Знакомость: частность слов и опознание слов

В психологии на протяжении всей ее истории преобладало представление, что знакомство с информацией (путем повторной экспозиции) влияет на научение, память и восприятие. Такое знакомство важно также для опоз­нания слов и букв. Как мы уже отмечали, ранние эксперименты по чтению показывают, что знакомство испытуемых с письменным материалом зна­чительно расширяет их способность видеть слово, фразу или сочетание букв. Можно относительно легко измерить, насколько часто мы видели то или иное слово: просто сосчитать слова в образце печатного текста и предположить, что все люди в данной группе (например, все жители США) более или менее одинаково хорошо знакомы с ними. Такой подсчет — определение, насколько распространено какое-либо слово в "английском" (т.е. американском) языке — было предпринято Э.Л.Торндайком в 20-х — начале 30-х г. г. и после модификации стало широко известно как Подсчет Частоты Слов Торндайка-Лорджа (1944). Частотность была определена на материале примерно 20 млн. слов, собранных из журналов, книг и т.д., и табулирована в свод. Более современные подсчеты слов провели Кусера и Фрэнсис (Kucera and Francis, 1967) на основе немногим более одного мил­лиона слов в 15 различных категориях текста (например, газеты, популяр­ные издания, учебные и научные тексты, художественные тексты). Со времени этих простых подсчетов частоты слов в английском языке прово­дились и другие измерения, в которых важную роль играли более слож­ные признаки слов. Характерным примером этих новых подсчетов стало исследование, которое провели Рубин и Фрэндли (Rubin and Friendly, 1986), в котором 925 слов (существительных) оценивались в терминах их "вос­производимости"6. В нем такие факторы как доступность, добротность, эмоциональность, произносимость и вероятность воспроизведения оцени­вались в задачах на свободное воспроизведение со многими попытками; было обнаружено, что доступность, образность и эмоциональность лучше всего помогают предсказать, какие слова будут лучше воспроизводиться. Эти нормы обещают расширить наше понимание процесса памяти, а так­же стандартизировать вербальный учебный материал.

5В некоторых электронных механизмах, например, криптоаналитических ком­пьютерах, предусмотрена возможность "обучения"; при этом хранение ин­формации и декодирование сообщений ведется на основе как хранимой, так и новой полученной информации.

63десь — в смысле припоминаемости.— Прим, ред

Язык, раздел 1: слова u чтение

Рис. 10.6. Зависимость ве­личины порога от частоты встречаемости слов в англий­ском языке. Адаптировано из: Howes and Solomon (1951).

Экспериментальные данные по знакомости и опознанию слов в общем поддерживают идею, что знакомость способствует опознанию. Это не вы­зывает удивления: субъективный опыт говорит нам, что более знакомые слова легче идентифицировать, чем менее известные. Однако и для когни­тивного психолога, и для учителя весьма интересно объяснение этого эффекта. Может быть, знакомость буквенных последовательностей вы­полняет роль фактора избыточности,— так что читатель может точно ап­проксимировать слово или букву по минимальному количеству хорошо знакомых признаков. Так знакомость ing, the, est и других часто встреча­ющихся в английском сочетаний букв может повышать предсказуемость их появления в словарном и синтаксическом контекстах. К этому вопросу обращено раннее исследование Хауэса и Соломона (Howes and Solomon, 1951). Они просили испытуемых идентифицировать слова (из Подсчета Торндайка-Лорджа) предъявлявшиеся в течение переменного интервала времени. Некоторые из этих слов были обычными (страна, обещание, при­мер), некоторые — просто знакомыми (свидетельствовать, обманывать, предполагать), а некоторые — редкими (номинальный, пигмент, мачете). Из результатов, показанных на Рис. 10.6, мы можем заключить, что при увеличении частоты встречаемости слова уменьшается время, необходи­мое для того, чтобы "увидеть" (или опознать) его (величина порога), и наоборот, чтобы "увидеть" незнакомое слово, требуется больше времени.

Влияние контекста

Опознание Материал, обсуждаемый в этой главе, не оставляет сомнений, что избы- слов точность — весьма существенный фактор для обработки вербального ма-

териала. Приведенные факты не оставляют также сомнений в том, что информационный процессор человека привносит во всякую данную пер­цептивную ситуацию огромное количество информации. Следовательно, восприятие и обработка информации зависят от взаимодействия двух пе­ременных: содержания стимулов и ожиданий, вырабатываемых у человека его процессором. Чем сильнее ожидание при обработке информации чело-Язык и развитие познания 324

веком, тем меньше информации нужно для его подтверждения, и наобо­рот — тем больше информации нужно для его опровержения. Эта гипоте­за проверялась в исследованиях по опознанию слов, где манипулировали ожиданием испытуемого. Один из первых и лучший из экспериментов в этой области провели Тульвинг и Голд (Tulving and Gold, 1963), которые предлагали испытуемым прочитать часть предложения, затем на очень короткое время предъявляли последнее слово этого предложения и проси­ли испытуемых опознать его. Конечное слово было существенно в первом из двух условий эксперимента и несущественно во втором. Количество контекста составляло одно, два, четыре или восемь слов; вот пример кон­текстов (последним словом в них было "исполнение"):

Эту

Эту актрису

Эту актрису похвалили

Эту актрису похвалили за выдающееся

Предложения с несущественным контекстом были аналогичными, за исключением того, что последнее слово не соответствовало контексту. Зрительный порог измерялся путем предъявления последнего слова в те­чение Юме. Если испытуемый ошибался, время экспозиции увеличива­лось ступенями по Юме, пока испытуемый не опознавал слово правильно. Результаты показаны на Рис.10.7. Ясно видно, что при увеличении коли­чества существенной информации в контексте скорость опознания возра­стает, а с увеличением несущественной информации — снижается. Из того, что нам сегодня известно о долговременной памяти, следует, что вербальный материал организуется в памяти по линиям связной информа­ции. Результаты эксперимента Тульвинга и Голда согласуются с этим пред­ставлением. Конкретнее: контекстуальная информация помогает нам "по­пасть в яблочко", где находится похожая информация, так что когда появ­ляется существенный стимул, он воспринимается с большей готовностью.

Рис. 10.7. Зависимость пороговой длительности зрительного предъявления от длины существенно,™ и несущественного контек­ста. Адаптировано из: Tu­lving and Gold (1963).

Язык, раздел 1: слова u чтение

Логоген Это явление — связь контекстуальной информации и словесного поро-

Мортона га — нельзя объяснить ни вышеприведенными данными, ни сходными дан-

ными других исследователей. Однако, как раз для этого случая Мортон (Morton, 1969, 1970, 1980, 1981; Jackson and Morton, 1984) разработал теоретическую модель опознания слов.

В основу модели опознания слов Мортон заложил логоген7 — гипоте­тическую конструкцию, которая действует подобно машине сложения: она суммирует информацию до тех пор, пока не будет накоплено некоторое критическое число, после чего появится ответ, соответствующий опреде­ленному классу стимулов. Каждый логоген формируется из сенсорной информации — слуховой, зрительной или контекстуальной. Например, опыт восприятий, связанных со словом, "стол" — чтения слова "стол", прослушивания его звучания или появления его в свободных ассоциациях к слову "стул"—- все это будет суммироваться в логогене, относящемся к слову "стол". При возбуждении логогена у испытуемого появляется со­стояние готовности к конкретному типу ответа. В только что приведенном случае ответ "стол" приобретает высокую степень готовности после воз­буждения его логогена. Сила логогена проявляется в потенциале словес­ной реакции (Рис. 10.8). Как показано на этом рисунке, ответы передаются на "выходной логоген". Согласно модели логогена, испытуемым в экспе­рименте Тульвинга и Голда для распознавания существенного слова в кон­тексте требовалось меньшее время экспозиции потому, что этот контекст питал энергией логогенную систему, так что когда появлялось соответ­ствующее слово, требовалось меньше энергии стимула (в терминах дли­тельности экспозиции), чтобы возбудить соответствующее слово8. Осо-

7От латинских слов LOGOS (слово) и GENUS (рождение, появление).

83десь неточность: имеется в виду возбуждение ответа, т.е. называния соот­ветствующего слова.— Прим. ред.

Рис. 10.8. Схема потоков ин­формации в модифицирован­ной модели логогена. Адапти­ровано из: Jackson and Morto-п (1984),

Слуховой анализ

Входные логогены для

слуховой информации

Входные

логогены для

зрительной

информации

Когнитивная система

Система выходных логогенов

Язык и развитие познания 326

Рис. 10.9. Воздей­ствие некоторых ситу­аций но состояние ло-гогена. По горизон­тальной оси отложен уровень возбуждения. Вертикальные линии показывают порог ло-гогена. В.Ч., С.Ч., и Н. Ч. — соответственно высокая, низкая и средняя частотность слова. Когда уровень возбуждения превыша­ет порог, дается ответ, соответствующий сло­ву. Адаптировано из: Morton (1969).

бенный интерес для современного информационного подхода и теории опознания слов представляет совместимость модели логогена с теорией обнаружения сигналов. Теория обнаружения сигналов (см. Глава 2 и Gr­een and Swets, 1966) предполагает, что чувствительность к стимулам есть непрерывная, а не дискретная функция и что пороги зависят от критерия ответа. Мортон предположил, что логоген работает как устройство обна­ружения, чьи критерии ответа изменяются в зависимости от контекста и свойств стимула. Уровень возбуждения логогена (горизонтальная ось на Рис. 10.9) предположительно имеет нормальное распределение. Влияние контекста на логоген заключается в повышении его среднего уровня воз­буждения. (На Рис. 10.9 это повышение обозначено "К".) Стимул, напри­мер слово, также сдвигает средний уровень возбуждения вверх (Рис.10.9в), а множество признаков (стимул и контекст) повышают возбудимость еще больше (Рис.10.9г). Наконец, частотность слова оказывает длительные влияния, которые снижают сенсорный порог (Рис.10.9д). Исходя из ри­сунка Мортона, можно предсказать, что, если предъявлялись стимул плюс контекст и если слово-цель (последнее слово) имело высокую частотность, испытуемый "увидит" правильное слово. Интересно то, что по этой моде­ли можно делать количественные предсказания об успешности человека в ряде ситуаций. До сих пор предсказания этой модели об успешности дей­ствий человека совпадают с собранными данными.

Новый подход к проблеме влияния контекста на опознание слов предпри­нял Мейер и его коллеги (Meyer and Schvaneveldt, 1971; Meyer, Schv-aneveldt, and Ruddy 1972; Meyer, Schvaneveldt, and Ruddy, 1974a, 1974b). Они использовали лексические задачи, измеряя время реакции испытуе­мых при ответе на вопрос, являются ли предъявленные им парные после­довательности букв словами или несловами. Вот пример типичных стиму­лов:

Лексические задачи

Язык, раздел 1: слова u чтение

Связанные слова Несвязанные слова Слово-неслово Неслово-слово Неслово-неслово

ХЛЕБ-МАСЛО

МЕДСЕСТРА-ВРАЧ

МЕДСЕСТРА-МАСЛО

ХЛЕБ-ВРАЧ

ВИНО-СЛИГО

ПЕРЧАТКА-АФОМ

СЛИГО-ВИНО

АФОМ-ПЕРЧАТКА

НАРБ-ТИРЕН

ОРИЛА-РАЕК

В этой процедуре испытуемый смотрит на две точки фиксации (Рис.10.10). Некоторый ряд букв (например, хлеб) появляется на месте верхней точки. Испытуемый нажимает на ключ, показывая этим, является ли данный ряд букв словом. Как только он принял решение, первый ряд букв исчезает, и вскоре после этого появляется второй. Испытуемый решает, является ли словом второй ряд букв, и процесс продолжается. Эта процедура позволя­ет измерять опознание букв второго слова в зависимости от контекста, создаваемого первым словом. Как можно было предвидеть, Мейер обнару­жил, что решения о втором слове принималось гораздо быстрее, когда оно было в паре со связанным словом, чем когда оно было в паре с несвязан­ным словом (Рис. 10.11).

Здесь мы снова встречаемся с влиянием контекста на опознание слов. Эти данные можно интерпретировать в терминах модели логогена, в кото­рой первое слово возбуждает логоген второго слова. Мейер и др. интер­претировали их в терминах общей схемы информационного подхода, изоб­раженной на Рис. 10.12. Здесь первый этап — это операция кодирования, во время которой создается внутренняя репрезентация. После кодирова­ния последовательность букв проверяется лексической памятью испытуе­мого — нет ли такого элемента среди запомненных ранее, и в зависимос­ти от результатов сопоставления выполняется решение. Эта модель по­зволяет сделать два важных предположения относительно хранения лек­сических событий в памяти: во-первых, что слова хранятся в памяти в различных местах, причем некоторые слова тесно связаны (например, хлеб-масло), а некоторые связаны отдаленно (хлеб-врач); во-вторых, что вос­произведение информации из конкретного места в памяти вызывает не­рвную активность, распространяющуюся на соседние участки, и таким

Рис. 10.10. Ос

новная процедура каждой пробы в лексической зада­че. Адаптировано из: Meyer, Schva-neveldt and Ruddy (1974a).

Язык и развитие познания 328

Рис. 10.11. Вли­яние семантичес­кого контекста на время опознания второго элемента словесной пары в лексической зада­че. Адаптировано из: Meyer, Schv-aneveldt, and Rud­dy (197 4a).

образом облегчает опознание воспоминаний, связанных с воспроизводи­мой информацией. Последнюю гипотезу подтверждают эксперименты с контекстом; особый интерес представляет модель опознания букв и слов, которую разработали Мейер и Шваневельдт (Рис. 10.13). (Хотя мы обсуж­даем эту модель в связи с опознанием букв и слов, она подходит также для обсуждения семантической памяти.) В этой модели процесс опозна­ния начинается, когда ряд букв поступает на "анализатор деталей". Полу­чающийся при этом код, содержащий информацию о форме букв (прямые линии, кривые, углы), передается на детекторы слов. При обнаружении ими достаточных признаков генерируется сигнал, подтверждающий, что обнаружено некоторое слово; при обнаружении определенного слова воз­буждаются и другие расположенные рядом слова. Например, при обнару­жении слова "хлеб" активируются также слова, расположенные в сети памяти человека близко от него,— такие как "еда", "масло" и т.д. Их сенсибилизация показана на Рис. 10.13 пунктирными линиями. Возбужде-

Воспроизведение из лексической памяти

Рис. 10.12. Предполагаемые этапы опознания слова. Горизонтальными стрелками показано направление последовательности операций; вертикальными стрелками — качество стимула и воздействие семантического контекста. Meyer, Scbvaneve/df, and Ruddy (1974a).

Язык, раздел I: слова u чтение

Рис. 10.13. Ги-

потетически и механизм объе­динения сенсор­ной и семанти­ческой информа­ции при опозна­нии слова. Адап­тировано из: Mey­er and Schvane-veldt(1976a).

Зрительный анализатор деталей

Детектор слова N-2 Детектор слова N-1 Детектор слова N

ние семантически связанных слов облегчает последующее их обнаруже­ние. Эта модель согласуется с данными, что испытуемые опознают связан­ные слова быстрее, чем несвязанные. Она привлекательна также тем, что открывает путь к пониманию структуры семантической памяти.

Теоретические позиции Мейера и Мортона не противоречат друг дру­гу — на самом деле они взаимодополняющие. Обе они обращены к про­блеме влияния контекста на опознание слов, и обе предполагают наличие некоторого внутреннего механизма, способного улучшать опознание в за­висимости от контекста. По Мортону,— это механизм повышения уровня возбуждения логогена; по Мейеру,— это распространение нервной актив­ности, облегчающее доступ к сходным лексическим элементам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: