(Психологическая характеристика одаренности детей, их сильные и слабые стороны: 43—67, 153—157.) -,
Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание.—М., 1983.
(Воспитание чувств: 60—78.)
Проблемы дошкольной игры; психолого-педагогический аспект.— М., 1987.
(Сюжетно-ролевые игры дошкольников: 18—38.)
Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе.—М., 1981.
Рувинский Л. И. Самовоспитание личности.—М., 1984.
Субботский Е. В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка).— М.., 1978.
(У истоков морали: 33—56.)
Субботский Е. В. Формирование морального действия у ребенка// Вопросы психологии.— 1979.—№ 3.
Глава 9.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДО ТРЕХЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА
Краткое содержание
Личностные новообразования младенчества. Младенческий возраст как время появления предпосылок к развитию многих качеств личности, проявляемых в общении с людьми. Младенческие истоки темперамента и характера. Появление чувства страха, его причины и значение в жизни ребенка.
|
|
Развитие личности в возрасте от одного года до трех лет. Первые признаки самосознания, возникновение «Я». Формирование детской привязанности. Становление самооценки и некоторых социальных чувств: гордости, стыда и др. Появление потребности в самостоятельности, настойчивости, волевых черт характера. Кризис переходного периода от младенчества к раннему детству, его причины. Первые признаки поведенческой самостоятельности и саморегуляции. Осознание себя как личности и отделение себя от других. Возникновение способности к эмпатии: сочувствию, сопереживанию. Развитие стремления и потребности в достижении успехов.
Речь и становление личности. Значение речи ребенка раннего возраста для его развития как личности. Слушание и говорение как процессы, влияющие на формирование личности. Связь пассивной и активной речи с уровнем личностного развития ребенка. Приоритет развития понимания речи перед говорением. Необходимость дополнения анализа понимания анализом поведения ребенка.
Общая характеристика последовательных достижений в развитии детей от рождения до трехлетнего возраста. Появление способности к восприятию раздражителей и реагированию на них со стороны всех органов чувств в первые дни после рождения. Возникновение и развитие способности к выделению и различению раздражителей. Ускоренное развитие восприятия того, что имеет отношение к человеку. Формирование первичных образов окружающих людей. Активное развитие движений ребенка от двух месяцев до одного года. Появление сенсомоторной координации и начало развития сенсомоторного интеллекта. Развитие общения от комплекса оживления через совершенствование невербальной коммуникации к пониманию речи. Возникновение эмоциональной привязанности и реакции беспокойства в незнакомой обстановке, а также в присутствии чужих людей. Начало перехода к образному мышлению. Дифференциация движений ног и рук наряду с совершенствованием ручных предметных движений. Проявление волевых черт характера. Освоение нравственных норм и правил поведения. Появление самосознания. Первые признаки наличия у ребенка внутренней эмоциональной жизни и способностей.
|
|