Вопрос 7. Социально-диагностические методы в соц. Работе

Важнейшим компонентом социальной работы является умелое сочетание исследовательских навыков и практики. Без этого ключевого момента невозможно становление профессионала.Любое социальное исследование проводится на теоретическом и эмпирическом уровнях. Теоретическое исследование предполагает оперирование научными понятиями, категориями, принципами, формулирование законов, аксиом и т. д. Вооруженный соответствующими теоретическими концепциями социальный работник способен более отчетливо видеть и изучать все аспекты жизни общества, его структурных элементов, включая самого человека.

В этой работе социальные работники сотрудничают, в первую очередь, с социологами, историками, политологами, социальными психологами, юристами, экономистами.В эмпирическом социальном исследовании предметом анализа выступают действия людей и социальных общностей, продукты человеческой деятельности, а также отражение социальной реальности в сознании людей, т.е. в их мнениях, оценках и суждениях. Получение информации в результате эмпирического социального исследования является одним из важных этапов социальной работы в процессе решения социальных проблем людей.

К эмпирическим методам исследования в социальной работе относят методы получения информации, необходимой для осуществления профессиональной деятельности социального работника: биографический метод, анализ документов, контент-анализ, наблюдение и спрос.

Биографический метод связан с извлечением социальной информации у различных категорий граждан. Он представляет собой интегрированную совокупность различных способов социального измерения и оценок сообщений. Используя этот метод, социальный работник собирает сведения об истории жизни посредством интервью, анкеты, теста, изучает документы и анализирует жизненный путь с помощью хорошо проверенных объективных данных или самих обследуемых. Благодаря рассказам участников о пережитых ими событиях, исследователь располагает возможностью реконструирования недоступных ему процессов и ситуаций. Вместе с тем, научность применения данного метода зависит от методически строго контролируемой интерпретации, оценки биографических материалов.

Проведение биографического метода позволяет определить вид социальной помощи и социальной защиты нуждающимся гражданам.При использовании метода анализа документов следует указать, какие документальные источники будут изучаться (статистические формы, планы, отчеты, анкетные данные и т. д.), а также, какие методы их анализа будут применяться.

Этот метод является наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов. Анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные о социальном положении, уровне материальных до­ходов, составе семьи и т. п. разных категорий граждан.Полученная информация носит объективный характер. Ограничение качества такой информации связано с тем, что:

1) учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле;

2) часть этой информации устаревает;

3) большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания граждан.

Поэтому информация, полученная методом анализа документов, носит достаточно фактографический характер.Сами документы подразделяются на личные и безличные, официальные и неофициальные (в зависимости от статуса документального источника), первичные (т.е. данные, полученные на основе прямого наблюдения или опроса) и вторичные (документы, обобщающие или описывающие первичные документы). По надежности информации документы тоже весьма различны: официальные и личные документы более надежны, чем неофициальные и безличные. При использовании вторичных документов устанавливается их первоисточник. Проверка надежности документов предусматривает различение событийной и оценочной информации, анализ целей, намерений и мотивов составителя документа.

Существуют два основных метода анализа документов:

- неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ).

Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целями исследования. Социальный работник отвечает на вопросы об их авторах, цели создания документов, их виде и форме, надежности и достоверности зафиксированных в них данных.Формализованный анализ документальных источников (контент-анализ - анализ содержания) основан на получении социальной информации из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному анализу. Он рассчитан на извлечение количественных статистических характеристик или сообщений, которые отражают некоторые существенные черты изучаемых проблем.

Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании документа смысловой границы. Объектом контент-анализа могут быть содержание газет, кинофильмов, теле- и радиопередач, публичных выступлений, социальных интервью, ответы на вопросы анкет и т.д. Например, с целью изучения проблемы спроса и предложения на рынке труда проводится контент-анализ регулярно публикуемых газетных сообщений, государственных служб занятости населения с обобщением данных по двум рубрикам: «Требуются» (спрос) и «Ищу работу» (предложение).Особое место в практике социальной работы занимает наблюдение как метод сбора первичной социальной информации путем непосредственной регистрации исследователем событий и условий, биографических данных и прочих социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке.В зависимости от характера процесса наблюдения можно выделить следующие его типы: контролируемое и неконтролируемое; включенное (социальный работник участвует в деятельности той или иной группы, организации) и не включенное (исследователь находится на определенном расстоянии от объекта исследования); полевое (наблюдение проводится в естественной обстановке) и лабораторное (наблюдение проводится в искусственно созданной ситуации); случайное и систематическое и т.д. Запись результатов ведется обычно на месте наблюдения и в момент его осуществления, поэтому главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения.

Другие методы сбора первичных данных основываются на предварительных или ретроспективных суждениях индивидов. К числу достоинств этого метода можно отнести то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования и может собирать факты независимо от желания индивидов или групп говорить или от их умения отвечать на вопросы. Особое значение этот факт имеет при работе с детьми и престарелыми гражданами.Вместе с тем, наблюдение содержит в себе и элементы субъективности.

При наблюдении происходит неразрывная связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток на восприятие наблюдателем реальности, на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. Еще одним ограничением метода наблюдения является сложность, а порой и невозможность проведения повторного наблюдения. Для преодоления ограничений наблюдения этот метод следует применять в сочетании с другими способами сбора информации, в том числе путем опросов.

Опросы подразделяются на письменные (анкеты) и устные (интервью); очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону); экспертные и массовые; выборочные и сплошные и т. д. С помощью опросов получают как событийную (фактическую) информацию, так и сведения о мнениях, суждениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Опрос содержит следующие необходимые этапы работы:

1) устное или письменное обращение исследователя к определенным категориям граждан - респондентам с вопросами;

2) регистрация и статистическая обработка полученных ответов, а также их теоретическая интерпретация. В качестве метода исследования опрос применяется чаще всего при отсутствии необходимых документальных источников информации по изучаемой проблеме, а также в случае недоступности предмета исследования или отдельных его характеристик для наблюдения.

Чаще всего предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей.

Метод опроса предусматривает получение информации в процессе социально-психологического общения. В силу этого он имеет особое значение для организации техники социальной работы. Это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. Часто часть сведений, имеющихся в анкетах и интервью, намеренно или невольно искажаются опрашиваемыми. Поэтому результаты опросов должны взаимно перепроверяться и дополняться другими методами сбора информации.

Социальные работники используют различные виды интервью, в зависимости от требуемой точности. При стандартизированном интервью непосредственное общение исследователя с опрашиваемыми регламентировано специально разработанными социальными работниками вопросами с элементами шкалирования и инструкцией к интервью. Менее регламентированное интервью позволяет сосредоточить внимание респондента на интересующей исследователя проблематике. Опрашиваемый, как правило, предварительно ознакомляется с помощью заранее подготовленных вопросов с тематикой интервью, а исследователь имеет возможность сравнить содержание ответов разных респондентов по заданной тематике.

При открытом (свободном) интервью опрашиваемым предлагается лишь общая тема беседы без заранее разработанного вопросника или плана. Свободное интервью предполагает установление доверительных отношений интервьюера с респондентом.В нарративном интервью устанавливается максимальная доверительность в общении опрашиваемого и опрашивающего. Респондент рассказывает подробную историю своей жизни, а интервьюер стимулирует его междометиями и вопросами о дальнейшем ходе событий. В нарративном интервью создается доброжелательная, располагающая к разговору атмосфера, которая обеспечивает условие для полных и искренних ответов. Дальнейшая обработка полученной информации, ее анализ и вычленение главного, существенного в ней позволяет социальному работнику более точно определить вид социальной помощи нуждающимся людям.Мнения и суждения исследуемых в большей степени выявляются в процессе письменного опроса или анкетирования. Контакт исследователя и респондента носит опосредованный характер. Инструментом извлечения социальной информации становится анкета, поэтому большое внимание исследователь уделяет качеству самой анкеты, т.е. формулированию вопросов, порядку их расположения, их соответствию решениям задач исследования.

К преимуществам метода анкетирования относится анонимность ответов респондентов, что дает возможность получения информации, имеющей для них личную значимость. К недостаткам этого метода можно отнести проблему возврата анкет.В настоящее время в практике социальной работы очень широко используется система методов и способов прогнозирования.

Методика прогнозирования включает в себя следующие этапы исследования:

- определение объекта исследования (здравоохранение, инвалиды, пенсионеры и т. д.);

- предмета исследования (например, уровень социальной защищенности беженцев); целей, задач, время проведения, рабочие гипотезы, используемые методы;

- сбор данных, влияющих на развитие объекта.

К ним относятся принимаемые решения, документы, события и т. п.;- обобщенное видение объекта в системе основных показателей, характеризующих его структуру;- проекция исходной модели в будущее с учетом прогнозных факторов;- проекция исходной модели в будущее в соответствии с заданными целями и нормами;- оценки степени достоверности и уточнение прогностических моделей посредством опроса экспертов;- выработка рекомендаций на основе сопоставления прогностических моделей.Средствами получения прогнозной информации выступают методы экстраполяции и экспертизы.

При помощи методов прогнозирования определяется направление развития социальных процессов, объектов в исследуемой области (культуре, здравоохранении, образовании, промышленности), а также происходит выработка управленческих рекомендаций и их последовательности, порядка распределения ресурсов для достижения целей и задач.

Прогнозирование социальных процессов выражается в форме целевых социальных программ, представляющих собой совокупность множества мероприятий различного содержания.На всех уровнях исследования социальные работники должны строго соблюдать этические нормы и принципы. К ним относятся:

- принцип конфиденциальности;

- уважение прав человека - участника исследования (исследование никому не должно нанести вред, участие в нем может быть только добровольным);

- полная информированность участников об исследовании;

- по окончании исследования участникам представляется краткая информация о результатах проведенного исследования.


ВОПРОС 8 Сущность и содержание социальной терапии.

Социально-бытовые неурядицы, стрессовые ситуации ухудшают социальное, соматическое и психическое самочувствие человека. Сегодня большинство людей испытывает на себе как непосредственное воздействие ряда неблагоприятных обстоятельств, так и опосредованное — через окружающую социальную среду. Поэтому социальному работнику, применяющему различные виды и методы социальной терапевтической помощи, необходимо строить свою работу в соответствии с возрастными, профессиональными и личностными особенностями людей. Слово «терапия» в переводе с греческого означает «забота, уход, лечение»

. Как известно, в медицине широко применяются различные виды терапевтического лечения: лекарственные средства, физиотерапия, фитотерапия, мануальная терапия и многое другое. Наряду с использованием традиционных методов делаются попытки найти другие формы лечения, например, применяется иглотерапия, или такой экзотический вид врачевания, как «дельфинотерапия», при котором, по мнению некоторых специалистов, в результате общения с дельфинами у детей восстанавливаются двигательные способности, улучшается речь, кровообращение, снижаются боли. Кстати, в США этот метод применяется уже более 30 лет.

Социальная терапия тесно связана с психотерапией, в которой используются методы воздействия на психику. Эти воздействия основаны на психологических теориях и методах и включают в себя систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, которые вызывают беспокойство, дискомфорт у пациентов. Врач-психотерапевт работает в основном с неврозами, пограничными состояниями и другими нервно-психическими патологиями человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: