movule plgued (1)*
morebs ydlaes (2)
hemort cdrtei (3)
*- Числа в круглых скобках показываюТколичество отклонений от написания правильного слова Взято из Massaro and H est and (1983)
Язык, раздел 1: слова u чтение
l
Понимание
Рис. 10.14. Времена чтения (ВЧ) для каждого слова фразы у ребенка из группы с быстрым пониманием, иллюстрирующие смешивание стратегий от одной попытки к следующей. Взято из: Ааг-onson and Ferres (1986).
*3десь стоит предлог "of", не имеющий эквивалента в русском языке.— Прим. ред.
мания". На Рис.10.14 показан пример данных, собранных Ааронсом и Ферресом для одного учащегося, переключившегося со стратегии "воспроизведения" (верхняя часть рисунка, проба 73) на стратегию "понимания" (нижняя часть рисунка, проба 74).
Рассмотрим скорость чтения этого испытуемого. При чтении на понимание он читает быстро и с равномерной скоростью, затрачивая чуть-чуть больше времени на чтение семантически важных моментов (например, задержавшись на словах "любовь" и "согласилась"). При чтении на воспроизведение, этот ребенок проявляет меньшую торопливость. Авторы сообщают, что относительное время обработки отличается у детей и взрослых, причем взрослые больше, чем дети тратят времени на обработку значения в задачах на понимание. Большинство детей, не овладевших связью между требованиями задачи и лингвистическими процессорами, используют смесь стратегий взрослых.
|
|
До сих пор наше обсуждение процесса чтения было сосредоточено на опознавании букв и слов в контексте и без него. Причина, заставляющая людей читать, по большей части связана с извлечением значения из материала, который удобно представлен в печатном виде. Термином "понимание при чтении" мы обозначаем процесс понимания значения письменного материала. В результате исследований понимания возникло почти столько же моделей и теорий, сколько было исследователей, и хотя многие из них достойны внимания, здесь мы приведем только один образец этой важной работы.
Язык u развитие познания 332
Рассмотрим простое предложение, например: "Этот мяч красный". Из нашего предыдущего обсуждения зрительного восприятия и опознания слов мы знаем, что свет, отражающийся от печатной страницы, воспринимается чувствительными нейронами и передается в мозг, где происходит опознание деталей, букв и слов. Однако в этом элементарном процессе не участвует значение, которое обычно постигается в процессе чтения.
Прочитав приведенное предложение, вы вероятно понимаете, что: (1)еди-ничный сферический объект (2)имеет красную окраску. Вы понимаете смысл предложения, и это примерно тот самый смысл, который намеревался передать автор, а большинство других людей способны его понять. Кроме упомянутых основных физических характеристик объекта "мяч", вы сознательно или бессознательно делаете умозаключения о нем (например, большинство читателей делают вывод, что этот мяч больше, чем мяч для гольфа и меньше, чем для баскетбола).
|
|
Понимание этого предложения можно оценить, если показать вам изображение красного мяча и указать, что смысл предложения — тот же самый, что у этой картинки,— в отличие от изображения зеленого мяча или красного ящика. Понимание может представляться простой задачей, но на самом деле оно включает гораздо больше операций, чем кажется на первый взгляд. Чтобы объяснить понимание при чтении, некоторые теоретики разделили этот процесс на этапы, предполагая, что оно включает последовательность процессов, начиная с восприятия написанного слова и кончая пониманием смысла предложений и рассказов. Одну из моделей, связанную с некоторыми вопросами, обсуждаемыми в этой книге, разработали Джаст и Карпентер (Just and Carpenter, 1980); она послужит нам в качестве примера исследований, проводимых в этой области. Основные элементы этой модели показаны на Рис. 10.15. В ней процесс чтения и понимания представлен как координированное исполнение ряда этапов, включая выделение физических деталей букв, кодирование слов, обращение к лексике, интегрирование текста и т.д. На приведенном рисунке в левой колонке представлены основные этапы чтения, а более постоянные когнитивные структуры и процессы показаны в рамках в средней и правой частях диаграммы.
Любопытной особенностью этой модели является то, что она достаточно понятна и позволяет делать очень конкретные предсказания о деятельности чтения, поддающиеся эмпирическому измерению путем регистрации движениий глаз. Ее авторы предполагают, что слова в текстовом материале структурированы в более крупные единицы, такие как словосочетания, предложения и темы. Пример схемы, изображающей абзац из научного текста, показан на Рис. 10.16. (Мы расширим эту концепцию в следующей главе.) Когда субъект встречается с фрагментом письменного текста, требующим большой обработки информации, ему требуются более длительные паузы, что измеряется путем регистрации длительности фиксации глаз.
При проверке этой модели учащимся колледжа предлагали прочитать научные тексты из журналов "Ньюсвик" и "Тайм" и одновременно ненавязчиво измеряли движения и фиксации их глаз. Образец результатов одного из учащихся показан ниже.
Язык,, раздел 1: слова и чтение
\ | ™ | ||||
t | Перейти к следующему входному элементу перевести взгляд | ||||
Выделить | |||||
физические | ь, | С Л | |||
\ | детали | \ | f OÀ^nuAQ пдматк ^N | ||
\ | £ | \ | Активированные Г>АПГ^ЧЙ14ТЛ1 11414 | ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ | |
\ Ü | Закодировать сло&о и обратиться к лексике | KN | -физические детали -слова | Продукции, отражающие1 -орфографию | |
\. | Учесть употребление | -значения -употребление прописных | -синтаксис W" AKtä UTUlA/ | ||
\ | прописных букв | букв | -прагматику | ||
4 3 \ | Объединить с репрезентацией предшествующего текста | S. | -предложения -единицы текста -рассуждения Память на изменчивые связи | -структуру речи -схему области знаний -знание отдельных случаев | |
\ | %• | ( | Ч У | * | |
\ | .х*х. | / | V J |
Предложение завершено
Рис. 10.15. Схематическое изображение главных процессов и структур, участвующих в понимании при чтении
Рис. 10.16. Схе
ма главных тект-стуально-грамматических категорий информации в научных абзацах
Язык \л развитие познания 334
|
|
2 3 - | |||||||
267 400 | |||||||
Flywheels | are one | of the | oldest | mechanical | devices | ||
Маховик | есть одина | из | древнейших | механическихсистем | |||
known to | man | Every | internal- -combustion | engine | |||
известных | человеку | Каждый | внутреннего сгорания | двигатель | |||
contains | a small | flywheel that | converts the | jerky | |||
содержит | небольшой | маховик который | преобразует | отрывистое | |||
16 17 | |||||||
317 283 | |||||||
motion | of the pistones into the | smooth | flow | of energy | |||
движение | поршней | в | плавный | поток | энергии, | ||
that | powers | the drive | shaft | ||||
которая | управляет | приводным | валом |
Фиксации глаз студента колледжа, читающего отрывок научного текста Остановки взгляда внутри каждого предложения пронумерованы последовательно над отметками длительности (в мс) фиксирования на словах
Приведенные данные позволяют предположить, что наибольший объем обработки — это видно из фиксаций глаз — осуществляется тогда, когда читатель встречается с необычными словами, интегрирует информацию, содержащуюся в важных словосочетаниях, и при умозаключениях в конце предложения
При чтении предложений — от простых, вроде "Этот мяч —красный", до более сложных связных рассуждений, вроде тех, что использовали Джаст и Карпентер,— происходит тщательная координация ряда перцептивно-когнитивных этапов Эти этапы включают опознание деталей и слов, кодирование слов, обращение к лексике, выделение значения и умозаключения о намерениях автора, которые выводятся как непосредственно из контекстуальной информации, так и из обширных знаний читателя о мире