Правильные Неправильные

movule plgued (1)*

morebs ydlaes (2)

hemort cdrtei (3)

*- Числа в круглых скобках показываюТколичество отклонений от написания пра­вильного слова Взято из Massaro and H est and (1983)

Язык, раздел 1: слова u чтение

l

Понимание

Рис. 10.14. Времена чтения (ВЧ) для каждо­го слова фразы у ре­бенка из группы с быс­трым пониманием, ил­люстрирующие смеши­вание стратегий от од­ной попытки к следую­щей. Взято из: Ааг-onson and Ferres (1986).

*3десь стоит предлог "of", не имеющий экви­валента в русском язы­ке.— Прим. ред.

мания". На Рис.10.14 показан пример данных, собранных Ааронсом и Ферресом для одного учащегося, переключившегося со стратегии "вос­произведения" (верхняя часть рисунка, проба 73) на стратегию "понима­ния" (нижняя часть рисунка, проба 74).

Рассмотрим скорость чтения этого испытуемого. При чтении на пони­мание он читает быстро и с равномерной скоростью, затрачивая чуть-чуть больше времени на чтение семантически важных моментов (например, задержавшись на словах "любовь" и "согласилась"). При чтении на вос­произведение, этот ребенок проявляет меньшую торопливость. Авторы сообщают, что относительное время обработки отличается у детей и взрос­лых, причем взрослые больше, чем дети тратят времени на обработку значения в задачах на понимание. Большинство детей, не овладевших свя­зью между требованиями задачи и лингвистическими процессорами, ис­пользуют смесь стратегий взрослых.

До сих пор наше обсуждение процесса чтения было сосредоточено на опознавании букв и слов в контексте и без него. Причина, заставляющая людей читать, по большей части связана с извлечением значения из мате­риала, который удобно представлен в печатном виде. Термином "понима­ние при чтении" мы обозначаем процесс понимания значения письменного материала. В результате исследований понимания возникло почти столько же моделей и теорий, сколько было исследователей, и хотя многие из них достойны внимания, здесь мы приведем только один образец этой важной работы.

Язык u развитие познания 332

Рассмотрим простое предложение, например: "Этот мяч красный". Из нашего предыдущего обсуждения зрительного восприятия и опознания слов мы знаем, что свет, отражающийся от печатной страницы, воспринимает­ся чувствительными нейронами и передается в мозг, где происходит опоз­нание деталей, букв и слов. Однако в этом элементарном процессе не участвует значение, которое обычно постигается в процессе чтения.

Прочитав приведенное предложение, вы вероятно понимаете, что: (1)еди-ничный сферический объект (2)имеет красную окраску. Вы понимаете смысл предложения, и это примерно тот самый смысл, который намеревался пе­редать автор, а большинство других людей способны его понять. Кроме упомянутых основных физических характеристик объекта "мяч", вы со­знательно или бессознательно делаете умозаключения о нем (например, большинство читателей делают вывод, что этот мяч больше, чем мяч для гольфа и меньше, чем для баскетбола).

Понимание этого предложения можно оценить, если показать вам изоб­ражение красного мяча и указать, что смысл предложения — тот же са­мый, что у этой картинки,— в отличие от изображения зеленого мяча или красного ящика. Понимание может представляться простой задачей, но на самом деле оно включает гораздо больше операций, чем кажется на пер­вый взгляд. Чтобы объяснить понимание при чтении, некоторые теорети­ки разделили этот процесс на этапы, предполагая, что оно включает пос­ледовательность процессов, начиная с восприятия написанного слова и кончая пониманием смысла предложений и рассказов. Одну из моделей, связанную с некоторыми вопросами, обсуждаемыми в этой книге, разра­ботали Джаст и Карпентер (Just and Carpenter, 1980); она послужит нам в качестве примера исследований, проводимых в этой области. Основные элементы этой модели показаны на Рис. 10.15. В ней процесс чтения и понимания представлен как координированное исполнение ряда этапов, включая выделение физических деталей букв, кодирование слов, обраще­ние к лексике, интегрирование текста и т.д. На приведенном рисунке в левой колонке представлены основные этапы чтения, а более постоянные когнитивные структуры и процессы показаны в рамках в средней и правой частях диаграммы.

Любопытной особенностью этой модели является то, что она достаточ­но понятна и позволяет делать очень конкретные предсказания о деятель­ности чтения, поддающиеся эмпирическому измерению путем регистра­ции движениий глаз. Ее авторы предполагают, что слова в текстовом ма­териале структурированы в более крупные единицы, такие как словосоче­тания, предложения и темы. Пример схемы, изображающей абзац из науч­ного текста, показан на Рис. 10.16. (Мы расширим эту концепцию в следу­ющей главе.) Когда субъект встречается с фрагментом письменного тек­ста, требующим большой обработки информации, ему требуются более длительные паузы, что измеряется путем регистрации длительности фик­сации глаз.

При проверке этой модели учащимся колледжа предлагали прочитать научные тексты из журналов "Ньюсвик" и "Тайм" и одновременно нена­вязчиво измеряли движения и фиксации их глаз. Образец результатов одного из учащихся показан ниже.

Язык,, раздел 1: слова и чтение

\        
t Перейти к следующему входному элементу перевести взгляд        
  Выделить        
  физические ь,     С Л
\ детали \ f OÀ^nuAQ пдматк ^N    
\ £ \ Активированные Г>АПГ^ЧЙ14ТЛ1 11414   ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ
\ Ü Закодировать сло&о и обратиться к лексике KN -физические детали -слова   Продукции, отражающие1 -орфографию
\. Учесть употребление   -значения -употребление прописных   -синтаксис W" AKtä UTUlA/
\ прописных букв   букв   -прагматику
4 3 \ Объединить с репре­зентацией предшест­вующего текста S. -предложения -единицы текста -рассуждения Память на изменчивые связи   -структуру речи -схему области знаний -знание отдельных случаев
\ %• ( Ч У *  
\ .х*х. /     V J

Предложение завершено

Рис. 10.15. Схематическое изображение главных процессов и структур, участвующих в пони­мании при чтении

Рис. 10.16. Схе

ма главных тект-стуально-грамма­тических катего­рий информации в научных абзацах

Язык \л развитие познания 334

  2 3 -            
  267 400            
Flywheels are one of the   oldest mechanical devices
Маховик есть одина из   древнейших механическихсистем
               
               
known to man Every internal- -combustion engine  
известных человеку Каждый внутреннего сгорания двигатель  
               
               
contains a small flywheel that   converts the jerky    
содержит небольшой маховик который преобразует отрывистое
            16 17  
            317 283  
motion of the pistones into the smooth flow of energy  
движение поршней в   плавный поток энергии,
               
               
that powers the drive shaft        
которая управляет приводным валом        

Фиксации глаз студента колледжа, читающего отрывок научного текста Остановки взгляда внутри каждого предложения пронумерованы последовательно над отметками длительности (в мс) фиксирования на словах

Приведенные данные позволяют предположить, что наибольший объем обработки — это видно из фиксаций глаз — осуществляется тогда, когда читатель встречается с необычными словами, интегрирует информацию, содержащуюся в важных словосочетаниях, и при умозаключениях в конце предложения

При чтении предложений — от простых, вроде "Этот мяч —красный", до более сложных связных рассуждений, вроде тех, что использовали Джаст и Карпентер,— происходит тщательная координация ряда перцептивно-когнитивных этапов Эти этапы включают опознание деталей и слов, ко­дирование слов, обращение к лексике, выделение значения и умозаключе­ния о намерениях автора, которые выводятся как непосредственно из кон­текстуальной информации, так и из обширных знаний читателя о мире


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: