О когнитивных структурах и научных исследованиях

Многие когнитивные исследования пред­ставляют собой попытку выделить такие свойства новой структуры, которые отли­чали бы ее от всех остальных. Процеду­ры, используемые когнитивными психоло­гами при определении особенностей гипо­тетических структур, те же, что и в ос­тальных науках. Например, ботаник может наткнуться на какую-нибудь неизвестную разновидность папоротника. Первое, что эн делает,—убеждается, что в существу­ющей систематике такого растения нет. Отсутствие этого растения в имеющихся классификациях — это первый пункт; за-гем нужно описать его особенности (на-1ример строение, ареал, характеристики

роста) и встроить все это в имеющуюся ботаническую систематику. У когнитивно­го психолога сходная задача: выделить и идентифицировать мысленные явления. Однако, между психологическим и бота­ническим исследованием есть одно суще­ственное различие: ботаники могут непос­редственно изучать свой объект, а у пси­хологов это, как правило, не так. В неко­тором смысле, психологам приходится ра­ботать в темноте. Но психолог может оп­ределить приблизительно свойства посту­лированных им образований, наблюдая за поведением, ибо поведение управляется ле­жащими в его основе структурами.

В обобщенном виде соображения в пользу существования двух храни­лищ памяти (рассмотренные в Главе 5) можно представить следующим образом: (1)интроспективно можно убедиться в том, что одни вещи запо­минаются на короткое время, а другие — надолго; (2)физиологические исследования указывают на то, что функция кратковременного хранения может быть прервана, в то время как долговременные функции сохраня­ются; и (З)как показывают психологические эксперименты, иногда инфор­мация воспроизводится из кратковременного хранилища, а иногда — из долговременного; об этом говорят, например, эффект первичности и эф­фект недавности (см. Глава 5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: