Пропускная способность дороги – это максимальное количество автомобилей, которое может пропустить данный участок дороги или дорога в целом в единицу времени. На пропускную способность влияет большое число факторов, зависящих от технических параметров дороги и автомобилей. Поэтому для получения надежных данных о пропускной способности должны быть учтены показатели, характеризующие взаимодействие между автомобилями в потоке в различных дорожных условиях.
Транспортные потоки характеризуются: интенсивностью, составом, скоростью, интервалами между автомобилями, плотностью потока. Вследствие взаимодействия автомобилей в потоке все эти характеристики функционально связаны друг с другом.
Для расчета теоретической пропускной способности студенту необходимо знать скорость движения, которая зависит от категории дороги, а так же количество полос на ней. Все данные для выполнения данной работы выбираются согласно номеру зачетной книжки.
Для упрощения расчета принимаем, что по данной автомобильной дороге передвигаются только легковые автомобили. Расчетная схема представлена на рисунке 1.
Рисунок 1- Расчетная схема расположения автомобилей на полосе движения
где, L - расстояние между двумя попутно следующими автомобилями, l1 - расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя, l2 - разность тормозных путей первого и второго автомобилей, lб - расстояние безопасности, lа - длина автомобиля.
Теоретическая пропускная способность полосы движения в легковых автомобилях в 1 час определяется при условии, что участок дороги прямой и горизонтальный с шероховатым покрытием, по которому осуществляется колонное движение автомобилей в благоприятных дорожных условиях.
(1.1)
где Iа – интервал между попутно следующими автомобилями, с
(1.2)
где L - длина участка дороги, приходящаяся на один автомобиль, м; v - расчетная скорость движения автомобилей, км/час; 3,6 - переводной коэффициент пересчета км/ч в м/с
Длина участка дороги, приходящаяся на один автомобиль, определяется исходя из рисунка -4.1.
(1.3)
в нормальных условиях время реакции водителя на изменение ситуации на дороге не превышает 1 с, поэтому
(1.4)
Разность тормозных путей рассчитывается следующим образом
(1.5)
где lТ1 – тормозной путь первого автомобиля, lТ2 – тормозной путь второго автомобиля.
Тормозной путь рассчитывается по следующей формуле:
(1.6)
где - коэффициент продольного сцепления шин с покрытием, g - ускорение свободного падения, i – продольный уклон участка дороги, f – коэффициент сопротивления движению.
Принимает, для упрощения, что тормозной путь первого и второго автомобиля одинаков, при этом l2=0
Расстояние безопасности 1б должно быть не менее 5м, принимаем 1б = 5 м.
Типовая задача
Имеем четырехполосную автомобильную дорогу второй категории на трудном участке горной местности с максимально допустимой скоростью 60 км/час. Тогда , где , где , где , l2=0, lб = 5, а lа – выбираем согласно последней цифры номера зачетной книжки из таблицы 1
Таблица 1
Выбор длины автомобиля
Цифра шифра | ||||||||||
Длина автомобиля, м | 4,5 | 5,5 | 6,5 | 7,8 | 8,5 |
Допустим цифра шифра 4, тогда длина автомобиля 6 м.
В таком случае подставляем данные в формулы и получаем, что теоретическая пропускная способность легковых автомобилей на данном участке одной полосой автодороги равна 2169 автомобилей в час.
Для определения теоретической пропускной способности дороги в целом, необходимо рассчитанную пропускную способность умножить на количество полос: ПДТ =4*ПТ = 4x2169 = 8676 автомобилей в час. Необходимо помнить, что это пропускная способность дороги в обоих направлениях, поэтому при расчете провозной способности грузов и пассажиров в одном, конкретном направлении, ее необходимо делить на 2. Практическая пропускная способность вычисляется путем умножения теоретической пропускной способности на 15 коэффициентов учитывающих реальную обстановку на дороге, но в данной работе она не рассчитывается.
Тема №2