Вопрос 33. Технологии социальной работы с семьёй

Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. — используются различные технологии социальной работы.

Виды и формы социальной помощи, цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию -- это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями — например, за прет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.

Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни.

Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или прихотропных веществ и т.д.

Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям — это прикосновения к их половым органам, принуждение к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия. Нередко для принуждения детей к развратным действиям используется и физическое насилие.

Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребёнок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили ещё и безработицу родителей.

Требуется повседневная защита социальным педагогом, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остаётся одиноким, когда родители отвергают любовь ребенка или «спекулируют» любовью к нему в своих отношениях.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными проблемами семьи. Это:

- больные дети, дети-инвалиды;

- пожилые родители, инвалиды, пенсионеры;

- половая распущенность и проституция;

- алкоголики и наркоманы;

- дети-бродяги;

- развод родителей

Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение и нейтрализацию.

К предупреждению относится материальная помощь семьям со стороны государства в виде выплаты пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Социальный педагог кроме педагогических проблем, работа с семье, решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.

Главная цель – мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во-первых, необходимо проанализировать проблемы. Во-вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса. Но любую работу с семьей социальный педагог начинает с её изучения.


ВОПРОС 34. Супервизия в социальной работе с семьей.

Супервизия - вид деятельности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, направленный на обеспечение надлежащего качества социальной работы, профессиональных рисков путем обучения социальных работников, наставничества и профессиональной поддержки на рабочем месте.

Специалисты в социальной сфере – социальные педагоги и психологи, каждый день сталкивающиеся с работой с ребенком и его семьей, вкладывают большие моральные и духовные силы и как следствие бывают чувствуют эмоциональное утомление и испытывают трудности в работе с семьей, особенно с семьей сложной, испытывающей какие-либо проблемы.

Супервизия – это такая процедура, которая позволяет специалистам социальной сферы предупреждать эмоциональное выгорание и искать новые способы взаимодействия с ребенком и его семьей.

Функции супервизии: 1профессиональная поддержка специалистов, оказывающих услуги детям и семьям группы риска по социальному сиротству; методический контроль качества выполнения стандартов (алгоритмов) услуг; оценка индивидуальных образовательных потребностей специалистов и организация мер по их обеспечению. Как происходит супервизия?

Супервизия – это особым образом структурированное обсуждение работы специалистов, в ходе которого супервизор помогает специалисту увидеть свои сильные и слабые стороны; супервизия проводится как в групповой, так и в индивидуальной формах, очной и дистанционной (по телефону, скайпу); супервизия проводится в плановом режиме, а также в экстренном порядке – по запросу специалиста.

Супервизия даёт возможность специалистам, работающим непосредственно с ребёнком и его семьёй проанализировать сложные ситуации и найти адекватные способы взаимодействия. В такие моменты супервизия оказывается очень важной.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: