Р а з д е л VI. Закономерности возрастного развития

Закономерности возрастного развития изучает особая отрасль психологии - возрастная психология. Предмет ее исследования - возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и психологических ка-честв личности растущего и развивающегося человека. Вспомним, что онтогенез - это развитие психики от рож-дения до конца жизни человека.

Возрастная психология изучает факты и закономернос-ти развития психики человека, а также развитие его лич-ности на разных этапах онтогенеза. В соответствии с этим выделяются детская, подростковая, юношеская психоло-гия, психология взрослого человека, а также геронтопси-хология.

Научную основу возрастной психологии составляют фундаментальные теоретические положения, разрабаты-ваемые в отечественной психологии, о социальной при-роде психики человека и закономерностях ее развития на всех этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, А.В.Запо-рожец, Д.Б.Эльконин, А.В.Петровский, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин и др.). Согласно этим положениям, пси-хика человека (как в филогенетическом, так и в онтоге-нетическом отношении) является продуктом развития. Психическое развитие происходит в процесссе присвое-ния социального опыта, накопленного человечеством на протяжении всего своего существования.

Главная проблема возрастной психологии - проблема становления личности. В отечественной психологии лич-ность рассматривается как целостная психологическая структура, формирующаеся в процессе жизни человека на основе усвоения им общественных форм сознания и пове-дения. Становление личности начинается с первых минут жизни и идет вместе с психическим развитием ребенка.



Развитие психики следует рассматривать «не только как рост, но и как изменение, как процесс, при котором ко-личественные усложнения и изменения переходят в каче-ственные, коренные, существенные и приводят к скачко-образно проявляющимся новообразованиям» (С.Л. Рубин-штейн)1.

Рассмотрим основные закономерности психического развития в детском, подростковом и раннем юношеском возрасте и условия, способствующие этому развитию.

Тема 1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Ведущая деятельность в контексте возрастного развития.

Сотрудничество и общение ребенка со взрослым. Обучение и развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: