Учитывая характерные морфофункциональные изменения, развивающиеся вследствие ампутации и влияния гипокинезии, неизмеримо возрастает роль физических упражнений.
После ампутации обеих верхних конечностей могут использоваться тренажеры для развития мышц сгибателей и разгибателей бедра и голени, тренажер для разгибания спины (Hyperextension Bench), тренажер для развития мышц живота. После ампутации одной верхней конечности, кроме перечисленных, применяются тренажеры и блочные устройства для развития силы мышц сохраненной конечности, в частности для развития мышц плечевого пояса, дельтовидных мышц и мышц груди (Butterfly), а также для развития широчайших мышц спины, сгибателей и разгибателей руки.
После ампутации нижних конечностей используются тренажеры и грузоблочные устройства для развития широчайших мышц спины, дельтовидных мышц и мышц груди, для развития плечевого пояса брусья консольные для воздействия на мышцы живота) и спины, бицепс-машина, тренажер для развития икроножных мышц сидя или стоя (Calf Machine) (после односторонней ампутации бедра или голени), Smith Machine для воздействия на мышцы пояса верхних конечностей.
|
|
Для занятий используются тренажерные устройства, входящие в состав комплекса атлетической (силовой) подготовки, а также нестационарные виды отягощений (гантели, штанга, диски). Важным аспектом организации занятий с отягощениями является регулирование нагрузки в соответствии с возможностями подростков. Выполнение упражнений силового характера является наиболее некомфортным, поскольку требует проявления максимальных мышечных усилий, поэтому наиболее оптимальным является режим нагрузки со следующими параметрами:
• количество занятий в недельном цикле — 2—3;
• количество упражнений в одном занятии — 6—8;
• количество подходов — 3—4;
• количество повторений — 10—12;
• интервалы отдыха — 2—3 мин.
В случае если не удается добиться выполнения 12 повторений в каждом из трех подходов, то в каждом последующем снижается величина отягощения. В таблицах 30 и 31 представлен примерный перечень упражнений для детей среднего и старшего школьного возраста после ампутации бедра или голени и обеих голеней. Большинство упражнений может выполняться сидя в коляске или при помощи специальных технических приспособлений, позволяющих фиксировать положение тела на тренажерах.
Таблица 30