Вопрос 1. Технология социальной работы как отрасль социальных технологий

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение + logos — учение) — система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы.

Одной из первых работ, в которой обстоятельно рассматривалось понятие «социальная технология», была монография болгарского ученого Николы Стефанова «Общественные науки и социальная технология», опубликованная на русском языке в 1976 г. Автор книги утверждал, что возможность технологизации социальных процессов обусловлена структурой человеческой деятельности, что смысл социальных технологий сводится к преобразованию знаний, опыта и навыков человека в практические действия по преобразованию социальных отношений и процессов.

Начиная со второй половины 70-х годов и фактически по настоящее время продолжается интенсивная научная разработка проблем, связанных с социальными технологиями. Анализ публикаций по этим вопросам свидетельствует, что социальные технологии находятся в центре внимания широкого круга научной общественности. Естественно, исходным пунктом научного исследования проблем социальной технологии является определение ее сущности.

При этом сложность и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не могли не породить множества определений сущности социальных технологий. Среди них наиболее характерными являются трактовки социальной технологии как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов», как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности», как «совокупности приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей»,

Объектом и социальной технологии, и технологии социальной работы являются социальные процессы, но это процессы различных уровней. Однако общий объект исследования определяет и обусловливает наличие органичных глубоких внутренних межпредметных взаимосвязей социальных технологий и технологий социальной работы.

Для понимания соотношения социальных технологий и технологии социальной работы дадим наше определение этим понятиям.

Социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Технология социальной работы — это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.


ВОПРОС 2. Задачи учебного курса «Методы и технологии социальной работы».

Учебный курс «Методы и технологии социальной работы» включает в себя чрезвычайно обширный и разнообразный материал, изложение которого затруднено из-за разных подходов ученых и практиков, так как используемые понятия еще не получили всеобщего признания. Цель курса: овладение теоретическими и практическими основами курса «Методы и технологии социальной работы», как необходимой составной профессионального становления специалистов по социальной работе. Задачи курса: овладение теоретическими основами технологии социальной работы с различными группами населения по месту жительства, на предприятиях и т.д.; развитие творческого мышления, умения анализировать и оценивать конфликтные ситуации, грамотно определять пути и способы оптимального разрешения социальных проблем различных групп населения; формирование практических навыков и умений управленческой и организаторской работы, комплексного воздействия на состояние и поведение различных групп населения отдельных граждан в экстремальных и конфликтных ситуациях. Решение указанных задач обеспечивается структурой и содержанием курса «Методы и технологии социальной работы», который состоит из трех разделов: Введение, Общие методы и технологии социальной работы, Частные методы и технологии социальной работы.


ВОПРОС 3. Технологический процесс в социальной работе.

Процесс - это изменение (динамика) состояния предмета под воздействием внешних или внутренних факторов. В социальной работе в качестве внешних факторов рассматриваются социальные условия и обстоятельства жизнедеятельности клиента, а внутренними факторами – нравственно-психологические, физиологические и физические ресурсы человека.

Целенаправленное воздействие специалиста социальной работы на внешние и внутренние факторы, их активизация в интересах клиента – основная функция технологии социальной работы. Специалист социальной работы принимает непосредственное участие в анализе информации, в подготовке вариантов решения той или иной личностной проблемы и в практическом осуществлении намеченного варианта действий, т.е. является активным участником и творцом технологии воздействия на жизнедеятельность клиента.

Технологии социальной работы как процессу присущи определенная протяженность во времени. Протяженность эта охватывает промежуток времени от формулирования цели или задачи до ее решения, составляя определенный и завершенный цикл взаимодействия организаторов социальной работы и их клиентов. Устойчивая, повторяющаяся, последовательная во времени смена содержания деятельности с единым замыслом - сущностная характеристика технологического процесса. Основу технологического процесса составляют, во-первых, алгоритм действий (операций).

Алгоритм - это точное предписание относительно последовательности операций, которые осуществляют преобразование объекта социальной работы и перевод его в искомое состояние. Термин этот за последнее время не только широко применяется в электронно-вычислительной технике, но и все чаще используется в социально-экономических исследованиях. Он происходит от латинского слова algorithmi. Так звучало на латинском языке имя хорезмского математика IХ столетия аль-Хорезми, трактат которого в средние века был распространен в Европе. В то время алгоритмом называли десятичное счисление и искусство счета в этой системе. В современном смысле алгоритм определяет не только последовательность операций с числами, но и логических операций: при выработке управленческих решений, при формулировании целей и задач, при обработке информации и др.Во-вторых, существенным компонентом технологического процесса являются операции.

Операция - это простейшее действие, направленное на достижение конкретной, не разлагаемой на более простые, осознанной цели (подцели). Совокупность операций, объединенных общей целью (подцелью), составляет процедуру технологического процесса.Важной характеристикой операции является степень соответствия ее результата поставленной цели или подцели. На результат действий, как известно, могут оказывать влияние целый ряд неконтролируемых факторов, связанных со спецификой социальной среды, господствующих социально-психологических явлений, экономического положения, а также связанных с факторами, обусловленными особенностями самой личности или социальной группы. Поэтому результат каждой операции, а, следовательно, всего технологического цикла зависит от профессионально грамотных действий специалистов социальной сферы, от их умения оказывать влияние на условия и состояния, в которых находятся клиенты социальных служб. В-третьих, важным компонентом содержания технологического процесса является применяемый инструментарий.

Инструментарий - это арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность или социальную общность. Человек существует, развивается и формируется как личность благодаря взаимодействию со средой, которое осуществляется посредством его деятельности. Поэтому вовлечь клиента социальной работы в различные виды деятельности: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную - это значит использовать главное, основное средство воздействия на личность. Для решения этой задачи специалист социальной службы использует целый комплекс вспомогательных средств и способов информационного, организационно-методического и процедурного характера.

Процедуры и операции, входящие в технологический процесс, выступают в роли его структурных элементов до тех пор, пока они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, имеющие частное значение. Так, например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает самостоятельное значение. Последовательность процедур и операций, предписываемая алгоритмом, отражает структуру и содержание технологического процесса.

В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основных процедурных этапа:

1. Формулирование цели воздействия.

2. Выработка и выбор способов воздействия.

3. Организация воздействия.

4. Оценка и анализ результатов воздействия.

Этап формулирования цели предусматривает выполнение таких операций, как сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определение конкретных задач.

Выработка и выбор способов воздействия предполагает выявление и анализ проблемной ситуации, анализ, обоснование и оценку вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта разрешения проблемы. Этап организации воздействия включает операции по реализации оптимального варианта разрешения социальной проблемы и предусматривает распределение и доведение в рамках генеральной цели конкретных задач до исполнителей, координацию усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов социальных служб.Оценка и анализ результатов социальной работы сопровождаются выполнением таких операций, как сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности.

В практике социальной работы отдельные операции могут выпадать в силу отлаженности управленческих взаимоотношений, в силу повторяемости и однотипности многих проблем, разрешать которые повседневно призван персонал социальных служб. Однако это означает лишь о предварительном и заблаговременном их решении, о наличии у организаторов социальной работы готовых результатов по этой операции, но не означает игнорирования какой-либо операции в структуре технологического процесса.


ВОПРОС 4. Многообразие социальных технологий

Многообразие социальных технологий обусловлено:

1. Обширностью социальных отношений и видов социальных действий.

2. Системным, сложным характером объектов социальной технологии.

3. Разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социальных действий.

4. Различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

Многообразие социальных технологий вызывает необходимость их классифицирования и типизации.

Типизация социальных технологий:

1. Выступает формой научного обоснования и программирования социальных технологий.

2. Прогностическая функция.

3. Ориентировочная функция.

Классификация социальных технолог ий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

К числу наиболее значимых оснований относятся:

По масштабам решаемых социальных проблем:

§ универсальные социальные технологии;

§ частные социальные технологии.

По уровню социальной деятельности:

§ глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;

§ региональные социальные технологии, дающие эффект при решении

§ проблем в условиях конкретного региона;

§ национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;

§ государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах

§ конкретного государства;

§ муниципальные и пр.

По характеру решаемых задач:

§ функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

§ инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; - технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

По характеру воздействия на социальные процессы:

§ формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

§ стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

§ сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

§ разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.

По характеру и содержанию используемых средств:

§ организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

§ социально-правовые технологии;

§ медико-социальные технологии;

§ психологические технологии;

§ педагогические технологии и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

§ социальные технологии, ориентированные на созидание;

§ социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;

§ социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии3.

Таким образом, социальные технологии - это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.


ВОПРОС 5. Классификация социальных технологий в социальной работе.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям – видам, уровням, сферам применения и т. д.

Делятся на:

1. По масштабам решаемых социальных проблем:

§ универсальные социальные технологии;

§ частные социальные технологии.

К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным – конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.

2. По уровню социальной деятельности:

§ глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;

§ региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;

§ национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т. п.;

§ государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;

§ муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых задач:

§ функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

§ инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;

§ технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы:

§ формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

§ стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

§ сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

§ разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

§ организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

§ социально-правовые технологии;

§ медико-социальные технологии;

§ психологические технологии;

§ педагогические технологии и т.п.

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования.

В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

§ социальные технологии, ориентированные на созидание;

§ социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;

§ социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии.

Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Несмотря на отмеченное выше многообразие социальных технологий, общим для всех технологий является обязательное наличие у них определённой цели. Без чётко поставленной цели нет и не может быть социальной технологии.

Служить средством достижения социальной цели – в этом состоит основная функция социальной технологии. Именно цель определяет содержание социальной технологии и её направленность.

При определении целей конкретных социальных технологий необходимо как можно точнее осуществить выбор тех изменений в человеке, группе или социуме, которые могут быть достигнуты в процессе реализации данной технологии.

В качестве основных целей социальных технологий могут выступать:

§ изменения в сознании и психологии субъекта (педагогические технологии);

§ изменения в определённых участках социальной структуры и социальных организациях (управленческие технологии);

§ изменения в системе субъект-объектных отношений (макроэкономические преобразования).

Однако, при всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми,внешней средой и самим собой.


ВОПРОС 6. Сущность и характеристика социальной диагностики.

Термин ―"социальная диагностика' получил распространение в конце 20–начале 30-х гг. ХХ века. В настоящее время ―"социальная диагности-ка" утвердилась как важнейшее направление в социальной работе.

Термин ―"диагностика" (диагноз в переводе с греческого - распознавание, определение) заимствован из медицины. Как известно, медицинский диагноз представляет собой умение определить характер и причины болезни или инвалидности на основании исследований больного. Вместе с тем, многие психические заболевания являются результатом сложных взаимодействий между клиентом, другими лицами и коллективами. Диагнозы же, особенно психических заболеваний, не учитывают должным образом социокультурные аспекты и влияние окружения клиентов, а также возникающие в связи с этим проблемы. Диагноз также ассоциируется с чем-то статичным, неодушевленным и в целом не учитывает того, что человеку свойственно не столько устойчивое состояние, сколько процесс постоянного изменения и развития.

Этимологически "диагностика" (от греческого «диа» - прозрачный и "гнозис" - знание) - общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе.

Значение диагностики в области социальных отношений и процессов аналогично «прояснению» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены признаки и причины возникновения заболевания, то можно надеяться на благополучный ход лечения и положительные результаты. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относится и к психическому здоровью, к выявлению уровня знаний, интеллекта (педагогический аспект), а потому диагностика в социальной работе - чрезвычайно важная деятельность, требующая высокой квалификации и технологичности.

Некоторые авторы предлагают в социальной практике заменить этот термин понятием "проблемный анализ" или рассматривать процесс как выявление основных причин, или как экспертную оценку, полагая, что такое толкование имеет больше отношения к сбору необходимой информации и позволит избежать включения в это понятие психологических и медицинских аспектов. Известно, что в научно-практическом плане социальному работнику приходится решать более широкий круг задач, поэтому суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.

Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизнедеятельности клиентов социального обслуживания. Социальный диагноз предполагает сбор информации о клиентах и условиях их жизнедеятельности, а также ее анализ для разработки программы социальной помощи.

Цель диагностики состояния социального объекта - установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Постановка социального диагноза - это процесс творческий, но имеющий определенный алгоритм действий, использования процедур и средств решения проблемы. Многие выдающиеся ученые, работающие в самых различных областях науки, имели свои творческие, индивидуальные подходы к постановке и выяснению истины. Наиболее последовательно охарактеризовал технологичность творческого анализа и диагноза проблем социального развития В.И. Вернадский.

Он советовал придерживаться правил:

- проводить детальный анализ;

- видеть за частным общее;

-не ограничиваться описанием явления, а глубоко исследовать его сущность и связь с другими явлениями;

- не избегать вопроса "почему?";

- прослеживать историю идей;

- обирать как можно больше сведений о предмете исследований из литературных источников (преимущественно научных), обращаясь к оригиналам;

- изучать общие закономерности научного познания (думать о том, как думаешь);

- связывать науку с другими отраслями знания, с общественной жизнью;

- не только решать проблемы, но и находить новые, нерешенные.

1 В социальной диагностике учитываются две группы факторов: социальные (внешние) и биологические (внутренние). Часто задача состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с позиции медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров. Как известно, человек представляет собой единство биологического, духовного и социального во всей сложности их связей и взаимоотношений, в рамках единого целого.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow