Вопрос 25. Понятие «социальная экспертиза» и ее характеристика. Общее для разнообразных видов социальной экспертизы

Экспертиза этимологически восходит к латинскому слову «экспертус», что значит опытный, сведущий.

Под экспертизой принято понимать исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.

Социальная экспертиза имеет свою особенность. Под ней принято понимать профессиональное исследование состояния социального объекта и вынесение обоснованного заключения, содержащего достоверную информацию об объекте, конкретные предложения (рекомендации) для принятия решений и возможный прогноз. Итак, социальная экспертиза является исследованием, проводимым специалистами (экспертами), включающим диагностику состояния социального объекта, установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его последующих изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработку рекомендаций для принятия управленческих решений и социального проектирования в условиях, когда исследовательская задача трудно формализуема.

Общим для множества специальных видов экспертиз является то, что они представляют собой исследование, а в некоторых случаях (врачебно-трудовая, судебно-психиатрическая и некоторые другие экспертизы) – освидетельствование; предполагают указание на специальный, порядок их назначения и проведения. Этот порядок порой закрепляется в ведомственных актах или даже в законах.

Социальная экспертиза является важнейшим компонентом целостной системы социальной технологизации. Она применяется при решении многих социальных задач и оказании помощи некоторым категориям населения.

Социальная экспертиза связана и взаимодействует с такими функциональными технологиями социальной работы, как диагностика, профилактика и др. Например, экспертиза включает в себя диагностику состояния социального объекта. Ряд авторов считает, что социальная экспертиза в основном применяется при диагностике, проектировании и составлении прогнозов для определенного спектра социальных объектов, феноменов, вопросов и проблем, а также может использоваться и при решении вопросов опеки, попечительства, социального обеспечения. В ряде экспертиз точно фиксируется характер окончательного вывода: например, судебно-психиатрическая экспертиза решает вопросы вменяемости и невменяемости; судебно-почерковедческая экспертиза устанавливает исполнителя текстов и т.д.

Но главная специфическая черта экспертизы состоит в том, что она представляет собой исследование задачи, плохо поддающейся количественному анализу и трудно формализуемой. Это исследование осуществляется путем формирования мнения (составления заключения) специалиста, способного, во-первых, восполнить недостаток информации по исследуемому вопросу, опираясь на свои знания, интуицию, опыт решения сходных задач и «здравый смысл», и, во-вторых, систематизировать эту информацию.


ВОПРОС 26. Функции социальной экспертизы: диагностическая, информационно-контрольная, прогностическая, проектировочная. Ступени социальной экспертизы.

диагностическая функция – освидетельствование состояния социального объекта в момент исследования;

информационно-контрольная функция – исследование информации о социальном объекте и его окружении с целью установить ее достоверность и внести соответствующие коррективы, если информация содержит искажения;

прогностическая функция – выявление возможных состояний социального объекта в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе и возможных сценариев достижения объектом этих состояний;

проектировочная функция – выработка рекомендаций по тематике экспертирования социального объекта для социального проектирования и принятия управленческих решений.

На первой ступени субъектом является орган государственной власти, формирующий заказ на экспертизу, или негосударственная структура. Такая негосударственная структура, как органы местного самоуправления, действует в этом случае в объеме полномочий, установленных законодательством: общественные объединения также могут быть организаторами экспертизы – чаще всего в альтернативном порядке. Всех субъектов первой ступени объединяет то, что они принимают решения нормативного характера, способные влиять на жизнедеятельность людей, на общественные отношения. Поэтому их принято называть общим термином – «принимающие решения органы».

На второй ступени в роли субъекта выступает исполнитель заказа на социальную экспертизу. В зависимости от характера заказа исполнителем могут быть:

1. исследователь, исследовательский коллектив. Собственно, эта группа и должна рассматриваться как экспертная по определению, поскольку она состоит из специалистов, компетентных в вынесении ожидаемого заключения.

2. практические работники из системы «заказчика». Должностные лица, занимающиеся соответствующей работой, обладают значительным объемом информации и опытом подготовки решений, которые важны для составления экспертного заключения. Однако ведомственная заинтересованность таких лиц не позволяет непосредственно привлекать их к работе экспертов. В то же время, находясь в составе экспертной группы, они способны реализовать свои знания и возможности, которые не поощряются при исполнении ими должностных обязанностей;

3. авторитетная референтная группа. Вряд ли правомерным было бы требование научной обоснованности оценочных суждений авторитетной референтной группы. Она сама становится объектом изучения, а ее мнения и поведенческие реакции исследуются как возможные прообразы массовых реакций на то или иное решение государственных органов. В рамках этой категории экспертов могут быть рассмотрены типичные представители обследуемой совокупности. Например, если изучаются проблемы многодетной семьи, то в качестве экспертов могут привлекаться активисты общественных объединений, созданных в поддержку многодетных семей, и т.д.


ВОПРОС 27. Организационные модели социальной экспертизы: рецензия, мониторинг, проект.

«Рецензия». Рецензирование в организационном отношении наиболее традиционная форма экспертной оценки.

Оно включает:

1.заказ на рецензию лицу (организации), выступающему в качестве эксперта.

2.предоставление эксперту материалов, подлежащих рецензированию.

3.принятие итогового документа – рецензии и соответствующие этому действия: одобрение и последующее завершение отношений с рецензентом (оплата рецензии, предоставление слова при обсуждении документа, авторско-правовые вопросы и т. д.); отправка рецензии эксперту на переработку или доработку; перезаказ рецензии другому эксперту.

Рецензия - простое и наименее затратное экспертирование документа, но оно не содержит всех преимуществ экспертной работы и может ввести принимающий решения орган в серьезное заблуждение относительно истинного положения дел или перспектив доработки документа.

В рамках данной модели может быть предусмотрен компенсирующий эти недостатки вариант. Его схема такова:

1) рецензия заказывается нескольким не связанным между собой экспертам, причем заказ содержит перечень требований, включая формулировку вопросов, на которые эксперты должны ответить обязательно и однозначно.2)рецензии принимаются без каких либо ограничений по качеству, кроме пунктов, оговоренных в техническом задании.3) тексты рецензий обрабатываются социологическими методами, принятыми при обработке документальных источников, специально привлеченными специалистами, перед которыми не ставятся собственно экспертные задачи.4)итоги вторичной обработки экспертных оценок составляют акт экспертизы, рассматриваемый органом, заказавшим экспертное исследование.В рамках данной модели может рассматриваться и консультирование, фактически это рецензирование без представления текста экспертного заключения.

«Мониторинг». Мониторинговая модель применяется, если производство социальной экспертизы приобретает регулярный характер и осуществляется на долговременной основе.

Специфика мониторинга в данном случае может быть представлена следующей последовательностью действий:

1)Принимающий решения орган заключает договор об экспертизе в порядке мониторинга, в соответствии с которым становится на оговоренный срок клиентом подрядившегося эксперта (или используется более правильная по организации схема, включающая «заказчика» – «организатора» – «исполнителя», о чем см. ниже)

.2)Эксперт разрабатывает стандартную схему мониторинга, которую автоматически применяет в том или ином временном режиме (например, при появлении каждого проекта соответствующего правового акта или каждого социального проекта, представленного на рассмотрение принимающего решения органа, либо ежеквартально вне зависимости от того, появляется или нет новый повод для проведения социальной экспертизы).

3)эксперт представляет органу итоги исследования, проведенного в порядке мониторинга, по стандартной форме, предполагающей в том числе сравнение данных результатов с более ранними результатами, полученными в том же порядке.

Модель «Мониторинг» может быть эффективно применена, если в качестве эксперта выступает научное учреждение или подразделение, квалификация сотрудников или партнеров которого позволяет рассчитывать на высокое качество экспертной оценки однородного, но довольно обширного материала. В рамках мониторинга экспертная оценка связывается с другими исследовательскими технологиями.Применение мониторинга малоэффективно, если характер решаемых задач отличается разнообразием и несводимостью к ограниченной лишь некоторыми параметрами модели общества, в отношении которой проводится мониторинг. Другая особенность мониторинга – выявление им своей эффективности лишь тогда, когда накапливается достаточный материал для сравнения изучаемых явлений или процессов.

«Проект». Эта модель экспертного исследования направлена на решение группы смежных задач, в которой экспертная оценка приобретает инструментальное значение как основа проектирования желаемых общественных состояний и тенденций.

В наиболее общей форме организация по модели «Проект» включает следующие шаги:

1)осознание «заказчиком» наличия проблемы и проявление воли к ее разрешению.

2)постановка «заказчиком» задачи на проведение социальной экспертизы перед «организатором».

3)осмысление «организатором» задачи и выбор адекватной организационной схемы решения, составление предложений «заказчику», включая бизнес-план.

4)проработка предложений «организатора» с «заказчиком», принятие «заказчиком» решения относительно проведения экспертизы, включая порядок и гарантии финансового, материально-технического, информационного обеспечения, а также условия одобрения экспертного заключения (уровень минимальных требований).

5) работа «организатора» по привлечению «эксперта», постановка задачи, договорный процесс относительно условий труда эксперта и вознаграждения по итогам работы (включая вопросы авторского права), подписание договора «организатора» с «экспертом».

6)работа «организатора» по реструктурированию «эксперта» в смысле раскрытия его резервов для решения творческих задач, работа «эксперта» в творческом режиме.

7)оформление результатов творческой работы без унификации понятийной среды и ориентации на требования к интерфейсу

8) переработка итогов «экспертом» (уплотнение информации и систематизация выводов).

9)обработка «организатором» полученного от «эксперта» результата в соответствии с приемлемым интерфейсом (в том числе путем привлечения к работе специалиста по преобразованиям текстов в соответствии с принятом у «заказчика» интерфейсом).

10)представление итогов экспертизы «заказчику», оформление акта приемки продукции, завершение отношений «заказчика» с «организатором» и «организатора» с «экспертом».


ВОПРОС28.Консультирование как метод социальной помощи. Процесс консультирования.

Консультирование – рекомендации по интересующийся теме.

Виды:

- общая,

- тематическая,

- очная, заочная,

- обучающее,

- договорное.

По форме: индивидуальное, групповое.

Условия консультирования:

-позиция консультанта не должна противоречить взглядов клиента;

-наглядно показывать клиенту что именно его действия приведут к желаемому результату.

Качества которыми должен обладать консультант:уважения клиенту, конкретность и четкость, знание самого себя и умения оказывать помощь другим людям, искренность, здесь и сейчас.

Принципы:

- целесообразность, устремленность,

- добровольность и новящевость,

- методическая грамотность и компетентность.

Этапы консультирования:

- выявления причин, анализ и оценка, формулировка цели консультирования, установления стратегии плана действия, осуществления соответствующих действия, оценка результатов консультирования и выводы.

- Приемы: выписка необходимая для специалиста, сопроводительное письмо, сообщить конкретное имя которому нужно обратиться, звонок специалисту, сопровождения клиентов


ВОПРОС 29. Методика посреднической деятельности.

Специалисты социальных служб в процессе своей деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными профильно - специализированными организациями и учреждениями, к которым они могут направлять клиентов. Специалист социальной работы как посредник в обязательном порядке выясняет, насколько приемлемы и соответствуют профилю деятельности требования клиента, для тех учреждений, которые могут оказывать профессиональную, компетентную помощь. Для этого проводит диагностику личностной проблемы. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, – одна из обязанностей социального работника. Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

I. Определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения;

II. Оценка и выбор учреждения, способного наилучшим образом решить проблему;

III. Помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме учреждением.

Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов.

1. Выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, ФИО специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и каким транспортом. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении.

2. Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение - четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

3. Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении обратиться.

4. Прежде чем отправить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте.

5. Важно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

Социальный работник в качестве посредника обязан проверить и убедиться, что контакт состоялся и помощь клиенту оказана.Для этого полезно, чтобы клиенты сообщали ему о результатах первого контакта с учреждением, свое отношение и оценку результатов визита. Пока контакты у клиента не станут прочными, социальный работник держит ситуацию под контролем.


ВОПРОС 30.Коммуникативные умения и навыки в социальной работе. Общение характерно для всех сфер жизни людей, это условие и средство формирования систем отношений общества и самого человека. Но как особый феномен жизнедеятельности общества общение обладает специфическими содержательными и функциональными характеристиками.Обычно выделяют перцептивную, коммуникативную и интерактивную функции общения.

Имеется в виду, что общение — это одновременно восприятие партнерами друг друга, их обмен информацией, действиями и ролевыми влияниями, установление определенных взаимоотношений.Коммуникативные средства общения чрезвычайно разнообразны.

К ним относятся: речевые (вербальные) средства:

• лексика; стилистика, грамматика; семантика;

неречевые (невербальные) средства:

• оптокинетические (жестикуляция, мимика, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики);

• паралингвистические (интенсивность, тембр, интонация голоса, его диапазон, тональность);

экстралингвистические (паузы, темп речи, ее связность, смех, покашливание, заикание);

• проксемические (персональное пространство, физическая дистанция контакта: интимная (от 0 до 40—45 см), личная (от 45 до 120—150 см), социальная (150-400 см), публичная (от 400 до 750—800 см), угол поворота к собеседнику;

• предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживание, касания);

• ольфакторные средства (связанные с запахом).


ВОПРОС 31. Технология связи с общественностью: понятие, сущность, основные направления.

Связь с общественностью — одна из базовых технологий социальной работы, позволяющая использовать многие другие методы и приемы: анкетирование, наблюдение и др.

В отличие от индивидуальной помощи и создания групп социальной терапии использование этого метода позволило расширить масштабы социальной работы среди населения, ибо под общественностью здесь понимаются улица, район города, церковная община, социум в целом.

Приверженцы данного метода акцентируют внимание на том, что по сути любая социальная проблема — не только и не столько личная, сколько общественная, а посему для ее эффективного решения или предупреждения необходима работа с социумом в целом. В конце концов успех любой организации зависит именно от связи с общественностью, которую лучшие в мире организации. рассматривают как базовый принцип своей деятельности.

Посреднический характер социальной работы — это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на человека и решение его жизненных проблем. Необходимость посредничества между человеком и разного рода институтами возникает в том случае, когда человек не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. Социальный работник усиливает волю обратившегося к нему человека и побуждает встречную волю инстанции войти в положение последнего.

При анализе данной технологии основной акцент был сделан на использование средств массовой информации (СМИ), что обусловлено тон ролью, которую играют они в современном обществе о сути и роли метода связи с общественностью в практике социальной работы выявили три концептуальные позиции: работа с общественностью должна, во-первых, быт'» средством координации традиционных методов и кооперации организаторов социальной работы; во-вторых, должна рассматриваться как социально-политическое средство удовлетворения интересов и потребностей населения; в-третьих, должна стимулировать изменение, имеющихся потребностей, ожиданий и интересов граждан.

Важной частью связи с общественностью является работа с благотворительными учреждениями, спонсорами (в том числе потенциальными), В ситуации, когда социальная поляризация в России продолжается, растет число лиц и социальных групп, нуждающихся в разных видах помощи, многие социальные службы стали обращаться к возможностям благотворительности. Россия как бы разделилась на тех, кому нужно помогать, и тех, кто должен помогать, но четких и корректных критериев принадлежности к этим категориям не существует. Важно найти также и оптимальные формы благотворительности, поскольку простая раздача социальных благ, как говорилось ранее, не. решает социальных проблем, а порой даже развращает.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: