Согласно теории стратегического менеджмента, изложенной А. А. Томпсоном и А. Дж. Стриклендом, стратегический менеджмент включает решения пяти взаимосвязанных задач, которые также можно считать этапами стратегического управления, в которых анализ не выделяется в качестве самостоятельной составляющей, а предусматривается в составе каждого этапа.
1. Определение вида коммерческой деятельности и формирование стратегических направлений развития, т. е. необходимо обозначить цели и долгосрочные перспективы развития.
2. Превращение общих целей в конкретные направления работы.
3. Умелая реализация выбранного плана для достижения желаемых показателей.
4. Эффективная реализация выбранной стратегии.
5. Оценка проделанной работы, анализ ситуации на рынке, внесение корректив в долгосрочные основные направления деятельности, в цели, в стратегию или в ее осуществление на основе приобретенного опыта, изменившихся условий, новых идей или новых возможностей1.
Процесс стратегического управления2 состоит из нескольких этапов, выполняемых непоследовательно: циклично, параллельно-последовательно (рис. 1.4).
|
|
Рис. 1.4. Основные этапы процесса стратегического управления
Этапы «Формулирование миссии», «Определение целей» и «Разработка стратегий» можно объединить в один этап «Выбор стратегии / Стратегическое планирование». В этом случае такой вариант представления этапов стратегического управления немного отличается (наличием этапа «Коррекция») от приведенного выше упрощенного варианта (см. рис. 1.3).
При проведении анализа мнений выявлено, что в отношении перечня этапов стратегического управления нет существенных различий. Однако А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд на первом этапе предлагают определить свое стратегическое видение, миссию, цели, а на втором ¾ исследовать среду организации3, а Э. А. Уткин ¾ наоборот4.
По мнению некоторых авторов, как с точки зрения достижимости целей, так и с точки зрения особенностей российской экономики более приемлем второй вариант5. Однако, как считают другие исследователи, не только возможно, но и необходимо, и наиболее целесообразно, эффективно сочетание этих подходов. Сначала обзор основных факторов внешней среды, а затем постановка реалистичных целей, а уже после этого подробный сбор и анализ информации о внешней среде и на основе этого разработка стратегий6.
По мнению И. А. Бланка 7, разработка стратегии осуществляется по следующим основным этапам:
1) определение общего периода формирования стратегии;
2) исследование факторов внешней среды и степени их воздействия на деятельность предприятия;
|
|
3) оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия;
4) выбор определяющей стратегической модели развития предприятия с учетом стадии его жизненного цикла;
5) формирование системы стратегических целей с учетом избранной определяющей модели развития;
6) конкретизация целевых показателей стратегии менеджмента по периодам ее реализации;
7) формирование политики менеджмента по отдельным наиболее важным направлениям деятельности;
8) разработка наиболее эффективных путей реализации стратегических целей и политики менеджмента;
9) оценка разработанной стратегии менеджмента.
Другие авторы рассматривают процесс разработки стратегии иначе. Так, Б. Берман и Дж. Эванс предлагают следующие элементы разработки стратегии предприятия:
1) анализ ситуации;
2) цели;
3) определение потребительского рынка;
4) общая стратегия;
5) конкретные действия;
6) управление.