Обусловленность выбранного метода:
1. Уровень материальной культуры общества.
2. Уровень культуры самого исследования.
3. Особенности популяции, в рамках которой работает исследование.
Для проведения исследования необходимо:
1. Субъект исследования
2. Объект исследования
3. Инструмент (опросник, шкала)
4. Эталоны измерения
5. Процедуры.
Классификация методов В. Семенова.
1. методы эмпирических исследований:
· наблюдение
· анализ документов
· опросы
· специализированные социально-психологические методы (социометрия, метод групповых оценок и пр.)
· тесты
· эксперимент
2. моделируемые методы (в лабораториях)
3. управленческо-воспитательные (тренинги).
Американская классификация:
1. Корреляционные методы
2. Экспериментальные методы
Подробнее о методах...
Метод наблюдения – визуальный охват объектов, интересных для исследователя. 1. Неконтролируемое /контролируемое наблюдение (нестандартизированное/стандартизированное). Это наблюдение включенное, участвующее.
|
|
2. Наблюдение в естественных ситуациях (испытуемый не видит наблюдателя или не знает, что за ним наблюдают).
1936 г. Уайт «Общество на углу улицы» - описал жизнь итальянской община Нью-Йорка, представившись студентом, пишущим диплом об итальянских обычаях.
1960-е гг. М. Омон работал 8 лет жила разнорабочей и жила среди них, получив диплом Сорбонны.
А. Алексеев в середине 80-х с бригадой поехал на Украину возводить колхозы.
Т. Брок – 1) Техника потерянного письма. Обнаруживалось в ящике письмо: в Нью-Йорке – уезжающего советского человека, в Петербурге – уезжающего американца. Иногда нашедшие отсылали письма. В Америку пришло писем больше. 2) Искусственно набирал толпу в Америке и у нас. Толпа-американцы – драка, толпа-русские – что-то делают. 3) Реакция на запачканный локоть у незнакомца только в России.
Анализ документации. Междисциплинарный метод. Документ – все что угодно (газета, конспект лекции, все фиксируемое).
Классификация документов:
- Официальные. Исходят из той или иной официальной организации.
- Первичные (протоколы заседаний)
- Вторичные (отчет за год) – основан на данных из первичных документов.
- Неофициальные.
- Личные – удостоверяются подписью.
- Безличные.
До середины 30-х годов – качественный анализ. А затем – контент-анализ.
Б. Берельсон Предложил контент-анализ. Уделял внимание тому, как часто повторяется тот или иной момент (слово, мысль, обращение). Главное – ценность выделенных единиц.
1943 г. На основе использования контент-анализа была закрыта профашистская газета в США.
В. Семенов анализировал образы брака и любви в молодежных журналах. Оказалось, что они различались в зависимости от пола автора.
|
|
Опросы. Различают два вида: интервью (личное вербальное взаимодействие) и анкета. Страна опросов – Англия. Уже в VII веке они проводились по заказу парламента. Опросы используются на всех этапах исследования. На первом этапе – интервью. Опросы существуют как основное средство сбора первичной информации. На заключительном этапе они используются для уточнения данных.
Интервью (нельзя ставить знак равенства с беседой) – метод сбора первичной информации, в котором один человек – интервьюер, который стремиться получить информацию об отношении и мнении относительно одного человека или группы. Метод может использоваться при отборе лиц – оценочное интервью. Различают:
1. информационное интервью – нужно для получения информации.
2. терапевтическое интервью – для изменения поведения того или иного человека.
Эти методы могут сочетаться.
Середина 40-х гг. Стресс-интервью. Проверяли реакцию на стрессовую ситуацию (темная комната с узким пучком света, стул на двух ножках, гипотетическая ситуация кражи).
Вопросы направлены на:
1. выявление информации о фактах (сколько вам лет, где работаете и т.д.).
2. выявление мнений о фактах. Нужно обязательно узнать, откуда человек узнает о факте, о котором рассуждает. Желательно выяснять что-либо у непосредственных участников.
Виды интервью:
1. Стандартизированные (используются чаще всего) – имеют строго определенные формулировки вопросов и их последовательность. Для проведения можно использовать не очень квалифицированных интервьюеров; не слишком жесткая форма для опрашиваемого; дешевле; но уровень контакта не высокий.
2. Нестандартизированные – общая только тема и цель. Интервьюер свободен.
3. Полустандартизированное (с середины 40-х) – разработали Р. Мертон и П. Кендалл. Используется путеводитель интервью – перечень обязательных вопросов. Другое название – фокусированное интервью.
Правила формулирования вопросов:
- Вопрос должен быть как можно короче.
- Не должен включать малознакомых слов и символов.
- Каждый вопрос должен быть логически отделен (плохой вопрос – «Любите ли вы ходить в кино или театр?»).
- Вопрос не должен быть очень личным. Лучше строить вопросы в безличной форме.
- Формулировать вопрос следует в такой форме, чтобы любой ответ был социально приемлемым. Можно использовать синонимы, более мягкие по смыслу.
Открытый вопрос не дает опрашиваемому подсказки относительно формы ответа.
Закрытый вопрос предлагает на выбор 2 и более вариантов ответа, что лишает возможности отвечать своими словами. Он чаще используется в анкетах.
Правила последовательности вопросов (особенно в интервью):
- начинать следует с более простых вопросов.
- первый вопрос должен быть как можно более интересным и не должен быть дискуссионным (особенно в США).
- должна быть некоторая логика в последовательности.
- иногда необходимо ставить провокационные вопросы, будто интервьюер уже знает на него ответ («когда вы прекращаете бить свою жену?»).
- нельзя спорить или одобрять человека.
- важные вопросы лучше всего ставить в середине интервью – время наивысшего контакта.
Способы записи информации в интервью:
1. дословная запись.
2. кодирование.
3. механическая регистрация, звукозапись.
25–30 минут – хорошее время для интервью. Самое длинное интервью – 6 часов.
Репрезентативный опрос – опрос особой выборки.
Иногда цели опроса лучше замаскировать.
Э. Ноэме выяснял отношение опрашиваемого к произведенному интервью. Если опрашиваемый увеличивал время – разговор казался ему неинтересным и наоборот.
Анкета: должна быть планка, краткое объяснение цели исследования, указание, как отвечать (последовательность не так важна), благодарность. Начинать всегда следует с программы исследования. Программа исследования:
|
|
- чтение литературы.
- формулирование проблематики, предмет и объект исследования.
- гипотеза.
- выбор метода.
Первый этап – разведывательный план: пробные интервью, предварительные интервью.
Второй этап – аналитический план: описательный, дескриптивный план, сбор и анализ информации, отчет. Не подразумевает экспериментальных ситуаций. Происходит вычисление связей и корреляций.
Третий этап – экспериментальный план.
Иногда можно обойтись и без разведки и аналитического плана.
Существует проблема экологической валидности, – в какой степени лабораторные данные можно перенести на реальную жизнь.
Валидность = обоснованность (должна выявлять то, для чего предназначена) + надежность (однопорядковость данных при повторных измерениях).