Кодировав информак КВП

Память: структуры u проце

Таблица 6. l. Распределение ошибок при воспроизведении букв, предъяв­ленных зрительно

DyiURT-l wmn — 5 — - В G P - -T -• y F M N - S"- ' -ЗГ
В                    
С                    
p                    
т                    
V                    
F                    
M                    
N                    
S                    
X                    

Взято из: Conrad (1964).

с их звучанием. Например, вместо В (би) часто воспроизводилось P (пи), вместо V (ви) — P (пи), а вместо S (эс) — X (экс)3 (см. Табл.6.1).

Дальнейшее подтверждение акустической природы КВП было проде­монстрировано Конрадом (1970) в процессе изучения слуховых ошибок у студентов, глухих от рождения. Результаты показали, что ошибки у глу­хих испытуемых можно разделить на две совершенно разные категории: связанные с акустическим смешением и не связанные с ним. На основе интервью с учителями глухих студентов Конрад разделил студентов по тому, насколько хорошо они говорят. У хорошо говоривших студентов встречались акустические ошибки; у говоривших плохо были другие при­чины ошибок. Разумно предположить, что некоторые глухие люди преоб­разуют зрительные символы в некоторый код, функционально близкий фонематическому коду, используемому в КВП, и в результате возникают акустические ошибки. Так что особенности кодирования в КВП очевидно распространяются и на тех людей, у которых сенсорные способности к слуховой обработке ограничены.

Но хотя мы имеем сильные доводы в пользу акустической природы КВП, есть также несколько альтернативных теорий, придерживающихся другой позиции. Ими мы и займемся в следующем разделе.

Зрительный код. Как мы видели, вывод о том, что информация в КВП хранится в виде акустических кодов, был подтвержден во многих экспери­ментах. Однако, ряд других экспериментов всерьез ставит под сомнение вывод, что информация кодируется в КВП только акустическим способом. Есть данные, указывающие на то, что КВП может кодировать информацию также в зрительном коде, а по некоторым другим данным, в КВП может кодироваться и семантическая информация.

3Примечательно, что внешние характеристики букв также влияют на ошибки. Часто путаница происходит в тех буквах, которые сходны u фонетически, u по написанию, например — В (би) и P (пи), M (эм) и N (эн).

Табл. 6.2. Схема предъявления букв в эксперименте Познера и Киле (Po­sner and Keele, 1967).

Одинаковые название и форма Одинаковое название Разные название и форма Разные название и форма

Одинаковые

Одинаковые

Разные

Разные

Интервал предъявления: 0-2 сек.

Согласно представлениям об акустическом кодировании, когда мы чи­таем букву "J", мы удерживаем ее в памяти путем кодирования.в звук "J" Но является ли слуховой код единственным кодом, совместимым с КВП? Некоторые ученые полагают, что существуют и другие коды

Познер и его коллеги предположили (Posner, 1969; Posner, Boies, Eichelman and Taylor, 1969; Posner and Keele, 1967), что как минимум часть времени информация в КВП кодируется зрительно. В их экспери­менте испытуемым показывали две буквы, причем вторая предъявлялась правее и одновременно с первой или позже на короткое время. Испытуе­мые должны были ответить путем нажатия кнопки (так регистрировалось время реакции), одинаковы ли предъявленные буквы Вторая буква могла быть- идентична первой по названию и написанию (АА); такой же по на­званию но отличной по написанию (Аа); отличной по названию и/или по написанию (AB или Ab). Она предъявлялась одновременно с первой или с задержкой относительно нее на 0.5, 1.0 или 1.5сек (схема эксперимента показана в Табл. 6.2).

ll

- Одинаковое название (напр., "Аа")

Одинаковые название и форма (напр., "АА")

Одинаковое название (напр,, "Аа"' -*

Рис. 6.2. Зов, масть времени p; ции от интерв | при сопоставлю \ формы и назв< •• букв в смеша! I списках, и сопо<;1 пения формы о-;;| однородных спи | Оба экспериь* ||; аналогичны, зс «ключением тоге | б Эксперимен | интервалы v

i:|l| СТИ/И/ЛО/ИИ

| длиннее. Адап U! воно из: Posner Щ (1969); и ßo/es 1111В1111;й:|| (?968^ Память: структуры u проц

Одинаковые название и форма (напр., "АА)

Во втором варианте предъявления (Аа) время реакции было больше, чем в первом (АА). Это различие можно объяснить тем, что идентичные буквы сопоставлялись по их внешним (или зрительным) характеристикам, тогда как буквы с одинаковым названием, но различными внешними ха­рактеристиками сравнивались по вербальным характеристикам; в после­днем случае, как можно предположить, процесс занимал больше времени. Возвращаясь к дискуссии о кодировании в КВП, можно сделать важный вывод: сравнение букв с одинаковым названием и написанием хотя бы частично осуществляется на основе их внешнего (зрительного) кода. Но как видно из Рис.6.2, это преимущество существует только очень корот­кое время.

После того, как было установлено, что кроме слуховых в КВП могут существовать также зрительные коды, Познер принялся за описание соот­ветствующих этапов. Чтобы проверить гипотезу, что в КВП может проис­ходить сначала зрительное, а затем уже слуховое кодирование информа­ции, Познер и его коллеги использовали вышеописанную методику изме­рения времени реакции (Posner et al., 1969; Boies, Posner, and Taylor, 1970). Как мы помним, один из интервалов предъявления пар букв рав­нялся нулю. Объясняется это следующим: если сначала идут зрительные коды, тогда время реакции для внешне (зрительно) идентичных стимулов, предъявляемых одновременно, будет очень коротким. И если кодирование названия происходит немного позже зрительного кодирования, то время реакции для идентичных по названию, но различающихся внешне стиму­лов, предъявляемых одновременно, будет длиннее. Результаты говорят в пользу этой гипотезы. Как показано на Рис.6.2, на самом раннем этапе обработки в КВП кодирование идентичных букв занимает гораздо меньше времени, чем кодирование букв с одинаковым названием, но этот эффект пропадает через 1-2сек, когда начинают преобладать коды названий.4

Продолжительность обработки информации в КВП была продемонст­рирована в эксперименте Солсо и Шорта (Solso and Short, 1979), близком по схеме вышеописанным экспериментам на время реакции. Они предпо­ложили, что вскоре после восприятия информация одновременно кодиру­ется различными системами. Солсо и Шорт использовали физические цве­та (зеленый, синий, красный, желтый, коричневый и пурпурный), поскольку эти стимулы особенно богаты в отношении кодируемости. Это исследова­ние основывалось на предположении, что представление цвета в кратков­ременной памяти должно опираться как минимум на три различных кода. Один код — физический (напр., цвет красный); другой код —название этого цвета (напр., "красный"); а третий — концептуальный (напр., ассо­циация красного цвета с кровью). В эксперименте испытуемых просили нажать кнопку, если предъявляемый цвет соответствовал (физически, по названию или по ассоциации) цвету, названию цвета или ассоциации с цветом. Цвет, название и ассоциация предъявлялись одновременно с цве­том или с задержкой 500 и 1500 мсек. Среднее время реакции показано на Рис.6.3. Как и следовало ожидать, при отсутствии задержки время реак­ции для сочетаний типа "цвет-цвет" было меньше, чем для сочетаний типа

4Можно было бы возразить, что этот эффект возникает за счет иконического хранения. Но Познер предвидел этот контраргумент и показал, что характе­ристики КВП в экспериментах на сравнение значительно отличались от ха­рактеристик иконической памяти. Более детально см.: Posner (1969).

,900

. о -700

-1 '.".*§• 600

400 h

Цвет-ассоциация Цвет-название цвета Цвет-цвет

Рис. 6.3. Время реакции при сопоставлении цвета с цветом, названием цвета и ассоциаци­ей на цвет. Взято из: Solso and Short (1979).

"цвет-название" или "цвет-ассоциация". Однако, по мере возрастания за­держки между стимулами, различия между временами реакций уменьша­лось. Для сочетаний "цвет-цвет" время реакции становилось больше при возрастании задержки от 500 до 1500мсек (см. Рис.6.3). Из этих данных видно, что цветовой код возникает раньше кода названия и ассоциативно­го кода; код названия возникает примерно через 500мсек, а код ассоциа­ции — через 1500мсек.

По результатам этих экспериментов (Познер и др. и Солсо и Шорт) можно заключить, что в кратковременном хранилище обработка информа­ции осуществляется параллельно (модель для цветовой обработки показа­на на Рис.6.4). Сначала воспринимаемые объекты (цвета, например) по­ступают от органов чувств в память для одновременного кодирования. В случае цветов и букв первым кодом, достигающим рабочей интенсивности (интенсивности, достаточной для надежной регистрации), является физи­ческий код: цвет-цвет или "А-А". Этот код набирает полную силу в первые 500мсек после обнаружения стимула, а затем, возможно, немного затуха­ет. Кодирование названия начинается параллельно и достигает полной силы примерно после 500мсек, а интенсивность первоначально слабого ассоциативного кода возрастает на протяжении как минимум 1500мсек, В этих экспериментах испытуемые до появления второго стимула не знали, какой тип кодирования им потребуется для выработки реакции. Поэтому, если исходить из того, что активироваться могут разные типы кодов, то проведенные эксперименты позволяют оценить, как много кодов могут запускаться кратковременным предъявлением стимула. Отсюда следует, что начальная обработка информации обладает гораздо большими возмож­ностями, чем предполагалось ранее.

Память: структуры u проц

Рис. 6.4. Форми­рование когнитив­ных кодов красно-'о цвета. Взято из: >o/so and Short

' Цветовой

,,<~, -<-.., л,,, lV. - -- - х........., -,— у...-..- с <--

^>.,;\'*"*' -°:'"''vo^/''^??°f^">:Ff^

До сих мы обсуждали зрительное кодирование в КВП на примере сти­мулов, которые могли подвергаться и зрительному, и слуховому кодирова­нию. Теперь рассмотрим стимулы, имеющие преимущественно зритель­ный характер и только весьма отдаленно допускающие возможность коди­рования по названию. Сложные зрительные стимулы — это вообще хоро­ший способ изучения зрительных репрезентаций в КВП. Роджер Шепард и его коллеги (Shepard and Metzler, 1971; Metzler and Shepard, 1974; Shepard, 1975; Shepard and Chipman, 1970; Cooper and Shepard, 1973a, 1973b) представили весьма любопытные данные о том, как обрабатывают­ся зрительные стимулы. На зрительном материале Шепард изучал "мыс­ленное вращение" зрительных стимулов по памяти. В его экспериментах испытуемых просили оценить, имеет ли второй стимул (правый на Рис.6.5) такую же форму (исключая вращение), как и первый (левый на Рис.6.5). Иногда второй паттерн был зеркальным отражением первого и, следова­тельно, отличался от него, а иногда они были идентичны, но по-разному повернуты. Угол вращения менялся от 0° до 180°. Измерялось время, тре­буемое на принятие решения. Результаты этих экспериментов показыва­ют, что требуемое на ответ время есть линейная функция угла вращения (Рис.6.6) — т.е., при малом угле поворота второго стимула относительно первого решение принималось быстрее, чем при большом. Из этих данных видно, что для поворота внутренней репрезентации объекта требуется около 1 секунды на каждые 50 градусов (Рис.6.7). Результаты экспериментов Шепарда имели далеко идущие последствия для когнитивной теории (она обсуждается в других разделах этой книги), но для нашего рассмотрения КВП и зрительного кодирования они являются решающим свидетельством того, что для проведения сложных преобразований в КВП человек может использовать зрительные коды. Кроме того, связь между затраченным вре­менем и углом вращения показывает, что внутренний процесс линейно зависит от объема проводимого преобразования. Итак, оказывается суще­ствует прямая зависимость между временем, затрачиваемым на то или иное мысленное вращение, и углом поворота реальной фигуры. Если рас­сматривать оба вращения относительно двух шкал — времени мысленно-

Рие. 6.5. Тип

визуальные < ры, использс шиеся Ше. дом и Метиле. Правая фи такая же, ка, воя, но повер на 90° проти совой стрелк

го вращения и угла вращения предъявляемого физического объекта, — это соотношение становится очевидным.

Идея мысленного вращения получила дальнейшее развитие у неск^ль-ких ученых. Их исследования затрагивали две темы: (1 Использование эк­спериментов по мысленному вращению для решения вопроса о том, хра­нится ли зрительная информация в виде целостных образов или в виде высказываний; и (2)методические аспекты, связанные с конкретными фи­зическими характеристиками стимульных объектов. Первая тема рассмат­ривается в этой книге как одна из важнейших теоретических проблем когнитивной психологии. В качестве примера современной методической разработки этого вопроса можно привести эксперимент по мысленному вращению двух и трехмерных объектов, который провели Жоликер и др. (Jolicoer, Regehr, Smith and Smith, 1985). Они обнаружили, что в диапазо­не от 0° до 60° двух- и трехмерные репрезентации вращаются с одинако­вой скоростью; однако, в диапазоне от 60° до 180° двухмерные репрезента-

I

jip^fltl!

А'-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: