Методика 4. «Готовность на материальные жертвы»

На какие материальные жертвы ты готов идти ра­ди того, чтобы заниматься любимым делом?Готов ли ты за большие деньги делать работу, вызывающую у тебя отвра­щение?

Поставь знак "+" в подходящих тебе клетках, знак "-" - в неподходящих. Если сомневаешься, поставь "?". Лучше подумать над этими вопросами заранее. Предложи это задание своим родителям.

    Наслаждение Удовольствие Равнодушие Дискомфорт Отвращение
"Бешеные деньги"                      
Достойная зарплата                      
"На жизнь хватает"                      
"Еле свожу концы с концами"                      
Прожиточный минимум                    

Изменения в экономике привели к возникновению нового типа личности - "рыночного". Для "рыночного" человека содер­жание его профессии не имеет самостоятельной ценности. Он не может позволить себе "хочу". Он готов заниматься неинте­ресным, даже неприятным делом, лишь бы за это платили. "Ры­ночный" человек - это товар, который сам себя пытается про­дать. Чем больше "продавцов", тем меньше "покупателей". Тем более "товар" произведен по нехитрым рецептам из популярных брошюр типа "Как стать счастливым", "Как разбогатеть", "Как достичь успеха" и т.п. На таком товаре не разбогатеешь.

Если ты видишь себя исключительно в левой верхней клет­ке, можно только позавидовать твоему оптимизму. С уровнем притязания у тебя все в порядке. Но для успеха одного этого не­достаточно.

Методика 5. Профориентационная беседа - стандартизированное интервью

(опросник - беседа с учащимися)

Начинать профориентационную работу школьному психологу лучше всего с профориентационной беседы.

Профориентационная беседа помогает школьнику ответить на вопросы:

- кто я;

- какой я;

- зачем я;

- кем я хочу быть;

- кем я могу быть;

- кем (каким) мне надо быть;

- каким (кем) я не хочу быть;

- как осуществить намеченные планы.

Схема индивидуальной беседы с учащимися

I. Профессиональные намерения учащегося.

1. Что собираетесь делать после окончания 9 класса:

- учиться в 10-11 классах, ПТУ, техникуме (записать полное название учебного заведения);

- работать (записать полное название предприятия, цеха, отдела, специальности).

2. Что знаете о содержании избираемой профессии, об условиях учебы, работы?

3. Знаете ли вы о требованиях избираемой профессии к человеку?

4. Что вам советуют делать родители после окончания 9 класса? Согласны ли вы с их мнением?

II. Интересы.

1. Какие учебные интересы преобладают у вас (любимые и нелюбимые предметы школьной программы).

2. Есть ли интересы, связанные с выбором профессии (чтение специальной литературы, беседы о профессии со специалистом, посещение учебных заведений)?

3. Как развиваете свои интересы, связанные с выбором профессии?

4. Оказывают ли вам помощь родители в развитии учебных интересов и интересов к профессиональной деятельности? В чем это заключается?

5. Увлекающая вас литература (читательские интересы).

6. Какие кружки, секции, факультативы вы посещаете с удовольствием и что вас в них привлекает (сам процесс деятельности, общение со сверстниками, ваша успешность в данной деятельности)?

III. Склонности.

1. Какие склонности проявляются у вас в учебной деятельности, в кружковой работе в свободное от учебы время?

2. Есть ли склонности, связанные с выбором профессии («проба сил»)?

3. Как развиваете свои склонности, связанные с выбором профессии?

4. Оказывают ли вам помощь родители в развитии склонностей к какой-либо профессиональной деятельности? В чем это заключается?

IV. Способности.

1. Какие способности вы у себя находите (в учебной и внеучебной деятельности)?

2. Есть ли профессиональные способности, т.е. способности, необходимые для успешного освоения избираемой профессии?

3. Как развиваете свои способности, связанные с выбором профессии (тренируете память, внимание, улучшаете физическую подготовку, углубляете знания о профессии)?

4. Совпадают ли ваши интересы, склонности с вашими способностями (совпадают частично или совсем не совпадают)?

V. Личные качества.

1. Какие личные качества, по вашему мнению, наиболее ярко у вас выражены (положительные или отрицательные)?

2. Какие качества, по вашему мнению, необходимо развить для успешного освоения избираемой профессии?

3. Как вы развиваете качества, необходимые для успешной профессиональной деятельности?

4. Занимаетесь ли вы самовоспитанием?

5. Оказывают ли вам помощь учителя, родители, значимые взрослые в развитии личных качеств?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: