же фотографию и просили описать человека, который был запечатлен на сним-ке. В одной группе было сказано, что они увидят портрет героя, а в другой предупредили, что они увидят изображе-ние преступника. Выяснилось, что многие испытуемые на-ходятся во власти установки. Вот словесный портрет, дан-ный человеком, который считал, что перед ним изображение героя: «Молодой человек лет 25-30. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами лица. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, небрит, ворот рубаш-ки расстегнут. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма». Испытуемый, который считал, что перед ним портрет преступника, дает такое словесное описание: «Этот зверюга понять что-то хочет, умно смот-рит и без отрыва. Стандартный подбородок, мешки под гла-зами, фигура массивная, стареющая, брошена вперед».



«Эффект бумеранга». Информация, которая человекунеприятна или передается тем, кто ему неприятен, может не только не переубедить его, а, напротив, еще больше укрепить в его «заблуждении». Так, девушка, встретив не-приятную ей знакомую и услышав от нее, что ее новое платье не очень хорошо смотрится, утверждается в мысли о том, что платье прекрасное, а знакомая так говорит «от злости», «от зависти» или отчего-нибудь еще.

«Эффект края» (на него обратил внимание немецкийученый Эббингауз) - ряд последовательно предоставляемой информации, когда крайние звенья - первая и последняя информация - запоминаются лучше и оказываются значи-мее, чем та, что в середине. В применении к общению это означает: по отношению к незнакомому человеку наиболее существенными и особенно весомыми являются первые впечатления, а по отношению к знакомому - последние новости. Этот эффект следует особенно учитывать учителю: первое впечатление, которое он произведет на детей, в значительной степени определит их последующие взаимо-отношения.

«Эффект снисходительности» - щедрая, иногда излиш-няя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека. Этот эффект чаще всего наблюдается у тех, кто получает постоянную эмоциональную поддержку со стороны других людей, кто не тревожен, внутренне уверен в себе. Если человек не уверен в себе и с трудом сохраняет приемлемое о себе представление, он бессозна-тельно стремится принизить других, чтобы в собственных глазах казаться выше.

Марк Твен писал: «Избегайте тех, кто старается подо-рвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким лю-дям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можете стать великим».

Способность правильно понимать другого человека иног-да связывают с так называемой эмпатией. Эмпатия - это способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть в его внутренний мир, принять его со всеми мыслями и чувствами. По словам американского психоло-га Карла Роджерса, «быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохране-нием эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения „как будто". Так ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их вос-



принимает... Быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и в то же время - тонким и чутким».

Укажем еще на одну ошибку восприятия другого чело-века - «эффект контраста», или склонность подчеркивать у других противоположные себе черты. Например, застен-чивым людям все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении, чем это есть на самом деле.

Таким образом, восприятие другого человека всегда свя-зано с эмоциональным переживанием складывающихся взаимоотношений. И представление каждого человека о са-мом себе поддерживается преимущественно реакциями лю-дей, которых он знает лично. Каждый участник первичной группы оценивает других и оценивается ими. Поэтому отношения между членами группы или коллектива не оди-наковы: может возникнуть обоюдная или односторонняя привязанность или неприязнь, а также равнодушие. Все это определяет положение члена коллектива в системе межличностных взаимоотношений. Одни люди пользуют-ся большей популярностью, авторитетом, чем другие. Пер-вые с большим желанием и чаще избираются для кон-тактов.

Положение человека в группе зависит от его характера, поведения, способностей и умений. Так, популярность связана с такими свойствами личности, как общитель-ность, сочувствие, спокойствие и доброжелательность, большой кругозор и желание помочь. Непопулярность вы-зывается эгоизмом, лживостью, заносчивостью, поверх-ностью знаний в профессиональной области, скрытнос-тью, плохим умением общаться.

Положение человека в группе зависит не только от его свойств, но и от того, как их оценивают в данном кол-лективе. То, что в одной группе может быть важным и ценным, в другой - иметь противоположную ценность. Так, в одном классе может сложиться культ знаний, в другом - культ озорства. Те виды поведения, которые признаются в группе как ценные, могут изменить лично-стные черты человека в положительную или отрицатель-ную сторону.

Кроме того, в каждой группе существует превалирую-щая эмоциональная атмосфера, от которой во многом за-висят самочувствие человека и его поступки. Атмосфера может быть сочувствующей или ненавистной, мрачной,



равнодушной, творческой, занудной и т.п. в зависимости от сложившихся межличностных отношений.

Положение человека, особенно человека школьного возраста, в группе, коллективе влияет на его поведение, психологическое благополучие, развитие нравственных, интеллектуальных, волевых качеств.

По экспериментальным данным, в классе обычно наи-более популярны 3-4 человека, примерно столько же не-популярных или изолированных, отверженных. В соответ-ствии с этим условно выделяются лидеры, или «звезды», активно общающиеся, или «компанейские», изолирован-ные и отвергнутые члены группы, класса.

Положение ребенка в межличностных отношениях клас-са можно определить путем наблюдения, которое пока-жет, кто постоянно действует активно, способствует об-щей деятельности, а кто остается в стороне. Однако на-блюдение не поможет выяснить отношений между всеми членами группы и определить положение каждого в ряду популярности. Кроме наблюдения при изучении этого воп-роса применяются различного рода беседы, эксперименты. Для более точного изучения положения используют такие психологические процедуры, которые называются социо-метрией (от лат. слов societas - общество и metrec - изме-ряю). Измерение состоит в суммировании мнений и оце-нок всех членов группы.

Одним из социометрических методов является метод вы-бора, предложенный американским психологом Дж. Море-но. Этот метод позволяет определить реальное место чело-века в деловых и личных отношениях, установить степень популярности членов коллектива, группы, выявить существование дружеских групп, а также причины их об-разования и распада. Метод выбора применяется тогда, когда члены группы, коллектива знают друг друга. Они отвечают на вопросы о желаемых совместных делах или других действиях с членами группы. Задаваемые вопросы называются критериями выбора, которые могут быть силь-ными или слабыми. Например, вопрос «с кем бы ты хотел работать?» - сильный критерий, а вопрос «кого бы при-гласил на экскурсию?» - слабый. Может быть отрица-тельный выбор - ответ на вопрос, «с кем бы ты не хотелсидеть на одной парте?». Таким образом, выбор может быть взаимным - отрицательным или положительным и безответным.



Например, А

Б - •А

А -•Б

Б * А

Отрицательный выбор: А Б и т.д. Результаты социометрических тестов можно представить

в виде таблицы (социограммы). На семинарских занятиях вы познакомитесь с тем, как такие таблицы или схемы составлять.

Метод выбора партнера позволяет оперативно получить довольно объективные и точные данные межличностных отношений внутри любой группы и может быть использо-ван в практических целях.

Например, мы получили такую картинку:

Группа   Этого ребенка
детей,   никто не выбрал,
взаимно   но он включается в
выбирающих   деловые
друг друга   отношения,
    желателен в
    коллективе. Его
    личные отношения
Этого ребенка   выносятся за
сознательно   пределы этого
избегают, Группа детей, класса (например,
не приемлют, имеющих он дружит с тем,
можно говорить наибольшее кто живет рядом,
не только об количество но учится в другой
изолированности, выборов, так школе)
но и об называемые  
отвергаемости лидеры  

Лидеры в группе самые авторитетные и популярные, с ними все хотят общаться, они эмоционально благо-получны, уверены в себе. У компанейских средняя попу-лярность, они активные участники всех мероприятий, находятся в неплохих контактах с лидером, их дружеское объединение создает им ощущение защищенности и эмо-



ционального благополучия. Изолированные не очень уве-ренно чувствуют себя в классе, отношение к ним доволь-но безразличное, к ним не испытывают ни особой симпатии, ни особой неприязни. У отвергнутых неблаго-получное положение в классе, с ними никто не хочет дей-ствовать сообща, не хочет общаться. Это часто становится основной причиной их ухода из школы. Каковы же причи-ны изолированности?

1. Безразличие отвергаемых школьников к учебе. Безраз-личие к собственным успехам сочетается с безразличием

к удачам и неуспехам одноклассников.

2. Неинтересность их в общении. Они сами избегают дружбы с детьми, не прилагают усилий к общению, склон-ны к уединению. Они неинтересны сверстникам для со-вместных игр, встреч. Сюда же можно отнести и так назы-ваемых «неудобных» детей, тех, кто постоянно недово-лен, критикует всех и вся.

3. Отвергаемость и изолированность нередко зависят не только от нежелания, но и от неумения налаживать кон-такты с одноклассниками.

Понятно, что учителю очень важно знать положение ребенка в системе межличностных отношений класса, для того чтобы помочь ему занять в этой системе достойное место. Последнее явится основным условием его успехов в учебе и личностного роста.

Необходимо особо отметить, что результаты взаимных выборов нельзя объявлять. Это должны знать только пси-холог и педагог для разработки стратегии и тактики пси-холого-педагогической работы с ребенком и с классом как формирующимся коллективом.

Выбор, отношение к нему - очень сложная и значимая проблема для каждого человека - большого и маленького. Ведь даже если нас поздравляют с праздником, днем рож-дения, удачей в каком- то деле, значит, люди выбрали нас как значимых для них, поэтому они помнят о нас, хотят нам доставить радость. Особенно это важно для детей. Сердце ребенка трепещет от предвкушения того, что его поздра-вят с Новым годом, с днем рождения еще с чем-нибудь, значимым для него. Социометрический метод выбора под-скажет учителю, на кого следует обратить особо присталь-ное внимание и не допустить разочарования детей. Конеч-но, этот метод - только точка отсчета для начала углуб-ленной работы с детьми, как и всякий метод.



3.3. Массовые социально-психологические явления

Известно, что, находясь среди группы людей (даже не-большой), человек чувствует, переживает, воспринимает и ведет себя несколько иначе, чем наедине с самим собой. Атмосфера прямого контакта со многими людьми меняет степень проявления тех или иных свойств человека, вы-свечивает в этих свойствах такие стороны, о которых не-редко он сам и не подозревал. Поэтому массовые психоло-гические явления играют весьма значительную роль в меж-личностных отношениях. Таких явлений много, познако-мимся с некоторыми из них.

Общественное мнение. Оно может формироваться со-знательно, целенаправленно. Так, пресса, радио, кино, телевидение, собрания, митинги и т.п. формируют обще-ственное мнение, отражающее идеологию того или иного политического направления или государства в целом. Мо-жет складываться общественное мнение о том или ином работнике на производстве, преподавателе в вузе, учени-ке в школе и пр.

Общественное мнение иногда формируется стихийно, на основе неточной информации, передаваемой «из уст в уста».

В пределах малой группы общественное мнение может играть и положительную роль и отрицательную, в том слу-чае, если мнение основывается наложных слухах. Форми-руемое среди единомышленников или даже просто в кру-гу хорошо знакомых людей, объединенных в какой-то момент обстоятельствами или общей деятельностью, оно позволяет человеку чувствовать себя, как правило, более уверенно, испытывать ощущение духовного подъема и соб-ственной значимости.

Коллективное переживание. Эмоциональные переживаниямогут одновременно захватить большие массы людей. Это могут быть радостные переживания, переживания горя, стра-ха, гнева. Люди как бы заражаются настроениями других, подпитываются этими настроениями, в которых аккумули-руются все их переживания и мысли. Например, на стадионе человек нередко заражается преобладающими настроения-ми болельщиков и может вести себя совершенно не свой-ственным для его повседневного поведения образом.

Или на концерте, например, эстрадного певца: люди сначала заражаются его азартом, увлеченностью, музы-кальностью, потом постепенно становятся соучастниками



коллективного действа с подпеванием, подтанцовывани-ем, проявлением бурных эмоций. Эмоциональный настрой большой группы создает определенную атмосферу, пси-хологический климат.

Глубоко отрицательным переживанием большой силы является паника. Паника - это один из видов поведения неорганизованной массы людей, толпы. Массовый страх перед реальной или воображаемой опасностью быстро на-растает в процессе взаимного заражения. При этом полно-стью блокируется способность рациональной оценки об-становки, мобилизация волевых возможностей людей, организация совместного противодействия. Паника возни-кает легче в тех случаях, когда людям не ясны общий смысл происходящего и цели, к которым они должны стремить-ся, когда нет авторитетного для всех или для большинства лидера. Паника усиливается в общей обстановке психи-ческой напряженности, вызывающей состояние тревоги, ожидания тяжелых событий (землетрясение, наводнение, государственный переворот и пр.). На усиление и продол-жительность паники влияет недостаток точной информа-ции о конкретном источнике опасности, времени ее возникновения и способах преодоления. Так было, напри-мер, после чернобыльской атомной катастрофы.

Известны случаи возникновения паники в повседнев-ной жизни: при скоплении в метрополитене, на стадио-нах, зрелищных мероприятиях и т.п.

Причины паники многообразны. Отметим две группы наиболее значимых. Психологические причины, включающие в себя такие психологические явления, как крайнее удив-ление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, сознание бессилия перед неотвратимой опас-ностью. Причины социально-психологического порядка: от-сутствие групповой солидарности, утрата доверия к руко-водству, дефицит информации... Все вместе это порожда-ет высокое эмоциональное напряжение и лихорадочную работу воображения, нагромождающего страхи.

Подражание - сознательное или неосознанное копиро-вание образца. Подражание встречается на разных возраст-ных этапах индивидуальной жизни человека. Подражание позволяет человеку автоматизировать свои действия в оп-ределенных сферах жизни, быта, деятельности. Например, на подражании основана мода: подражая моде в одежде, предметах быта, отделке квартиры и т.п., человек как бы освобождает себя от излишних психологических мучений



выбора, что дает ему возможность сосредоточить все вни-мание и энергию на решении более сложных творческих проблем. Однако чтение книг, просмотр фильмов, посе-щение спектаклей, занятия досуговой деятельностью мо-гут тормозить развитие личности, если все это движется не собственным интересом, а желанием не отстать от моды сегодняшнего дня.

Подражание так или иначе присутствует в межлично-стных отношениях групп, коллективов. Оно помогает вы-работать идентичные приемы поведения, действия лично-стей. Дети, особенно в младших классах, всегда подража-ют своему учителю. Учитель, вступая в класс, всегда является образцом для подражания, в этом, наверное, его самая большая ответственность перед детьми.

Заканчивая тему о межличностных отношениях, отме-тим следующее. Отношение и общение - взаимосвязанные, неразрывные явления. У нормального человека не может быть общения без отношения. Межличностные отношения происходят между мыслящими, думающими и чувствую-щими людьми. Можно сказать, что межличностные отно-шения - сущность общения, своеобразный результат его. Возникнув в процессе общения, межличностные отноше-ния, в свою очередь, оказывают влияние на него, опреде-ляя содержание и тональность общения.

Межличностные отношения в группе и коллективе по-тому так и называются, что в отношения вступают личнос-ти, центральной характеристикой которых является их ин-дивидуальность - то особенное, что отличает данного чело-века ото всех других. Каждый человек по-своему ощущает и воспринимает окружающий мир, у него есть свои особен-ности памяти, мышления, внимания, у него своеобразное воображение, свои интересы, потребности, симпатии, при-вязанности, особенности настроения, большая или мень-шая сила эмоциональных переживаний, сильная или сла-бая воля, «легкий» или «трудный» характер, у него свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.

Какое богатство - этот внутренний мир человека. По-мните, у Е. Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы - как истории планет:

У каждой есть особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.



Важно понимать и постоянно помнить, что такой слож-ный внутренний мир имею не только я, а и каждый из окружающих меня людей. И если человек, который нахо-дится рядом со мной, отличается от меня, то это не зна-чит, что он хуже меня. Он просто другой, и нужно уважать этого другого человека с его индивидуальными особеннос-тями, с его сильными и слабыми сторонами. Нужно на-учиться исходить из того, что другой человек - самостоя-тельная личность, которая сама определяет свое поведение. Поэтому понукание, грубость, одергивание, приказной тон и т.п. несовместимы с понятием воспитанного человека.

Человек, как личность, не только умеет разбираться в себе самом, в своих желаниях, возможностях, поступках, но и умеет понять окружающих людей, учитывать и уважать в общении с ними их интересы, желания, вкусы, привыч-ки, настроения, искренне отзываться на их чувства и пере - живания. «Бывает и так, - читаем у писателя С. Шуртакова. - В дороге ли, в дальнем селе или на новостройке повстреча-ешь нового незнакомого человека; глянется тебе человек: и на вид симпатичный, и разговаривать с ним интересно, и умен, и вообще, как говаривали в старину, все угодья в нем. Однако же поговорил ты со своим новым знакомым, узнал его поближе, на прощанье руку ему пожал и «до свидания» сказал, а только чувствуешь, понимаешь: если и не будет этого свидания - не очень-то огорчишься, не за-грустишь. В глазах у тебя человек остался, а в сердце - нет, ничего-то его не тронуло, ничто из всех интересных разго-воров в нем не отозвалось».

Каждому из нас хочется встретить в собеседнике созву-чие мыслей, чувств, настроений. Мы благодарны тем лю-дям, которые участливо выслушивают нас, пытаются по-нять, что занимает нас и волнует. Нам часто и не нужны конкретные советы, а нужно «выговориться» в присутствии человека, доброжелательность которого к себе мы ощущаем.

Но ведь и другие от нас ждут того же! Они надеются на понимание и интерес к ним с нашей стороны. А понять особенности другого человека не так уж и просто.

По словам К.И. Чуковского, великий русский писатель Лев Николаевич Толстой «первый понял, что кроме вся-ких свойств у человеческой личности есть как бы своя ду-шевная мелодия, которую каждый из нас носит повсюду с собой, и что если мы захотим изобразить человека и изобразим его свойства, а этой душевной мелодии не изоб-разим, - это изображение наше будет ложь и клевета».



Наверное, именно степень совпадения душевных мело-дий или, скорее всего, их созвучия лежит в основе отно-шения к другому человеку.

Вообще, умение понять наиболее существенные осо-бенности другого человека, определить истинный смысл его поступков, настроений, способность правильно реа-гировать на возможные противоречия, расхождения в оцен-ках и представлениях, возникающих у людей, свидетель-ствуют о достаточно высоком личностном развитии чело-века. Такой человек прежде всего заботится о том, чтобы не унизить достоинства другого человека. Виктор Конец-кий, описывая морской рейс в Антарктиду, пишет о лю-дях, возглавляющих экспедиции: «Но ведь они так же и в жизни контролировали себя: чтобы не оскорбить своею властью подчиненных людей, чтобы всегда сохранять де-ликатность даже при необходимой резкости и грубости слов и поступков, а такое обязательно случается в полярно-морской работе».

И еще на одно качество личности хотелось бы особен-но обратить внимание, качество, о котором мы как-то стес-няемся вслух говорить, которое многие, к сожалению, считают старомодным, - это благородство. Истинное бла-городство - приходить на помощь человеку, какие бы неблагоприятные обстоятельства и последствия этому ни сопутствовали. С этим качеством связана способность че-ловека со-страдать, со-чувствовать, со -переживать, со-действовать - признак духовной зрелости личности. Благо-родство - это высокая нравственность человека, соединен-ная с самоотверженностью и честностью.

Вопросы и задания

1. Какие виды групп выделяют в социальной психологии?

2. Попробуйте объяснить с психологической точки зрения слова Э.М. Ремарка: «Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником».

3. Какой вспоминается стиль руководителя при чтении сле-дующего высказывания Л.Н.Толстого: «Человек, не чувству-ющий в себе силы внутренним достоинством внушить уваже-ние, инстинктивно боится сближения с подчиненными и ста-рается внешними выражениями важности отделить от себя критику»?

4. Что такое межличностные отношения в группе, коллекти-

ве?



5. Посмотрите на себя как бы со стороны и попробуйте ис-кренне себе ответить на вопросы: а) интересны ли вам люди сами по себе, вне их должностей, места работы и материальных воз-можностей? б) уважаете ли вы окружающих или только делаете вид? в) любите ли кого-нибудь, кроме самого себя? г) можете ли совершить какие-либо поступки в защиту справедливости, про-тив хамства, лицемерия? д) интересно ли людям с вами?

6. Попробуйте провести тест социометрический «выбор» в одном из классов начальной школы и проанализировать его ре-зультаты.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: